Логопедическое занятие по постановке звука С. Учителя-логопеды: Кутузова Е.Н., Рублевская О.Н.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Логопедическое занятие по постановке звука С с использованием авторской куклы КВАКА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_s.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук «С». Занятие №1
( Первое занятие по теме.)
Цель: уточнение произношения и автоматизация звука «С».
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- акустико-артикуляторная характеристика звука;
- формирование фонематического слуха и восприятия;
- формирование темпо-ритмической стороны речи;
коррекционно-развивающие:
- развитие общей и мелкой моторики;
- формирование зрительного гнозиса;
коррекционно-воспительные:
- воспитание навыков совместной деятельности.
Оборудование: дидактическая кукла «Квака», предметные картинки (сок, сани, оса, сумка, самолёт), д /и «Разрезная магнитная картинка», индивидуальные карточки с «зашумленным» изображением.
Ход занятия
1. Организационный момент. Введение в тему.
Логопед говорит детям о том, что сегодня на занятии будет гостья, предлагает отгадать о ком речь в загадке.
Загадка.
Есть поющие зверушки,
В песнях их просты слова.
Приготовьте свои ушки,
Прозвучит для вас: «Ква-ква!»
(Л.Ислентьева)
Логопед надевает куклу Кваку и знакомит с ней ребят:
- Квака пришла к нам за помощью. Она не умеет выговаривать один звук. Послушайте, как она произносит некоторые слова, и догадайтесь какой это звук.
Из кармашка на животе игрушки достаются картинки и называются следующим образом: - Это фок (сок), это фани(сани), это офа(оса), это фумка(сумка), это фамалёт (самолёт).
Логопед предлагает ребятам назвать звук, который не умеет выговаривать Квака, и научить её.
2. Артикуляционные упражнения.
«Месим тесто» (пя-пя-пя…), «Блинчик», «Почистим нижние зубки».
Логопед уточняет правильность выполнения упражнений. Ребята показывают, а Квака начинает выполнять вслед за ними. Поддерживается коммуникация между детьми и куклой стимулирующими репликами типа: «Правильно ли делает Квака?», «Старайтесь, ребята, выполнять точно упражнения, чтобы научить нашу гостью!», «У кого поучится Квака? Чей язычок работает лучше всех?» и т. д.
3. Акустико-артикуляторная характеристика звука «С».
Логопед: - Ребята, давайте расскажем Кваке, как правильно произносить звук «С».
Дети отвечают на вопросы логопеда об артикуляции звука.
- В каком положении губы и зубы? ( Губы в улыбке, зубы видны, они сближены и между ними небольшая щель.)
- Где находится язычок? ( Язычок за нижними зубами, кончик языка прижат к передним зубам.)
- Язычок широкий или узкий? ( Язычок широкий.)
- Что вы можете сказать о воздушной струе? ( Воздушная струя проходит посередине языка, она холодная.)
- А голос участвует в образовании звука? Звук «С» глухой или звонкий? Как мы это проверяем? ( Голос не участвует. Это глухой звук. Проверить можно положив руку на горло.)
4. Изолированное произношение звука «С».
Упражнение «Насос». Выполняется сначала совместно, затем каждым ребёнком индивидуально. Вместе с детьми делает упражнение «Насос» и Квака.
5. Развитие фонематического слуха. Выделение звука «С» на слух в ряду звуков, слогов, слов.
Игра «Хлопни и квакни».
Логопед: - Ребята, давайте поиграем с Квакой в игру « Прыгни и квакни». Когда услышите звук «С», хлопните и квакните!
Логопед произносит последовательно ряд звуков, слогов, слов. Квака вместе с ребятами делает хлопки, одновременно квакая, иногда специально допуская ошибки, мотивируя детей на усиление самоконтроля.
6. Формирование фонематического восприятия и темпо-ритмической стороны речи. Подвижная игра с элементами пальчиковой гимнастики и самомассажа головы « Кваки-придумаки».
Логопед предлагает детям поиграть в любимую игру Кваки. В образе игрушки объясняет правила игры, показывает движения с речью:
Ква-ква,ква-ква, (руки, ноги расставлены в стороны;
Поиграем мы в слова. лёгкие прыжки на месте « по-лягушачьи» )
Думай, думай, голова, ( быстрые поочерёдные постукивания подушечками
Ищи со звуком «С» слова. пальцев по волосистой части головы )
Один, два, три, четыре, пять, ( поочерёдное сгибание пальцев рук под счёт
одновременно на обеих руках )
Начинаем называть! ( ритмичное сжимание и разжимание пальцев
обеих рук )
(Л. Ислентьева)
За каждое придуманное слово дети получают от Кваки фрагмент разрезной картинки на магните.
7. Автоматизация звука «С» во фразе. Придумывание предложений по картинке.
Развитие оптико-пространственной ориентировки. Д/и «Разрезная магнитная картинка».
Дети собирают на магнитной доске картинку из фрагментов, которые получили в предыдущей игре. Логопед предлагает детям придумать предложения по картинке со словами, в которых есть звук «С». Квака помогает и аплодирует каждому составленному предложению.
8. Итог. Формирование зрительного гнозиса и развитие графомоторных навыков. Картинка с зашумлением контурного изображения.
Логопед: - Какой звук сегодня научилась произносить правильно Квака? ( Звук «С»)
Она вам очень признательна ребята и в знак благодарности дарит каждому свой портрет. Но портрет этот с секретом. Это не просто подарок, но ещё и интересное занятие. Квака спрятала свой портрет среди запутанных линий. Найдите её изображение и обведите по контуру. При желании можно раскрасить.
Давайте скажем дружно всем за занятие спасибо!
Тема: Звук «С». Занятие №2 ((Второе занятие по теме.)
Цель: уточнение произношения звука «С» и его автоматизация в речи.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- повторение акустико-артикуляторных характеристик звука;
- формирование фонематического слуха и восприятия;
- формирование навыков составления предложений;
- упражнение детей в употреблении формы родительного падежа,
единственного числа существительных без предлога;
коррекционно- развивающие:
- развитие мышления, вербальной памяти;
- развитие мелкой моторики и тактильного восприятия;
коррекционно-воспительные:
- воспитание навыков культуры общения.
Оборудование: дидактическая кукла «Квака», д/и «Рыбалка»: удочка с магнитиком и предметные картинки на звук «С», оснащенные металлической скрепкой ( оса, нос, аист, сани, самолёт, скамейка, сапоги, носки, поднос, автобус, стакан, миска, ), пластиковый тазик для имитации пруда; три детских ведёрка; кастрюлька из игрушечной посуды; бассейн с галькой или фасолью; маленькие фигурки животных, в названии которых есть звук «С» ( лиса, собака, сова, свинья, слон, лось); индивидуальные схемы для звукового анализа слов; картинки с изображением сома (по количеству детей).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: - Ребята, кто приходил к нам в гости на прошлом занятии? ( Квака)
Сегодня она снова будет заниматься с нами. ( Логопед надевает на себя
куклу.)
2. Повторение акустико-артикуляторной характеристики звука.
Логопед: - Ребята, какой звук не умела выговаривать Квака? Давайте вспомним ещё раз всё, что мы знаем об этом звуке.
Дети отвечают на вопросы логопеда об артикуляции звука.
- В каком положении губы и зубы? ( Губы в улыбке, зубы видны, они сближены и между ними небольшая щель.)
- Где находится язычок? ( Язычок за нижними зубами, кончик языка прижат к передним зубам.)
- Язычок широкий или узкий? ( Язычок широкий.)
- Что вы можете сказать о воздушной струе? ( Воздушная струя проходит посередине языка, она холодная.)
- А голос участвует в образовании звука? Звук «С» глухой или звонкий? Как мы это проверяем? ( Голос не участвует, звук глухой. Проверить можно положив ладонь на горло.)
3. Развитие фонематического слуха и слоговой структуры речи.
Проговаривание слоговых рядов с разным количеством слогов. Игра «Сколько слогов - столько шагов».
Логопед: - Ребята, сегодня Квака приглашает нас на рыбалку. Она хочет, чтобы мы все вместе поймали большого сома, который живет у них в пруду. Пойдём вслед за Квакой по узенькой тропинке через лес, она будет подсказывать путь. Сколько скажет Квака слогов, столько шагаем шагов.
Логопед в образе Кваки проговаривает прямые и обратные слоги со звуком «С» по два, три, четыре. Дети повторяют хором, шагая друг за другом до импровизированного «пруда».
( СА – СА; СЫ – СЫ – СЫ; СО – СО – СО – СО; УС – УС; АС – АС – АС )
4. Автоматизация звука «С» в словах и предложениях. Употребление формы родительного падежа, единственного числа существительных без предлога.
Определение позиции звука в слове. Игра «Рыбалка».
Правила игры.
В тазике лежат картинки слов со звуком «С» перевёрнутые изображением вниз
( оса, нос, аист, сани, самолёт, скамейка, сапоги, носки, поднос, автобус, стакан, миска, ) . На каждой картинке прикреплена скрепка. Под ними слой гальки (либо красной и белой фасоли). Внутри этих «камешков» спрятаны одинаковые (для каждого ребёнка) картинки с сомом. Дети по очереди ловят удочкой с магнитиком картинку («рыбку») и называют, кого или что они поймали. «Улов» раскладывается по трём ведёрком, стоящим рядом по одной линии. В первое ведёрко картинки со звуком «С» в начале слова, во второе – в середине, в третье – в конце. Картинки под камешками остаются нетронутыми до седьмого этапа занятия. Это сюрприз для детей.
Квака объясняет правила игры, следит за правильностью выбора ведёрка для «рыбки», поощрительно гладит по голове ребят после выполнения задания и
аплодирует.
5. Автоматизация звука «С» в предложении. Развитие мышления.
Игра «Словесная уха».
Квака: - Ребята, давайте сварим словесную уху! Нужно взять две «рыбки» из наших ведёрок с «уловом» и придумать предложение, в котором будут оба слова. Кто придумал предложение, бросает «рыбок» в кастрюлю.
Квака показывает детям образец действия. По ходу игры помогает наводящими фразами детям, которые затрудняются.
6. Развитие фонематического слуха и вербальной памяти.
Логопед: - Ребята, а сома-то мы поймали? Нет. Может он спит где-то глубже на дне? Давайте и мы немного отдохнём. Я сейчас расскажу вам о том, что снится сому, а вы закройте глазки и представьте себе всё, о чём услышите. Постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком «С».
Логопед читает небольшой текст, предваряя его фразой: «Спит спокойно сом на дне, что же видит он во сне?»
Видит сом речку с мостом. За мостом густой лес. В лесу стоит сосна. На сосне сухой сук, а на суку спит сова. Под сосной куст, за кустом прячется лиса. Лиса смотрит на сову, ждёт добычу. Хочет сом сову предупредить, открывает рот, усами шевелит.
Если после первого прочтения, ребята не смогли припомнить все слова с заданным звуком, то текст читается повторно. Квака одобрительно квакает и хлопает в ладоши, поощряя ребят.
7. Развитие тактильного восприятия пальцев рук.
Квака: - Давайте вернёмся к «пруду» и выловим всё- таки сома. Он, наверное, действительно залёг глубоко на дне.
Ребята по очереди опускают руки в «пруд» и ищут среди камешков «своего» сома.
8. Звуковой анализ слова СОМ.
Логопед предлагает детям показать Кваке, как можно по-другому поймать сома:
- Нужно услышать все звуки в слове СОМ и обозначить их цветными кружочками.
Ребята выполняют звуковой анализ с индивидуальными схемами на местах, а один ребёнок работает у доски, комментируя вслух.
9. Итог.
Логопед:- Ребята, вспомните, какие моменты занятия вам понравились. Если Кваке эти моменты понравились тоже, она квакнет и поаплодирует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]...
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Л]
конспект занятия...
Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку звука "Р"
Тема: звук "р".Цель занятия: постановка звука "Р".Задачи:- развитие артикуляционной моторики;- развитие фонематического восприятия;- развитие зрительно пространственных представлен...
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ц]»
ЦЕЛИ1.Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.2.Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.3.Учить правильно произносить звук [ц] с механической помощью и по...
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. ТЕМА: ПОСТАНОВКА Звука [Л]
Конспект индивидуального занятия...
КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия Тема: «Постановка звука [с]». (с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий, ИКТ).
Постановка звука [с]...
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]...