Конспект логопедического занятия "Обитатели морей и океанов"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект логопедического занятия для обучающихся старшего возраста с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия «Обитатели морей и океанов»
Старшая группа ЗПР учитель-логопед Григорьева О.В.
Цель: расширять лексический словарь по теме «Морские обитатели»
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- расширять и углублять знания детей о морских обитателях;
- совершенствовать словарный запас;
- формировать умение делить слова на слоги;
- формировать умение согласовывать имя числительное и имя прилагательного с существительным.
Коррекционно – развивающие:
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать координацию речи с движениями;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать зрительное восприятие, внимание;
- развивать навык деления слова на слоги;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;
- формировать умение работать и играть в коллективе;
- воспитывать умение работать по инструкции.
Методы и приёмы:
- практические: дидактическая игра
- наглядные: разрезные картинки, презентация, схемы.
- словесные: беседа, объяснение
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оснащение НОД: конверт с письмом, зеркала – по количеству детей, картинки с изображением морских обитателей, жемчужины, цветные фишки на каждого ребёнка, Предварительная подготовка:
- Рассматривание фотографий с изображением морских обитателей;
- Заучивание слов физкультминутки;
- Выполнение артикуляционной гимнастики.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед приглашает детей в кабинет, слышны звуки морского прибоя, крики чаек.
Логопед: Мы с вами оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети: Мы слышим шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек, шум ветра.
Логопед: Ребята, давайте закроем глаза и насладимся морским воздухом.
Дыхательная гимнастика
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в морское путешествие, нас ждёт непростой путь! Мы повстречаемся с разными морскими обитателями, которые приготовили для нас задания. Вы готовы?
Дети: Да!
Д\и «Подбери вкладыш. Составь предложение»
(Дети подбирают вклдыши и составляют предложения
Дети: У меня получилась морская черепаха…
Логопед: Сейчас я расскажу вам интересные факты о каждом из этих морских обитателях. Слушайте внимательно.
Морские черепахи - не могут втягивать голову под панцирь, в отличие от сухопутных. В поисках пищи морские черепахи совершают дальние путешествия. А для того чтобы отложить яйца, они возвращаются всегда на одни и те же пляжи.
У акул очень много острых зубов. Они растут в несколько рядов, имеют треугольную форму. По остроте они могут сравниться с ножом.
Осьминог - у осьминогов нет твёрдого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны.
Кит – крупнейшее животное на нашей планете. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детёнышей киты, как и другие млекопитающие, кормят молоком. Ноздри китов расположены на макушке головы. Они открываются только на короткий момент вдоха выдоха, когда кит всплывает к поверхности воды.
Дельфины – самые разумные обитатели океана.. Дельфины хорошо имитируют звуки, издаваемые человеком, например, смех или плач. Они даже могут повторять отдельные слова и целые предложения. У дельфинов есть собственный язык общения. Друг с другом они «разговаривают», посвистывают и пощелкивают.
Морской конёк –небольшая рыбка, необычная форма тела напоминает шахматную фигуру.-
Ну что ребята, вы готовы к выполнению заданий?
Дети: Да!
Логопед: Давайте отгадаем загадку и узнаем, у кого первого искать жемчужину:
Очень медленны движенья,
И “походка” – как скольжение,
В дом свой прячется от страха,
Хвост поджавши, …
Дети: Черепаха.
«Артикуляционная гимнастика»
- Первое задание от морской черепахи. Морская черепаха хочет, чтобы мы выполнили артикуляционную гимнастику
«Морская черепаха»
Сверху блюдо, снизу блюдо «обезьянка» - ( язык прячем то под верхнюю, то под нижнюю губу)
Неожиданно откуда - (рот закрыт)
Появилась голова – («лопатка»)
Закивала всем она – (подъем языка вверх, вниз «Качели»)
На животик повернулась – (широкий язык на нижнюю губу «лопатка»)
Сладко, сладко потянулась - («Часики»)
Поднялась на вверх с размаху - («Грибок»)
Я – морская черепаха! - («Иголочка»)
- Молодцы, вы справились с первым заданием. Вот вам жемчужина.
- Послушайте следующую загадку:
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит –
Так живёт на свете … (кит).
Логопед: Следующее задания от кита. Кит нам предлагает выполнить звуковой анализ слова «Кит» и выложить звуковую схему цветными фишками. Ребята, кто желает составить схему на доске? Остальные выкладывают звуковую схему самостоятельно.
Кит
Логопед: Сколько слогов в слове Кит?
Дети: В слове кит 1 слог.
Логопед: Почему в слове «кит» один слог? Какое есть правило?
Все справились? Молодцы! Вот вам ещё одна жемчужина
- Послушайте следующую загадку:
Всё без рук могу хватать!
Ног моих не сосчитать!
Но а тот, кто всё же смог,
Говорит я …
Дети: Осьминог
Физкультминутка
Осьминоги, осьминожки.
Тренируют ручки, ножки.
Кисти рук ладонями вниз лежат на столе: правая рука с сомкнутыми пальцами, левая – с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).
Могут плавать вверх и вниз
Ладонь правой руки медленно движется вниз, а ладонь левой – вверх.
Сальто сделают на бис.
Ладони переворачиваются в воздухе.
Вправо проплывут и влево,
тренируются умело.
Ладонь правой руки медленно движется направо, ладонь левой – влево, затем наоборот.
Логопед: Молодцы! Следующая загадка:
Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знает и француз и финн:
Любит поиграть … (дельфин).
«Деление слов на слоги»
Задание у нас от «дельфина». Он просит разделить слова на слоги, прохлопать каждое слово.
Дети: Море, акула, ракушка, дельфин, плавник.
Логопед: Молодцы, ребята! Выполнив это задание, нам вернули жемчужину!
Логопед:
Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно… (акула).
«Определи место звука [А]»
Следующее задание от акулы. Нужно определить место звука [А] в словах (начало, середина, конец) на схеме. (Акула, скат, кораллы, краб, морская звезда, медуза)
Очень хорошо вы справились и с этим заданием. Держите жемчужину.
Логопед:
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»
Ручки у неё и пузо.
А зовут её … (медуза).
«Посчитай «1 -2 – 5»
Медуза предлагает нам поиграть в игру “1,2,5» и посчитать морских обитателей.
Умный дельфин – (один умный дельфин, два умных дельфина, пять умных дельфинов).
Зубастая акула – (одна зубастая акула, две зубастые акулы, пять зубастых акул).
Прозрачная медуза– (одна прозрачная медуза, две прозрачные медузы, пять прозрачных медуз).
Большой кит – (один большой кит, два больших кита, пять больших китов).
Ленивый краб – (один ленивый краб, два ленивых краба, пять ленивых крабов).
Итог занятия:
- Ребята, ну что, мы помогли русалочке собрать жемчужины?
Теперь она сможет пойти на бал к Морскому царю.
- Я предлагаю отправить жемчужины «Русалочке» посылкой.
- Что вы сегодня нового узнали о морских обитателях?
(морская черепаха не может втягивать голову под панцирь;
у акулы зубы по остроте могут сравниться с ножом;
у осьминога нет твёрдого скелета, его тело может изгибаться в разные стороны;
кит самое крупнейшее животное на нашей планете, своих детёнышей киты кормят молоком;
дельфины самые разумные обитатели, они могут имитировать смех или плач человека)
Ребята мне очень понравилось, как вы сегодня работали, спасибо вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе «Животный мир морей и океанов».
Комплексное занятие в старшей группе...
конспект НОД "Обитатели морей и океанов"
Ознакомление днтей с обитателяим морей и океанов...
Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР. Лексическая тема: «Обитатели морей и океанов».
Занятие направленно на расширение и активизацию словаря по теме "Обитатели морей и океанов". закрепление умения подбирать родственные слова, выделять первый звук в слове, выкладывать с...
Конспект занятия "Обитатели морей и океанов".
Расширять,углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....
Конспект занятие: " Обитатели морей и океанов".
Конспект занятие: " Обитатели морей и океанов"....
Конспект открытого логопедического занятия по теме "Животный мир морей и океанов"
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР...
Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Обитатели морей и океанов. Звуки [н], [н\']. Буква Н.
Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Обитатели морей и океанов. Звуки [н], [н']. Буква Н....