Консультация для педагогов на семинар – практикум Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР.
консультация по логопедии
Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_logopedov_i_defektologov.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на семинар – практикум
Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР.
ЗПР- особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.
По данным отечественных и зарубежных авторов, в детской популяции выделяется от 6% до 11% детей с задержкой психического развития различного генеза. У детей с ЗПР недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, снижена познавательная активность, слабость регуляции произвольной деятельности. Наблюдаются нарушения различных сторон речи.
Такой ребенок испытывает затруднения в обучаемости, однако ребенок может воспользоваться помощью педагога, способен перенести усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. (Мастгонова Е.М. 1997г.)
Уже на первом году жизни мы можем увидеть задержку двигательного и речевого развития, позже появляется отставание в овладении речью.
Словарь ребенка с ЗПР в основном состоит из существительных и глаголов, который низкий и не точный.
Ребенок заменяет слово описанием ситуации или действия, с которым связано слово.
Пример: (Маша Н., 5лет. «Там укол, он там меня, так меня слушает».) Ребенок жестикулирует, показывает, что с ним делал врач. Дети испытывают затруднения в подборе необходимых слов, слова-антонимы и слова-синонимы.
Слова: «узкий, короткий, низкий» заменяют одним словом «маленький». Очень мало в словаре ребенка прилагательных, чаще всего это качественные, обозначающие воспринимаемые ребенком признаки.
Недостаточна сформирована и грамматическая сторона речи, о чем отмечают и следующие авторы: Г.Н. Рахманова, 1987г., Р.Д. Тригер, 1998г. и др.
Ребенок затрудняется в построении предложения, нарушает порядок слов в предложении, пропускает слова. Это говорит о том, что грамматическое программирование сформировано только частично (А.А. Леонтьев, 1965г).
Ребенок с ЗПР не использует в речи предлоги или же путает их, не справляется с согласованием существительных с глаголами и прилагательными. (Саша Ш.,5 лет, «Мама купила синий платье и синий брюки»). Речь ребенка с ЗПР отличается ярко выраженным нарушением звукопроизносительной стороны. Ребенок не дифференцирует сходные звуки; не в состоянии выполнить звуко - буквенный анализ даже коротких слов: «дом, сук, мак».
Дети с ЗПР с трудом справляются с пересказом, составлением рассказов по картине, по серии картин. Часто ребенок испытывает затруднения с составлением рассказа творческого характера, рассказа описания.
Речь ребенка не выполняет такие функции, как регулирующую и планирующую. Слабость словесной регуляции действий при задержке психического развития отмечал В.И. Лубовский, 1978г.
Для прогнозирования развития, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, выбора коррекционной программы, методов и технологий необходимо всесторонне обследовать каждого ребенка, поступающего в группу для детей с ЗПР.
Литература:
- Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний 6-летними детьми с ЗПР. Дефектология.1983г.№3;
- Глухов В.П., Смирнова М.Н. Особенности связной речи у детей с комбинированным психоречевым дефектом. Современная логопедия: теория, практика, перспективы. Межвуз.сб.науч.тр.МГОПУ им. М.А. Шолохова.М.2002.
- Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР. Дефектология. 1990.№6.
- Спирова Л.Ф., Ястребова Л.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка. Методы обследования нарушений речи у детей. Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. М.1992.
- Шевченко С.Г. Умственное и речевое развитие детей с ЗПР. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Под редакцией С.Г. Шевченко.М.,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников»
Консультация для педагогов...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО »
Задачи:• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;•Совершенствовать практические навыки профессиональ...
Консультация для педагогов дошкольного образования "Современные технологии речевого развития дошкольников"
Консультация...
Консультация для педагогов "Современные игровые технологии в речевом развитии дошкольников"
Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дош...
Консультация для педагогов "Использование современных технологий в речевом развитии дошкольников"
Консультация...
Консультация для педагогов на тему: "Современные технологии речевого развития дошкольников"
Консультация для педагогов на тему: "Современные технологии речевого развития дошкольников"...
Консультация для педагогов: "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО"
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...