Способы совместной деятельности учителя-логопеда и музыкального работника с детьми с нарушениями речи.
консультация по логопедии

Тюрина Ирина Викторовна

И в музыке, и в речи, очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение.
Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей.
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Способы совместной деятельности учителя-логопеда и музыкального работника с детьми с нарушениями речи.

У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.
Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций. Выразительность музыки и речи сходна.
И в музыке, и в речи, очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение.
Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей.
Развитие речи на музыкальных занятиях осуществляется через разные виды музыкальной деятельности. Музыкальные занятия включают в себя такие составляющие как:
- пение, песенное творчество;
- слушание музыки;
- музыкально - ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах;
- игровое и танцевальное творчество;
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору».
Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.
Общеизвестно, что пение развивает:
- речевое дыхание,
- голос,
- формирует чувство ритма и темпа,
- улучшает дикцию,
- координирует слух и голос.
Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Слушание музыки также направлено на развитие речи дошкольника. Этот вид деятельности способствует:
формированию слухового внимания,
развитию эмоциональной отзывчивости;
развитию звуковысотного, тембрового и динамического компонентов слухового восприятия.
Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей.
Пассивное восприятие может выражаться в музыкальном оформлении различных игр и развлечений, в сопровождении групповых занятий и самостоятельной деятельности детей.
Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении, которая обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного и музыкального содержания произведения. Подобные беседы позволяют расширить словарный запас детей, помочь им сформулировать свои мысли, высказать чувства и эмоции, связанные с прослушиванием музыки.
Музыкально - ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей.
Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.
Для развития речи детей можно отметить в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики, тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики. 
Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку.

Е. Железновой разработана методика использования пальчиковых игр под музыку, которая позволяет эффективно решать задачи развития речи. Игра на музыкальных инструментах тоже, в свою очередь, развивает речь детей. Развивается мелкая и крупная моторика, а также ритмизированная речь.
Создание шумовых оркестров – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Как показывает практика, детям очень интересна игра на импровизированных музыкальных инструментах: пергаментной бумаге, разделочных досках и пр.
Игровое и танцевальное творчество также способствует развитию речи на музыкальных занятиях.
Во время игр и танцев нередко дети подпевают слова или изображают голосом какие-то звуки (паровоз, машина, животное). Играют они всегда с удовольствием, что помогает каждому ребенку проявить творческие навыки, раскрепоститься, найти общий язык с другими участниками игры.
При разучивании танцевальных движений обогащается словарный запас новыми терминами. Нередко дети проговаривают новые движения или ритмично просчитывают танцевальную музыку.
Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьёзные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. 
положительную роль играют совместные занятия музыкального руководителя и учителя – логопеда.  В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей. 
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Выстраивая свою работу, музыкальный руководитель и  логопед, учитывают структуру речевого дефекта, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на музыкальных и логопедических занятиях. И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми. 
Можно выделить основные задачи:
Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки.
Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.
Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.
Коррекционные: развитие дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
В начале учебного года при проверке музыкальных способностей вновь поступивших детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят, плохо запоминают тексты песен, их названия, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка. 
Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий. В связи с этим широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства» и чувства расслабления.
Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, хороводы.
Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры, игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, упражнения на дыхание, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. В первые месяцы проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Помимо традиционных логопедических заданий используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. Многолетний опыт показывает, что дети дошкольного возраста с нарушением речи и движений прекрасно справляются с заданиями и к концу года преодолевают свои недостатки.
Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

В материале представлен конспект  логоритмического занятия по теме: Сказка «Домок-теремок», целью которого является  преодоление речевого нарушения путем развития,воспитания и коррекции двиг...

Совместный новогодний утренник с детьми, музыкально работником

Сценарий новогоднего утренника. Герои: Дед Мороз, Снегурочка, Ведущий...

«В гости к Старичку-Лесовичку». Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя с детьми младшего возраста с использованием ИКТ и ТРИЗ.

Цель:  Продолжать знакомить детей с характерными особенностями весенней природы.Задачи: -уточнить у детей представление  о диких животных, птицах, растениях- расширят...

План-конспект совместной работы воспитателя, музыкального работника и детей подготовительной группы "Осенние фантазии"

Разработка совместной деятельности по развитию музыкальных способностей у детей подготовительной группы в повседневной работе....

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА воспитателя И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОНР

Преодоление речевого нарушения путем развития,воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....

"Актуальные вопросы эффективности коррекционно-развивающего воздействия совместной работы логопеда и музыкального руководителя с детьми, страдающими дизартрией".

На базе ГБОУ ШМК Бибирево апробирована методика коррекционно-развивающего воздействия музыкально-логопедических занятий для дошкольников с дизартрией. Занятия объединяют логопедию, музыку...