Рекомендации для родителей по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая группа)
Проблема нарушений письма - одна из самых актуальных тем для дошкольников. Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что такое дисграфия, дислексия? Как помочь своему ребенку»
С трудностями при обучении письму и чтению сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю.
Практика показывает, что и учителю, и родителям необходимо знать характерные особенности формирования навыка письма, почерка, его возможную скорость, темп на разных этапах обучения. Но не менее важно знать, какие изменения в почерке, какие нарушения графики и орфографики связаны с отклонениями в состоянии здоровья, а какие проявляются при снижении работоспособности и при утомлении. Есть особенности, которые обусловлены несоответствием чисто педагогических требований, а некоторые – функциональными возможностями ребенка, его возрастными особенностями, задержкой развития тех или иных функций.
Вы наверно уже слышали такие термины: «дисграфия, дислексия».
Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера. Скорректировать ее можно лишь до некоторой степени. Добиться абсолютной грамотности, может, и не удастся, но сократить их количество возможно.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Начинается оно с замысла. Мы мысленно создаем план текста, определяем последовательность мыслей и постоянно удерживаем ее. Каждое предложение затем надо разделить на слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат.
Несформированность любого из перечисленных этапов приведет к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии. В зависимости от того, какая операция нарушена, выделяют разные формы дисграфии.
Рассматривая различные виды нарушений письма в начальной школе, и анализируя причины их вызывающие, выделим следующие группы риска детей, у которых наиболее вероятно возникновение этих трудностей.
1.Одна из основных групп риска – это дети, имеющие в анамнезе патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года (даже тяжелый токсикоз можно отнести к причине).
2.Еще одна группа риска – это дети ослабленные, часто болеющие. Как правило это дети физически недостаточно развитые, и хотя уровень их интеллектуального развития может быть очень высок, начало обучения в школе вызывают серьезные проблемы у ребенка.
3.Группа риска – дети с различными неврологическими нарушениями.
4.Большую группу риска составляют дети, у которых имеется задержка в развитии тех или иных функций. Причем это видно еще до школы ( например: не любит рисовать, неохотно манипулирует мелкими деталями, не умеет завязывать шнурки).
5.Особого внимания будут требовать медлительные и леворукие дети.
6.Причиной дисграфии может также стать двуязычие в семье или раннее изучение иностранного языка.
Характер ошибок на письме у данных групп риска:
- Нестабильность графических форм (вариативность высоты, протяженности, наклона, несоблюдение пропорций и соотношения частей букв).
- Неправильное начертание букв, либо неправильная траектория движения при выполнении букв.
- Смешение и замена одних букв другими (б-п, д-т, з-с…).
- Пропуски букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение слогов.
- Очень медленный темп письма, низкая работоспособность.
- Дрожание руки, дополнительные штрихи, дрожащие линии.
- Трудность выполнения связи между буквами, «печатание».
Расстройство двигательного акта письма (это выражается в нестабильности графических форм, медленный темп письма, дрожание линий, вылезает за строки, дети пишут с большим напряжением, чем быстрее темп письма, тем оно хуже).
В качестве помощи это самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание, лепка, перебирание мелких деталей «Лего», застегивание и растегивание пуговиц. Ни в коем случае нельзя учить этих детей писать безотрывно, необходимо усилить внимание при изучении каждой буквы, на расположение ее частей, направление штрихов. Не торопить, дать возможность писать в большой строке (микродвижение для этих детей непосильны) и медленно.
Начальный этап обучения у этих детей может быть затянут, не спешите. Не забывайте хвалить ребенка за малейшие продвижения и никогда не сравнивайте работу своего ребенка с работами других детей.
Довольно часто среди трудностей обучения фигурирует «зеркальное» письмо.
Часто такое бывает у переученных левшей. Основная причина – недостаточность дифференцировки пространственного расположения отдельных элементов букв или всей буквы, связанная с понятием «право-лево». Чаще всего среди этих детей левши, или скрытые левши, те у кого затруднена ориентировка право- лево.
При раннем обучению письму зеркальное написание встречается гораздо чаще. Причина – позднее созревание тех отделов коры головного мозга, которые отвечают за пространственный анализ.
Дисграфических ошибок достаточно много встречается у часто болеющих детей с астеническим состоянием. Нарушение письма у таких детей могут быть связаны со значительным искажением подчерка, они могут писать красиво, но как правило они не дописывают или переставляют буквы, слоги или пропускают буквы, слоги, слова. Причем на начальном этапе обучения может и не быть никаких ошибок, они могут появиться во втором полугодии.
Выраженные нарушения графики отмечаются у детей с некоторыми нарушениями в развитии нервной системы.
Наиболее сложная картина нарушений письма отмечается у детей, имеющих проявления временной задержки или нарушений психического развития(трудности еще сочетаются с трудностями чтения, математики, адаптацией к классу, учебной деятельности). Искажается подчерк; искажается смысл слов, фраз; замены букв, слов, слогов; зеркальное написание.
Также сложности с письмом отмечаются у детей с неправильной артикуляцией звуков (неправильное произношение звуков).
Рекомендации родителям
Что нельзя?
Нельзя заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера. Работа не должна превышать 10-15 минут, затем нужно сделать перерыв, дать ребенку отдохнуть, потом можно продолжать, общая продолжительность работы не более 40-50 минут. Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут прямо противоположный результат.
Нельзя усаживать ребенка читать большие тексты, писать с ним большие диктанты.Лучше, чтобы задание было не очень большим по объему, не ограничивалось по времени, а основная задача – написать букву правильно!
Нельзя ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Работайте с ребенком спокойно, без упреков, не торопите его, хвалите его.
Нельзя устраивать ребенку проверки на скорость чтения.
Нельзя стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.
Советы родителям
- Механизм проговаривания звуков на начальном этапе обучения письму. Чтобы ребенок производил звуко – буквенный анализ, запоминал порядок звуков.
- Самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание, лепка, перебирание мелких деталей «Лего», застегивание и растегивание пуговиц.
- При выполнении письменных заданий следите, как ребенок держит ручку, тетрадь, достаточно ли освещено место. Проверить ручку, не слишком ли жесткий шарик, не мажет ли, не слишком ли тонкая или толстая ручка.
- При всех видах дисграфии или дислексии, не будут лишним словесные игры. Играйте в слова, сначала вы произносите слово и просите ребенка придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву вашего слова. Если у ребенка нет наглядного образа для букв, можно играть так: вырезаем из бархатной бумаги алфавит ( или скручиваем его из толстой проволоки, или лепим из пластилина, или покупаем азбуку на магнитиках), и пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Хорошо срабатывает забава: написание букв на спине или на детской ладони, и их отгадывание.
- Упражнение "Корректурная проба".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, и работать только с ними.
- Упражнение "Пишем вслух".
Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 символов, с проверкой. Все что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. То есть,: "НА стОлестОЯлкуВшин С мОлОком" (Настале стаял куфшин с малаком).Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий, уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки". Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово! Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (только не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
- Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной
артикуляцией и списывание текста.
По материалам журнала «ЛОГОПЕД»
Как понять, что у ребенка дисграфия?
Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребенка, понаблюдайте за тем, как он пишет и читает. В слове «ложка» ошибиться в середине слова (лошка) может каждый, кто плохо усвоил правило, а вот неправильно написать первую букву (рожка) может только дисграфик.
Дисграфик часто как бы застревают на одной букве: За зомом росла мамина (За домом росла малина). Или пишет букву раньше времени: Дод небом лолубым (Под небом голубым). Он пропускает буквы, чаще гласные, и ошибки выглядят так: санки – снки, молоко – млко. Нередки и перестановки букв: фрукты – фрутки, ковром – корвом. Иногда ребенок добавляет лишнюю букву, обычно ту, что уже есть в слове: дружно – дуружно. Дисграфик часто путает: парные звонкие и глухие согласные: зима – сима, гласные о – у:ручей – рочей, ё – ю: клюква – клёква, заднеязычные г – к – х: сухой – сугой, сонорные р – л: смелый – смерый, й – л (мягкий): тут бывает сойка – тут бывалет солька, свистящие и шипящие с – ш: шишки – шиски, з – ж: железо – зелезо, с (мягкий) – щ: щенок – сенок, аффрикаты ч –щ: роща – роча, ч – ц: грачи –граци, ч – т (мягкий):чертит – черчит, ц – т: птицы – пцицы, ц – с: курица – куриса. Встречаются ошибки возникающие из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных:сольить (солить) Очень распространенная ошибка – слитное написание слов, особенно служебных: ветки елии сосны. Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова: всталосолнце. Границы слова могут не только исчезать, но и смещаться: у Деда Мороза – у дедмоРза. Если ребенок не чувствует законов грамматической связи слов, он будет допускать ошибки в согласовании (большая белая пятно) и управлении (на ветки деревьях).Читая «по догадке», дети часто производят замену слов близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, потом – поэтому), искажают окончания (говорится – говорил), переставляют слоги (лопата – лотапа), пропускают напечатанные звуки и буквы (куртка – курка) или добавляют ненужные.
Ошибки носят стойкий характер. Если ребенок допускает их изредка, то причины надо искать в другом. Ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими. Помимо трудностей с чтением и письмом у дисграфиков возникают проблемы с ориентировкой в пространстве, с организацией времени. Часто такие дети бывают гиперактивны. У них отмечается пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти, особенно речеслуховой, трудности в поведении, общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений
Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений...
Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Подборка игр и упражнений для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Материал предназначен для логопедов, дефектологов, воспитателей...
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.
За последние годы работы в дошкольных учреждениях с детьми все больше и больше становится детей, имеющих проблемы в речевой сфере различной степени выраженности. М...
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Уважаемые родители! Часто в жизни возникают ситуации, когда ребенок идет в первый класс. А радостные ожидания от учебы вдруг омрачаются сложностями, возникающими у ребенка при письме.- Путает бук...
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логич...