Конспекты занятий
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспекты занятий содержат этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Речевой материал, используемые в ходе занятия, способствуют развитию у детей слухового внимания, фонетического слуха и восприятия, закреплению звука в речи. Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у ребенка. Занятие может быть адресовано учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ford_boyard.docx | 38 КБ |
zanyatie_podvodnyy_mir.docx | 18.31 КБ |
konspekt_bb.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Форд Боярд»
Цель:
- Закреплять у детей умение различать звук, слово, букву; составлять слова при помощи букв; делить слова на слоги, образовывать новые слова при помощи суффиксов, приставок.
Закреплять умение различать гласный и согласный звук, твердый и мягкий согласный звук, проводить слого - звуковой анализ слов.
Отрабатывать умения составлять предложения, умение делить предложение на слова, употреблять в речи слова-антонимы, уметь сочинять новый сюжет предложенной сказки.
Развивать фантазию, логическое мышление, воображение.
Воспитывать чувство взаимовыручки, доброжелательного отношения друг к другу
Оборудование:
Карточки-картинки: флаг, окно, рыба, дом, бочка, огурец, якорь, рука, дыня.
Камешки-буквы: гласные. Игрушки мягкие, животные, насекомые в аквариуме; «Цветик – семицветик» со словами, ключи. Мяч, картинка с изображением лисы; Плакат – сказочные герои сказки «Теремок»; карточки – схемы; плакат с изображением книг с буквами, фишки для слого - буквенного анализа.
Ход занятия:
Логопед:
Уважаемые родители, сегодня мы с вами немного поиграем как наши с вами дети. Все задания, в которые играют дети мы не сможем показать, так как их очень много. А вот с некоторыми из них познакомимся. Пропуская через себя, вы лучше поймете своего ребенка: его трудности, его эмоциональные всплески во время игры, состояние сопереживания, интерес к игре и ее обучающие и развивающие стороны.
- Играть, мы будем в увлекательную игру, игру не простую, а игру-путешествие. А как называется эта игра, вы узнаете по первым буквам зашифрованного слова.
(Родители находят зашифрованное слово по первым буквам картинок: флаг, окно, рыба, дом, бочка, огурец, якорь, рука, дыня).
- Правильно, мы отправимся в Форд-Боярд. Путь наш далёкий, так как Форд находится далеко в море, на небольшом острове, чтобы туда попасть, нам предстоит преодолеть много трудностей. А отправимся мы туда на корабле, займите пожалуйста свои места (родители проходят на стульчики, которые напоминают форму корабля).
- Первый сидящий будет капитаном (он собирает за каждое выполненное задание ключи). Ну что, отправимся в путь? (да!) Включается видео в презентации.
- Ой, посмотрите, у нас на пути небольшой островок. Здесь находится магазин, да не просто магазин, а «Магазин игрушек» (проводится игра «Магазин игрушек» на деление слов на слоги)
Давайте посмотрим, что продается в магазине (на столе лежат игрушки).
Родители: Игрушки
Логопед: Давайте назовём все игрушки: собака, сова, лиса, поросёнок, слон, попугай, черепаха. Деньгами в нашем магазине будут хлопки.
Чтобы купить в магазине игрушки, надо хлопками разделить слова на слоги. (Родители покупают игрушки в магазине, при помощи хлопков.)
Логопед: Молодцы, с первым заданием вы справились и за это вы получаете первый ключ (отдаёт ключ капитану).
- Ну что же, продолжим наш путь. У нас на корабле есть мяч, давайте поиграем? Я буду называть слова, и бросать мяч. Кому брошу, тот будет называть слова, противоположные по смыслу.
Проводится игра со словами-антонимами.
Сладкий – кислый, умный – глупый, сильный – слабый, добрый – злой, бежать – стоять, кричать – шептать, молодой – старый, большой – маленький, чисты – грязный, длинный – короткий.
- Да, вы, молодцы – и снова получаете ключ! (передает капитану)
Логопед:
- Посмотрите, у нас на палубе есть интересные камушки: камушки с буквами. Для того, чтобы узнать какое задание будет следующим, Вам нужно пройти по дорожке из букв. Но ходить вы будете по камушкам, наступая только на гласные буквы.
Логопед: Хорошо, справились, и за это вы тоже получаете ключ. А вот и следующее задание. Это задание очень опасное, но вы же смелые, храбрые, поэтому я думаю, вы справитесь и с этим заданием. А задание будет таким: вы будете доставать из аквариума животных, насекомых и называть звук с которого начинается слово, также нужно будет дать характеристику этому звуку.
Например, коза: В слове коза, первый звук [к] – согласный, твердый, глухой.
Логопед: Молодцы. Это задание вы тоже хорошо выполнили и получаете еще один ключ.
Логопед: А теперь - игра «Цветик – семицветик».
- Это не простой цветок. На каждом лепестке слова. Вам нужно будет сорвать лепесток, прочитать слово, добавить к нему частичку, чтобы получилось новое слово. Частичку мы добавляем в начале или в конце.
Бежать – убежать, прибежать, выбежать;
Заяц – зайчонок, зайчишка;
Дом – домик, домишка, домашний;
Лететь - прилететь, залететь, вылететь, улететь;
Корова – коровушка, коровка;
Снег – снежок, снежный;
Мама – мамочка, мамуля…..
Логопед:
- Вы сорвали все лепестки с нашего цветка, поэтому получаем следующий ключ. Посмотрите, наш капитан взял с собой в путешествие свой талисман. Кто это? (лиса)
- Да, правильно, это лиса. Выполните звуковой анализ слова ЛИСА с помощью звуковичков символов.
Логопед: Молодцы, и вы снова получаете ключ.
- Ой, посмотрите, на нашем пути еще один небольшой островок. Давайте остановимся. На этом острове живут сказочные герои. Как вы думаете, из какой они сказки? Родители угадывают сказку («Теремок»).
Логопед: Давайте назовём всех героев. А что произошло, когда пришёл медведь? Правильно, теремок развалился. А вот сейчас вам надо помочь героям и с помощью вот этих картинок схем, сочинить продолжение сказки. Родители составляют продолжение сказки с опорой на картинки:
Получается следующее продолжение:
- Собрались жители на совет и стали думать, что же делать с медведем. И решили отправить его в школу учиться, но не в обычную, а в лесную школу строителей. Медведь учился на «пять» и закончив школу, вернулся в лес и построил «Современный Терем – теремок».
Логопед: За интересное продолжение сказки вы снова получаете ключ.
Логопед: Уважаемые родители, мы преодолели много трудностей, чтобы попасть в «Форд Боярд». А вот и он! Вот это остров! Посмотрите, что это? Да это же настоящий старинный сундук. А что в нём, мы узнаем, открыв его с помощью наших ключей, которые мы собирали по пути. Вам нужно сложить слово из букв, которые на ключах. (Родители складывают слово из букв (Подарок) и открывают сундук, там - шоколадные монеты. Родители раздают монеты детям.)
Логопед: Ну что вам понравилось наше путешествие?
- А теперь нам пора возвращаться домой. А сделаем мы это с помощью нашего корабля (Родители садятся на стульчики). Включается видео в презентации.
Предварительный просмотр:
Конспект открытого подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме «Путешествие в подводный мир»
Цель занятия: активизировать лексический запас слов у детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- учить употреблять предложно-падежные конструкции;
- учить подбирать признаки к предметам.
Коррекционно-развивающая:
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия.
Оборудование: мультимедиа, телевизор, аудиозапись «Шум морского прибоя», презентация «Морские обитатели», игрушечный фотоаппарат, бумажная рыбка.
Предварительная работа: Разучивание физкультминутки «Черепаха».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети стоят кругом, прижимают свои ладошки к ладошкам соседа.
Логопед: Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но для этого нам нужен хороший настрой. Повторяйте за мной слова:
Мы ладошку к ладошке приложим,
И друг другу дружить предложим.
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы добрыми, умными, дружными стать.
Логопед: Молодцы.
II. Сообщение темы занятия.
Логопед: Итак, как я уже сказала, что сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в морское путешествие. Мы с вами опустимся на дно моря, потом погуляем по берегу. Мы будем знакомиться с морскими обитателями. Садитесь в наш специальный аппарат для путешествия под водой, который называется батискаф.
Стулья детей стоят друг за другом в два ряда. Дети садятся на стульчики.
III. Основная часть.
1. Отгадывание загадок.
Логопед: Смотрите-смотрите, кто-то быстро проплыл. Вы заметили, кто это был? Нет, я тоже не успела увидеть. Но у нас есть фотоаппарат, который все зафиксировал. Давайте посмотрим. Ох, да у него специальный режим. Если вы отгадаете загадки, только тогда выйдет фотография морского обитателя.
Дети отгадывают загадки, логопед на доску крепит магнитные картинки морских обитателей.
– Он больше всех зверей на свете.
Такой один он на планете,
(Его поменьше даже слон),
Пускать фонтаны любит он,
В воде он плавает и спит.
Кто скажет первым? Это – (кит)
– Передние – ласты, а задние - лапы!
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая. (Черепаха)
– Вот так Чудо! Вот так Диво!
Зонтик жжётся как крапива.
Зонтик плавает в воде.
Если тронешь - быть беде! (Медуза)
– Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет. (Морская звезда)
– Известен он во многих странах:
Живёт в морях и океанах,
Ему не нужен тесный пруд,
Его второе имя - Спрут.
Он может камня вид принять –
Умеет быстро цвет менять.
У него есть восемь ног…
Головоногий … (Осьминог)
– Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины,
Дети, кто это? (дельфины)
– Ползет в море паук -
Восемь ног, пара рук.
В руках клещи,
В глазах испуг. (Краб)
2. Упражнение с предлогами перед, за, между, под, над.
Логопед: Молодцы. Посмотрите ребята, как интересно выстроились морские обитатели. Скажите мне, кто находится перед дельфином? Кто находится за китом? Кто между черепахой и морской звездой? Кто под китом? Кто над крабом? Кто перед морской звездой? Кто за медузой? Кто между осьминогом и крабом? Кто под медузой? Кто над дельфином?
Ответы детей.
3. Игра “Назови ласково”. Игра с мячом.
Логопед: Хорошо справились заданием. Дети, а вот один из морских обитателей может находиться еще и на суше. Как вы думаете это кто?
Дети: краб и черепаха.
Логопед: Правильно. Давайте с вами закончим наше путешествие по дну моря и погуляем по берегу и понаблюдаем за ними.
Дети встают вокруг логопеда.
Логопед: Смотрите-ка, краб своей клешней нарисовал задание для нас. Так, он просит назвать каждого обитателя морского ласково. Для этого он оставил мячик. Я кидаю кому-нибудь из вас мячик и говорю морского обитателя. Вы называете его ласково и возвращаете мне мяч.
Выполняется игра.
4. Физминутка. Черепаха.
Логопед: Молодцы. А теперь пойдемте искать черепаху.
Дети ходят по группе и делают вид, что что-то ищут.
Логопед: Эх, далеко мы с вами ушли от моря. Давайте отдохнем, и будем возвращаться обратно.
До моря идти далеко, До моря идти нелегко. – Вот камень лежит у дороги, Присядем и вытянем ноги. И на камень мы Кладем узелки. – Хорошо бы на камне Прилечь на часок... Вдруг на ноги камень вскочил И за лапки их ухватил. И они закричали от страха: Это – че! Это – ре! Это – паха! Это – чере! Паха! ...Папаха! | Дети шагают по кругу Посмотрели на пол Сели, вытянули ноги Как будто кладем что-то рядом
Дети ложатся Логопед трогает детей за ножку Дети быстро встают, показывают как- будто испугались Кричат хором (К. Чуковский.) |
5. Игра “Делим на слоги”.
Логопед: Ох, и испугала нас черепаха. Но посмотрите, черепаха наша совсем грустная. Знаете почему? Она поделилась со мной своей бедой. В морской школе ей дали задание, с которым она справиться не может: не умеет делить слова на части (слоги).
Вот и молчит черепаха, вот и грустит черепаха.
Не сдвинется с места от страха.
Хотите помочь бедняге? Поделим слова черепахе!
На доске выкладывается тропинка из камней.
Логопед: Итак, черепаха дала мне список слов, которые нужно поделить. Я называю слово, один из вас подходит к тропинке из камней и шагает пальчиками столько раз, сколько слогов в слове.
Дети выполняют задание.
6. Упражнение “Какой? Какая?”
Логопед: Вот какие молодцы, и с этим заданием справились. Мы с вами познакомились с морскими обитателями. А теперь, давайте, скажем какие они бывают. Кит какой?
Дети: Большой, громкий.
Логопед: Черепаха какая?
Дети: Медленная, маленькая.
Логопед: Медуза какая?
Дети: Опасная, красивая, яркая.
Логопед: Морская звезда какая?
Дети: Красивая, маленькая, медленная.
Логопед: Осьминог какой?
Дети: Ловкий, быстрый.
Логопед: Дельфин какой?
Дети: Красивый, умный, быстрый.
Логопед: Краб какой?
Дети: Неторопливый, незаметный, маленький.
IV. Итог занятия.
Логопед: Вот наши приключения и подошли к концу. Мы сегодня с вами познакомились с некоторыми морскими обитателями. Какие задания мы с вами выполняли? Что для вас было трудно выполнять?
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия "Звуки [б], [б']. Буквы Б б.
Цели:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- уточнить артикуляцию звука [б];
- уметь соотносить его с буквой;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- совершенствовать звуковой анализ слов.
Задачи:
- Образовательная:
- формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];
- учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.
- Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику.
- Воспитательная: развитие внимания, памяти, формировать “ситуацию успеха”.
Оборудование: красные, синие и зеленые кружки, предметные картинки, раздаточный материал: слоги, буквы, пособие “Развивайте ум детей”.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Вы у меня какие?
(- Умные, старательные, любознательные)
- Наши задачи?
(- Не только смотреть, но и видеть
Не только слушать, но и слышать.
Не только говорить, но и думать.
Дружно и плодотворно работать).
- Замечательно. Начинаем плодотворно работать.
Сегодня будем знакомиться с новыми звуками и буквами, но сначала...
2. Развитие мелкой моторики пальцев ...
Поиграем мы немножко.
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем.
Их сжимаем, разжимаем.
Ребята, давайте вспомним, какому правилу нас научил наш друг Звукознайкин.
(Звуки мы слышим, и говорим, а буквы видим и пишем).
3. Артикуляционная гимнастика
Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)
Физкультура получилась хороша.
4. Сообщение темы
Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).
Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквамиБб.
Назови слова с этим звуком.
5. Фонетическая зарядка.
Работа перед зеркалом.
- Произнеси звук.
- Что работает, когда говорим -б-? Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.
- Какой он, гласный или согласный, почему?
- Поиграем в игру слоники - лягушки.
Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам.
- Закрой ушки и послушай, звонкий он или глухой.
Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.
Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий, губной.
6. Произношение звуков [Б], [Бь] в слогах. Развитие координации движений
Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними. На барабане: бам-бом-бум-бим;
- На трубе: би-ба-бо-би-ба-бо;
- На балалайке: ба-бо-бу-ба-бо-бу.
7. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом
Бим спрашивает, зачем вам эти цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)
А что это за замки и почему они разноцветные?
(В этих замках живут звуки.
В красном замке живут гласные звуки, в синем - твердые согласные, а в зеленом - мягкие согласные.)
Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую - красный.
Даю вам звуки [б], [а]. Какой слог получился? (ба).
А теперь Бом дает вам звуки [б],[о].
Верните ему слог. (бо).
Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука [м]).
Бим дает вам кружочками слог би.
Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим.
Кто сможет на доске составить схему слов Бим и Бом?
8. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.
Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки [Б],[Бь]. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.
Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).
Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Б]).
Где вы произносили звук [Б]? (В начале слова).
А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).
Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Бь]).
Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).
А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).
9. Развитие фонематических представлений.
Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.
Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б]и[Бь].
(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
10. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти.
Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”
На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.
Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать, какого предмета не стало. (Не стало булавки).
Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).
11. Физминутка.
- Самое время отдохнуть.
Хором:
Спал цветок (дети присели на корточки)
И вдруг проснулся (встали, руки на пояс)
Больше спать он не хотел (наклоны в стороны)
Встрепенулся, отряхнулся (встряхивают руками)
Взвился вверх (руки вверх)
И полетел (машут руками, садясь за парты).
13. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов
Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь).
А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки?
Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научилЗвукознайкин? (Буквы мы видим и пишем).
Что вам напоминает эта буква?
Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.
Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.
Бим и Бом хотят, чтобы мы научили их читать.
Прочитайте, что Бим хочет сказать Бому? (Ба, бо, би, бу, бы).
А кто сможет из букв составить их имена? (Бим, Бом).
Молодцы!
14. Фонематическое восприятие. Выделение звука [Б]
- из ряда звуков: П, Б, В, Т, Б, П, Ф, Б
- из ряда слогов: ПА, БА, БЫ, ПЭ, БУ, ПО
- из ряда слов (отобрать картинки со звуком [Б])
- определить позицию звука [Б] в слове.
15. Печатание буквыБ и слов с буквой Б.
16. Организация окончания занятия
Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками [Б] и [Бь].
Давайте вспомним слова со звуками [Б] и [Бь].
(Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).
Молодцы!
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...