Статья "Взаимосвязь нарушений звукопроизношения и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"
статья по логопедии
Статья "Взаимосвязь нарушений звукопроизношения и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dizartriya.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь нарушений звукопроизношения и артикуляционной моторики у
детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, звукопроизношение, артикуляционная моторика, дизартрия.
В настоящее время отмечается стремительный рост
речевых патологий у детей старшего дошкольного возраста, в силу
большого количества пагубных биологических и социальных причин. Это
повышает потребность в поиске, изучении и исследовании преодоления у
детей речевых нарушений. Эта проблема особенно актуальной становится
по отношению к детям, имеющим дизартрию. Основными проявлениями
дизартрии являются смешение, искажение, замена и отсутствие звуков.
Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой
структурой, опускают некоторые звуки при стечении согласных. Следует
обратить внимание, что дизартрия – это нарушение произносительной
стороны речи, которое обусловлено недостаточной иннервацией речевого
аппарата.
Дизартрия также оказывает отрицательное влияние на формирование
фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи.
Недостатки звукопроизношения у детей с дизартрией неблагоприятно
влияют на психическое развитие ребенка, формирование личности,
отражаются на его поведении, деятельности, приводят к развитию таких
отрицательных качеств как чувство неполноценности, нерешительность,
замкнутость, негативизм, застенчивость.
Впервые о дизартрии заговорил в 1888 году ученый А. Куссмауль, который характеризовал дизартрию как косноязычие, проявляющееся в виде трудности произношения звуков, а также обозначил факторы, которые влекут за собой дизартрические нарушения.
В.И. Покровский в словаре медицинских терминов трактует данное понятие с точки зрения психолингвистики, закладывая в основу нарушения расстройство артикуляции.
А.Р. Лурия подчеркивает, что при данном нарушении страдает просодическая сторона звукового потока, происходит искаженное произношение фонем [5, с. 41].
К. Беккер отмечает, что помимо нарушений артикуляции, дизартрия выступает в качестве симптома поражения центральной и периферической нервной системы.
Е.Ф. Архипова в основу нарушения ставит расстройства артикуляции, вызванные нарушением просодической и фонематической стороны речи [1, с. 24].
В связи с органическим поражением центральной и периферической
нервной системы при дизартрии нарушается двигательный механизм речи, а
это приводит к нарушению развития онтогенеза речевой деятельности.
Степень нарушений артикуляционной моторики и звукопроизношения
зависят от тяжести и характера поражения нервной системы. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной
степени и зависят от тяжести и характера поражения нервной системы. В
легких случаях имеются отдельные искажения звуков, невнятная речь, в более
трудных случаях видны искажения, пропуски и замены звуков, страдает
выразительность, модуляция, темп, произношение становится невнятным.
При более тяжелых поражениях центральной нервной системы речь
становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц [3,
с. 42].
Органические поражения центральной нервной системы приводят к
расстройству моторных функций и всей звукопроизносительной стороны
речи. На фоне этих нарушений проявляется отставание в развитии
познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.
Нарушения звукопроизношения у детей выделяются в искажениях
артикуляции, смешениях, заменах и пропусках звуков. Нарушения
фонологического типа при дизартрии обусловлены паретичностью и
спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного аппарата. Слабость
кинестетических ощущений наблюдается у детей с данной патологией, а это
задерживает развитие артикуляционного праксиса. Возможны изменения характера звуков при дизартрии под воздействием разных лингвистических факторов: место звука в слове, структуры слога, куда входит звук, ударения, слоговой структуры целого слова.
В результате кинетической несформированности артикуляторного
праксиса, отмечается нарушение в двигательном акте плавности, упрощение
артикуляции. Наибольшей трудностью в артикуляционной моторике считается неумение выделять кончик языка и производить мышцами языка тонкие дифференцированные движения.
Специфические дефекты звукопроизношения у детей с дизартрией
проявляются в стойком характере нарушений, особой трудности их
преодоления; трудности автоматизации звуков; процесс автоматизации
требует большего количества времени.
По данным исследований отечественных ученых (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Л.С. Цветкова, Левина Р.Е., Чиркина Г.В.) был выявлен ряд особенностей в артикуляционной моторике у детей старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию:
1) Нарушение тонких дифференцированных движений кончика языка,
приводящих к нарушениям звукопроизношения звуков верхнего подъёма, к
которым относятся [ш], [щ], [ж], [л], [л’], [р], [р’];
2) Двигательные трудности кинетического характера, которые приводят
к дефектам замены, пропусков звуков;
3) Неполный объём кинестетических ощущений, проявляющихся в
тонусных нарушениях мышц языка и круговых мышц губ, и выраженную в
непостоянстве нарушений звуков и искажениях [2, с. 45].
Данные исследования указывают на тенденцию прямой
взаимосвязи между артикуляционной моторикой и звукопроизношением.
Данная взаимосвязь заключается в том, что чем больше развита
артикуляционная моторика, тем лучше сформировано звукопроизношение.
В настоящее время в старших группах дошкольных образовательных учреждений от 40% до 60% детей имеют отклонения в
речевом развитии. Важно, чтобы к моменту поступления ребёнка в школу,
он научился правильно произносить все звуки родного языка, мог
объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания.
Дефекты звукопроизношения, не устраненные до начала обучения ребёнка
к грамоте, ведут к ошибкам на письме.
Логопедическое воздействие при дизартрии осуществляется
последовательно, при этом определенная педагогическая задача, подчиненная
общей цели логопедического воздействия, и решается на каждом из этапов.
Содержание и методы работы видоизменяются в зависимости от характера и
тяжести дизартрии и от общего уровня речевого развития. Основной задачей
логопедической работы при дизартрии является облегчение и развитие
речевой коммуникации, а не только формирование правильного произнесения
звуков. Поэтому в логопедическую работу необходимо включать развитие и
формирование артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания.
В работах Р.И. Мартыновой, Л.В. Мелиховой, О.В. Правдиной
настоятельно рекомендуется уделять пристальное внимание автоматизации
звуков в разной сложности лексическом материале. А.И. Богомолова
рекомендует использовать произведения Л.Н. Толстого, С.Я. Маршака,
А.Л. Барто, К.И. Чуковского и других авторов в качестве материала для
речевых упражнений [8, с.3].
Обучение детей в соответствии с комплексной системой коррекционной работы обеспечивает положительную динамику речевого развития ребенка, страдающего дизартрией.
Список использованной литературы
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.
2. Белякова Л.И. Дизартрия / Л.И. Белякова – М.: ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
3. Ковшиков В.А. Детская речь: норма и патология / В.А. Ковшиков. – Самара.: ВИКИНГ, 2008. – 66 с.
4. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 212 с.
5. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики А.Р. Лурия. – М.: ЛИТЕРА, 2009. – 179 с.
6. Неволина Л.Г. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с дизартрией: Пособие для логопедов / Л.Г. Неволина. – М.: ГНОМ и Д, 2012. – 245 с.
7. Серебрякова Н.В. Логопедическая работа с дошкольниками со стертой дизартрией / Л.В. Серебрякова. – М.: ЛИТЕРА, 2008 - 215 с.
8. Усанова О.Н. Обследование звуковой стороны речи / О.Н. Усанова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 147 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление моторных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей двигательной системой имеется тесная функциональная связь. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой ...
Исследование на тему "Формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"
Объект исследования – артикуляционная моторика у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.Предмет исследования – процесс формирования артикуляционной моторики у детей старшего дошкольн...
Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
В статье размаривается значимость развития речевого общения педагога и детей дошкольного возраста. Представленный опыт работы автора на базе МКДОУ «ДС №7» г. Еманжелинска показывает важнос...
Методики коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Коррекционная работа по коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией....
Методическое игровое пособие по развитию артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста через игровые упражнения «Послушный язычок»
laquo;Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития».В.А. Сухомлинский Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра...
Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Комплекс упражнений разработан на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно»...