Методика по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Знайка
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Программа дополнительного образования ориентирована на развитие коммуникативных способностей, речевой активности, формирование качественной стороны речевой деятельности детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика по формированию лексико-грамматической стороны речи
у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Знайка"
Автор-составитель программы:
Куприкова Маргарита Николаевна,
учитель-логопед.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
II | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН | 9 |
III | ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 20 |
IV | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 21 |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования ориентирована на развитие коммуникативных способностей, речевой активности, формирование качественной стороны речевой деятельности детей. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства. Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи.
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Уровень программы – базовый.
Актуальность программы.
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2–3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.
Новизна программы
Взаимодействие развивающего, воспитательного, коррекционно-профилактического направлений педагогической деятельности в рамках данной программы интегрируют в себе как формы и средства собственно педагогической работы по развитию речи, так и методы логопедического воздействия.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия, построенные на интересах детей, с учетом разной степени их активности, позволяют не только развивать умственные способности, но и в естественных для них условиях совершенствовать навыки связной речи, речевое творчество. Использование педагогом разнообразных совместных форм взаимодействия с ребенком благоприятно сказывается на развитии личности дошкольника, его творческих способностей и повышении его самостоятельности.
Отличительной особенностью данной программы является использование комплексного подхода, который помогает выявлять трудности речевого развития ребенка, грамотно развивать речь ребенка в соответствии с возрастными нормами и корректировать особенности ее развития. Теоретические положения программы базируются на исследованиях современных ученых. Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (Л. С. Выготского, А.И. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. А. Леонтьева, В. В. Виноградова, К. Д. Ушинского, Ф. А. Сохина, А. И. Моксакова и др.) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей.
Цель и задачи программы
Цель программы – всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.
Задачи программы:
Задачи в обучении:
– формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
– формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения;
– формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;
– развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Обводка, раскраска, игры с карандашами и т.п..
Задачи в развитии:
– формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
– развитие воображения и творческих способностей;
– расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка; способствовать социализации ребенка посредством привлечения его к совместной со взрослыми (педагогами) деятельности.
Задачи в воспитании:
– воспитание умения соблюдать правила этикета в общении со сверстниками и взрослыми;
– воспитание уважения к личности и свободе мнения окружающих;
– воспитывать духовные и нравственные качества личности; культуру общения, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.
Успех реализации задач программы возможен при условии соблюдения, общедидактических и методических принципов обучения, выведенных из закономерностей усвоения детьми языка и речи, их взаимосвязи и взаимодействии:
– принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
– принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;
– принцип развития языкового чутья («чувства языка»);
– принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
– принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования;
– принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
– принцип обеспечения активной речевой практики.
Программа предусматривает следующую организацию образовательного процесса: групповые занятия, продолжительность 30 минут в неделю (1 академический час).
Форма организации обучения: очная
Возраст: программа рассчитана на детей 4–5 лет.
Срок освоения: 1 год.
Объем программы и режим работы: 32 часа (при 32 неделях занятий)
Срок реализации программы: обучение детей по программе начинается с 1 октября и длится до 31 мая (8 месяцев).
Год обучения | Количество человек | Возраст | Режим занятий |
2021–2022 год обучения | не менее 15 человек | 4–5 лет | 1 час в неделю; итого в год 32 часов. |
Формы и режим занятий
Форма обучения:
– очная
– групповая (занятия проводятся в одновозрастных группах, численный состав группы – 15–20 человек).
Режим занятий:
занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Планируемые результаты реализации программы результаты освоения ДООП «Знайка»
В результате обучения обучающийся согласовывает существительные с глаголами, прилагательными; может составлять предложения с союзами; правильно использует временную форму глаголов; способен пересказывать текст; умеет задавать вопросы; объединяет предметы в группы на основе существенных признаков; выполняет упражнения для развития мелкой моторики; составляет предложения с союзами, правильно использует предлоги; составляет рассказ по картинке, по плану; задает вопросы и отвечает на них;
В результате обучения ребенок общается и взаимодействует со взрослыми и сверстниками; проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.); использует усвоенные нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам; проявляет доброжелательность по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается; открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
Формы проведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы:
– текущий контроль (систематическое повторение пройденного материала на последующих занятиях)
– промежуточный контроль (обобщающие занятия по теме)
– итоговый контроль (тестирование)
Предполагаемые результаты
В результате освоения программного материала дети овладевают речевыми знаниями, умениями и навыками, приближенными к соответствующим возрастным нормам.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№ п/п | Раздел. Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. 2. | Введение. Вводное занятие Лексическая и грамматическая работа | 0.5 8 | 0.5 8 | 1 16 |
2.1 | Игрушки | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.2 | Части тела | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.3 | Осень | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.4 | Овощи-фрукты | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.5 | Дом | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.6 | Мебель | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.7 | Электрические приборы | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.8 | Семья | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.9 | Посуда | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.10 | Головные уборы | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.11 | Зима | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.12 | Рабочие инструменты | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.13 | Звери | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.14 | Домашние животные | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.15 | Продукты | 0.5 | 0.5 | 1 |
2.16 | Ранняя весна | 0.5 | 0.5 | 1 |
3. | Формирование навыков связной речи | 8 | 8 | 16 |
3.1 | Овощи – фрукты | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.2 | Одежда | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.3 | Обувь | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.4 | Семена. Плоды. Ягоды | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.5 | Домашние животные | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.6 | Животные жарких стран | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.7 | Весна. Приметы весны | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.8 | Профессии. Детский сад и школа | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.9 | Поздняя весна | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.10 | Город | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.11 | Транспорт | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.12 | Лес. Деревья и плоды | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.13 | Птицы в лесу | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.14 | Лето. Приметы лета | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.15 | Путешествия. | 0.5 | 0.5 | 1 |
3.16 | Итоги. Итоговое занятие | 0.5 | 0.5 | 1 |
Итого | 16 | 16 | 32 |
Содержание тем
Раздел 1.
«Введение»
Тема 1.
«Вводное занятие» (1 час).
Теория: Цели и задачи курса. Техника безопасности на занятиях. Знакомство с Государственной символикой (1 час).
Практика: Знакомство. Игра «Снежный ком» (1 час).
Раздел 2.
«Лексическая и грамматическая работа» (16 часов)
Тема 2.1 (1 час).
«Игрушки»
Теория: Лексические единицы. Простое распространенное предложение (0.5 часа).
Практика: Определение, какой лексической единицей оперируют дети. Определение возможностей детей в употреблении простого распространённого предложения. Дидактическая игра «Сказки». Оформление таблицы-схемы «Описание игрушки» (0.5 часа).
Тема 2.2 (1 час).
«Части тела»
Теория: Словарь по теме. Согласование существительного и глагола (0.5 часа).
Практика: Выявление словаря по теме, развитие умений согласовывать существительные и глаголы. Дидактическая игра «Сравни лису и куклу» (0.5 часа).
Тема 2.3 (1 час).
«Осень»
Теория: Единственное и множественное число существительного (0.5 час).
Практика: Формирование умения употреблять существительное в единственном и множественном числе. Оформление рисунка «Приметы осени» (0.5 часа).
Тема 2.4. (1 час).
«Овощи-фрукты»
Теория: Способы различения категории слов (существительные, глаголы, прилагательные); согласование прилагательных с существительными в сложном предложении (0.5 час).
Практика: Обучение детей различать категории слов. Оформление схемы-описания «Овощи и фрукты». Игра «Угадай по вкусу» (0.5 час).
Тема 2.5 (1 час).
«Дом»
Теория: Правильное использование глаголов прошедшего времени мужского и женского рода (0.5 часа).
Практика: Работа с карточками по теме (с магнитной доской) (0.5 часа).
Тема 2.6 (1 час).
«Мебель»
Теория: Лексический материал по теме. Употребление предлогов «в», «на» (0.5 часа).
Практика: Выявление словарного запаса детей. Игра «Схема комнаты» (0.5 часа).
Тема 2.7 (1 час).
«Электрические приборы»
Теория Лексический материал по теме. Употребление в речи предлогов «в», «на» (0.5 часа).
Практика: Выявление словарного запаса по теме. Работа с тематическими карточками, с магнитной доской (0.5 часа).
Тема 2.8 (1 час).
«Семья»
Теория: Способы правильного образования глаголов прошедшего времени мужского и женского рода (0.5 часа).
Практика: Игры и упражнения для отработки навыка правильного образования глаголов. Работа с картинками (0.5 часа).
Тема 2.9 (1 час).
«Посуда»
Теория: Словарь по теме. Образование относительных прилагательных (деревянная, стеклянная, керамическая, алюминиевая...) (0.5 часа).
Практика: Формирование словаря по теме. Игра «Чаепитие». Беседа о поведении за столом (0.5 часа).
Тема 2.10 (1 час).
«Головные уборы»
Теория: Слова – признаки в речи. Вопросы: «чья?, чей?, чьё?, чьи?» (0.5 часа).
Практика: Выявление уровня понимания детьми слов-признаков. Формирование способности задавать вопросы: «чья?, чей?, чьё?, чьи?». Костюмерная мастерская. Изготовление головных уборов из бумаги (0.5 часа).
Тема 2.11 (1 час).
«Зима»
Теория: Согласование прилагательных с существительными в роде, числе. Согласование глаголов с существительными в единственном и множественном числе (0.5 часа).
Практика: Формирование способностей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе; формирование умения согласовывать глаголы с существительными в единственном и множественном числе. Чтение письма от африканского мальчика. Рисование признаков зимы (0.5 часа).
Тема 2.12 (1 час).
«Рабочие инструменты»
Теория: Лексический материал по теме. Умение составлять рассказ по вопросам. Приемы развития модуляции голоса (0.5 часа).
Практика: Дидактическая игра «Угадай-ка» (0.5 часа).
Тема 2.13 (1 час).
«Звери»
Теория: Вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? на речевом материале по теме. Интонационная сторона речи (0.5 часа).
Практика: Дидактическая игра «Эти забавные животные». Работаем с тематическими карточками и магнитной доской (0.5 часа).
Тема 2.14 (1 час).
«Домашние животные»
Теория: Самостоятельная формулировка вопроса (0.5 часа).
Практика: Дидактическая игра «Кто за забором?». Умение самостоятельно задавать вопросы (0.5 часа).
Тема 2.15 (1 час).
«Продукты»
Теория: Согласование прилагательных с существительными (0.5 часа).
Практика: Закрепление навыка согласования в играх. Сюжетно-ролевая игра «Магазины». Дидактическая игра «Что из чего?» (0.5 часа).
Тема 2.16 (1 час).
«Ранняя весна»
Теория: Лексический материал по теме (0.5часа).
Практика: Задания на выявление лексического запаса детей по теме. Рисование «Приметы весны» (0.5 часа).
Раздел 3
«Формирование навыков связной речи» (16 часов)
Тема 3.1 (1 час).
«Овощи — фрукты»
Теория: Составление предложений с союзами «и», «а» (0.5 часа).
Практика: Составление рассказа по картинке по выбору «Овощи» и «Фрукты» (0.5 часа).
Тема 3.2 (1 час).
«Одежда»
Теория: Согласование прилагательных с существительными (0.5 часа).
Практика: Выявление умения согласовывать прилагательные с существительными. Игра «Ателье. Шьем юбку для куклы» (0.5 часа).
Тема 3.3 (1 час).
«Обувь»
Теория: Составление рассказа по картинке (0.5 часа).
Практика: Дидактическая игра «Башмачок». Работа с сюжетной картинкой (0.5 часа).
Тема 3.4 (1 час).
«Семена. Плоды. Ягоды»
Теория: Использование приставочных глаголов (посадить, пере..., вы..., копать, вы..., за..., под...) (0.5 часа).
Практика: Игры и задания на умение использовать приставочные глаголы (посадить, пере..., вы..., копать, вы..., за..., под...). Беседа по теме. Сажаем семена (экспериментирование) (0.5 часа).
Тема 3.5 (1 час).
«Домашние животные»
Теория: Постановка вопроса в самостоятельной речи (0.5 часа).
Практика: Упражнения на умение самостоятельно задавать вопросы. Экскурсия в биологический отдел (0.5 часа).
Тема 3.6 (1 час).
«Животные жарких стран»
Теория: Составление рассказа по вопросам. Употребление в речи предлогов «в», «на», «за» (0.5 часа).
Практика: Формирование умения составлять рассказ по вопросам, употреблять предлоги «в», «на», «за». Дидактическая игра «Кто, где живет» (0.5 часа).
Тема 3.7 (1 час).
«Весна. Приметы весны»
Теория: Самостоятельная постановка вопроса в речи (0.5 часа).
Практика: Формирование умения самостоятельно задавать вопросы. Сюжетно-ролевая игра «Весенняя сказка» (0.5 часа).
Тема 3.8 (1 час).
«Профессии. Детский сад и школа»
Теория: Составление распространённых предложений (0.5часа).
Практика: Формирование умений составлять распространенные предложения. Работа с тематическими картинками (0.5 часа).
Тема 3.9 (1 час).
«Весна (поздняя)»
Теория: Пересказ стихотворного текста (0.5 часа).
Практика: Игры и упражнения на развитие способности сочинять стихи (0.5 часа).
Тема 3.10 «Город»
Теория: Составление рассказа по плану. (0.5 часа).
Практика: Формирование умения составлять рассказ по плану. Оформление визитных карточек (0.5 часа).
Тема 3.11 (1 час).
«Транспорт»
Теория: Противопоставление двух форм глагола (я стою – ты стоишь, я еду – он едет, машина едет – люди едут) (0.5 часа).
Практика: Упражнения и игры на формирование умения противопоставлять две формы глагола (я стою – ты стоишь, я еду – он едет, машина едет – люди едут). Игра «Сдаем экзамен на водительские права» (0.5 часа).
Тема 3.12 (1 час).
«Лес. Деревья-плоды»
Теория: Пересказ прочитанной сказки (0.5часа).
Практика: Формирование умения пересказывать прочитанную сказку. Работа с сюжетными картинками (0.5 часа).
Тема 3.13 (1 час).
«Птицы в лесу»
Теория: Составление описательной характеристики (0.5 часа).
Практика: Формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Наблюдение за птицами в природе (0.5 часа).
Тема 3.14 (1 час).
«Лето. Приметы лета»
Теория: Связное устное высказывание. Знакомство с упражнениями на установление логической последовательности (по картинкам) и их описание (0.5 часа).
Практика: Упражнения на установлении логической последовательности (по картинкам) и их описание. Рисование примет лета (0.5 часа).
Тема 3.15 (1 час).
«Путешествия»
Теория: Составление рассказа по плану. Использование предлогов «в» и «на» (0.5 часа).
Практика: Формирование умения составлять рассказ по плану. Игра на развитие речи «Скоро-скоро я поеду в…» (0.5 часа).
Тема 3.16 (1 час).
«Итоговое занятие» (1 час).
Теория: Пересказ сказки по серии сюжетных картинок. Знакомства со сказкой Эдуарда Успенского «Привет мартышки» (0.5 часа).
Практика: Работаем с серией сюжетных картинок. Ролевая игра на развитие умения пересказа по серии сюжетных картинок (0.5 часа).
Формы аттестации и оценочные материалы
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– текущий контроль
– промежуточный контроль
– итоговый контроль
Критерии оценки учебных результатов программы:
– владение речью как средством общения и культуры;
– обогащение активного словаря;
– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
– развития речевого творчества;
– развитие звуковой и интонационной культуры речи;
Способы фиксации учебных результатов программы:
– систематическое повторение пройденного материала на последующих занятиях;
– обобщающие занятия по теме;
– итоговое занятие;
Формы подведения итогов реализации программы: тестирование, изучение результатов педагогического тестирования.
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение
При реализации Программы используются методические пособия, дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, включая материалы доступные в МЭШ.
При проведении занятий используются:
– вербальные методы обучения: объяснения;
– наглядные методы обучения: наглядные пособия;
– исследовательские методы обучения: выполнение обучающимися определенных исследовательских заданий;
Материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы
Необходимое оборудование:
столы и стулья по количеству детей, мольберт двухсторонний, наборы наглядного и раздаточного материала по предметам, образцы для выполнения практических работ, рабочие тетради, письменные принадлежности (цветные карандаши, простые карандаши, ластик, ручки шариковые, линейки, фломастеры, мелки), счетные палочки, бумага, компьютер, принтер в соответствии с требованиями к помещению, оборудованию и оснащению для учебных занятий, соответствующих Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2007.
- Волков Б.С. Готовим ребенка к школе. СПб: Питер, 2008.
- Гризик Т.И. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2011.
- Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) – Волгоград: Учитель, 2008.
- Предшкольное образование. Региональная модель. Сборник научно-практических материалов. М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.
- Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации. Авторский коллектив Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.М. Денякина и др. М.: Баласс, 2008.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Ценарёва Н.Н. Формирование школьно-значимых функций в условиях вариативности моделей подготовки детей к школе: диагностика школьно-значимых функций первоклассников. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009.
- Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: Просвещение, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...
Конспект Фронтального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме " Детский сад. Профессии работников детского сада" для детей 5- 6 лет....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля – день защитника Отечества"
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля &nd...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Посуда»
Цель: активизация, расширение и уточнение словарного запаса детей по теме «Посуда»....