Методическая разработка "Роль фольклора в развитии речи детей"
презентация по логопедии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Дети старшего дошкольного возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. АКТУАЛЬНОСТЬ
Фольклор – от англ. Folk-lore – «народная мудрость» – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, народная музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство.
И сследования психологов и практиков показывают что: устное народное творчество (народные песенки, потешки , пестушки ) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в совместной деятельности детей. С их помощью можно развивать: Фонемати-ческий слух Граммати-ческий строй речи Звуковую культуру речи Обогащать словарь
Фольклорные жанры . 1. Колыбельная песня. 2. Пестушка. 3. Потешка. 4. Прибаутка. 5. Пословицы и поговорки. 6. Игра. 7. Закличка. 8. Считалка. 9. Скороговорка. 10.Загадка. 11. Дразнилка
Попевки , приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок . Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, веселые - радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Попевки
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Пословицы и поговорки
Трудно найти более ценный материал, для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно – прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном, словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Знакомство с фольклором расширяет кругозор детей, формирует отношение к окружающему миру, обогащает их чувства и речь. Русские народные сказки
Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах.
Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия. Благодаря постоянному использованию этого жанра фольклора в своей работе, собрался богатый практический материал. Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий. Скороговорки
* оформление информационного уголка; *участие родителей в праздничных утренниках, театрализованных представлениях, *создание книжного уголка Взаимодействие с семьей
Выводы : р азвивается артикуляционный аппарат, фонематический слух . опыт работы показал , что систематическая организация работы способствует: - пониманию речи ребенком; - свободному использованию простых предложений в разговоре; - использованию в речи сложных предложений; - обогащению словаря ребёнка; - активизации ребенка в речевом общении с воспитателем и детьми инициативности в речевых контактах .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА раздела образовательной программы «Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.Речь имеет большое значение для целостно...
Методическая разработка. "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей среднего дошкольного возраста".
Именно с фольклором ребёнок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы....
Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»
Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Всё чаще живое общение ...
Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»
Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»...
Методическая разработка "Роль малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Эта методическая разработка предназначена для педагогов работающих с детьми младшего дошкольного возраста, а также может быть интересна для родителей....
Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)
Методические рекомендации к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...
Методическая разработка "Фольклор для развития речи дошкольников"
Данная публикация поможет родителям понять, как лучше развивать речь у дошкольников....