Развитие пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии (старшая группа)
В статье рассматриваются особенности пространственной ориентировки старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Отмечено, что для детей с (ТНР) особенно важно развитие способности к ориентации в пространстве, так как эта способность, определяет богатство языка в пространственной лексике. Проанализированы психолого-педагогические данные и особенности пространственных представлений у детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_prostranstvennye_predstavleniya.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.
П. Ф. Лесгафт
«Каждая сознательная работа требует
серьёзного понимания значения пространства
и умения справляться с этими соотношениями».
Пространственные представления у детей появляются в онтогенезе одними из первых. Своевременное их формирование – одно из важнейших условий полноценного интеллектуального развития личности дошкольника.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Для понимания проблемы речевых расстройств у детей этот вопрос имеет существенное значение, так как недостаточная сформированность пространственных представлений с большой вероятностью скажется у дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников на процессе формирования навыка чтения и письма.
При ОНР формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела: формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У многих детей нарушено восприятие целостного образа предмета: не складывают разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала.
Дошкольники с общим недоразвитием речи плохо понимают отражение пространства в рисунке, схеме. Практический опыт большинства испытуемых ещё недостаточно обобщён и осмыслен. Это не создаёт полноценных условий для установления пространственных взаимосвязей между объектами на основе имеющихся представлений.
У старших дошкольников с общим недоразвитием речи существуют определённые трудности в ориентации на ограниченной плоскости. Ориентировка на плоскости включает в себя умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый край плоскости, находить и называть центр плоскости, находить и называть правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол.
Особые затруднения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи вызывают задания на ориентировку содержащие сразу два условия.
Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог над. Дошкольники, а иногда и младшие школьники, в устной речи затрудняются в дифференциации предлогов к – у, в – на (к дому – у дома, в столе – на столе). Нередко дети этой категории смешивают предлоги перед – после – за, что является следствием несформированности и пространственных отношений. Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы».
Итак, при ОНР формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией:
- нарушение восприятия собственной схемы тела;
- затруднения в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения;
- нарушение восприятия целостного образа предмета;
- плохо понимают отражение пространства в рисунке, схеме;
- трудности в ориентации на ограниченной плоскости;
- затруднения вызывают задания на ориентировку содержащие сразу два условия;
- дети с ОНР не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог над;
- нередко дети с ОНР смешивают предлоги перед – после – за, что является следствием несформированности пространственных отношений;
- испытывают трудности при использовании прилагательных широкий – узкий, толстый – тонкий;
- нарушения письменной речи, патологическую основу которой составляют недостаточность или запаздывание формирования «схемы тела»;
- затруднения при ориентировке в схеме тетрадного листа.
1. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится:
а) определение «точки стояния»;
б) определение местонахождения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве;
в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга.
При передвижении человека пространственная ориентация происходит постоянно, включая решение следующих задач: постановку цели и выбор маршрута движения (выбор направления); сохранение направления движения и достижение цели.
2. Слежение за движением предмета в пространстве постепенно развивается. С ходьбой возникают новые ощущения преодоления пространства. Ведущую роль в познании пространственных отношений в раннем и младшем дошкольном возрасте играет непосредственный жизненный опыт. По мере его накопления движущей силой в формировании системного механизма восприятия пространства все большую роль начинает приобретать слово. Наиболее характерные для дошкольников виды деятельности – сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). Во всех этих видах деятельности есть одна общая особенность – ориентировка в пространстве.
Таким образом, дошкольный возраст — период освоения словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям.
3. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела, целостного образа предмета. Дошкольники с общим недоразвитием речи плохо понимают отражение пространства в рисунке, схеме. Также у них существуют определённые трудности в ориентации на ограниченной плоскости.
Ориентировка на плоскости включает в себя умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый край плоскости, находить и называть центр плоскости, находить и называть правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол.
Особые затруднения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи вызывают задания на ориентировку содержащие сразу два условия.
Список использованных источников.
1. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Степаненкова Э.Я. К вопросу о формировании пространственных ориентировок у детей 5 – 6 лет в подвижных играх и упражнениях.
3. Сунцова, А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство.
4. Ткаченко, Т.А. В первый класс без дефектов речи.
5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1998.
6. Юрок, Т.Н. Учим познавать пространство.
7. Мусейибова, Т.А. Генезис отражения пространства и пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....
Особенности развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.
Проблема изучения пространственных функций имеет большое значение, так как они наиболее сложны для диагностики и коррекции развития детей с речевыми нарушениями....
Особенности формироваия оптико- пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
У детей с ОНР формирование оптико -пространственных представлений осуществляется медленнее, в более поздние сроки и с отклонениями из -за особенностей их психического развитьия....
Методическая разработка обследования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи
Настоящее обследование дополняет общую картину речевого развития ребенка-дошкольника и помогает корректировать работу, направленную на устранение общего недоразвития речи (II, III уровня). Обследовани...
Особенности пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи
В статье представлен материал по теме "Особенности пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи", список литературы в конце статьи...