РОЛЬ ЗВУКО – БУКВЕННОГО АНАЛИЗА В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Для успешного овладения грамотой в школе требуется надлежащая подготовка детей в ДОУ. Это необходимо как для детей с нормальным фонетико-фонематическим развитием, так и для детей с отклонениями. Правильно организованная логопедическая работа, коррекционный процесс позволяют полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений и сформировать устную речевую базу для овладения элементами грамоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuko_-_bukvennyy_analiz_slova.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ЗВУКО – БУКВЕННОГО АНАЛИЗА В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Звуко – буквенный анализ слова – неотъемлемая часть обучения грамоте.
Данное умение начинают формировать в детском саду в подготовительной к школе группе и продолжают в течение всего времени обучения. Ведь это основа и чтения, и письма. Однако, очень часто такой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. Поэтому попробуем определить, что включает в себя данная операция, и как помочь ребенку лучше ее освоить.
В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Следовательно, очень важно знакомить дошкольника со словом: его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из которых – ударный и т. п.).
Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи особенно трудно звуковое различие слова на слух. Процесс обследования звукового состава слова для детей сложен потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. И главная задача состоит в том, чтобы развивать его. Трудно и потому, что одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков и их количество.
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова — длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей: фронтальные занятия, подгрупповые и индивидуальные занятия, игры и упражнения.
В настоящее время в образовательно-воспитательной среде наблюдается ситуация отклонения детей в речевом развитии, причем количество детей дошкольного возраста с данными проблемами растет. Это дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Полноценные в слуховом и интеллектуальном отношении, они не готовы к восприятию школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. В дальнейшем эти дети становятся неуспевающими, особенно при овладении грамотой. Причиной этого являются недостатки в развитии процессов звуко – буквенного анализа и синтеза, основу которых составляют четкие, устойчивые и достаточно дифференцированные представления о звуковом составе слова.
Для успешного овладения грамотой в школе требуется надлежащая подготовка детей в ДОУ. Это необходимо как для детей с нормальным фонетико-фонематическим развитием, так и для детей с отклонениями. Правильно организованная логопедическая работа, коррекционный процесс позволяют полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений и сформировать устную речевую базу для овладения элементами грамоты.
Диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи означает, что при нормальном слухе и интеллекте в картине речи ребенка на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков.
При несформированности фонематических представлений готовность к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у нормально говорящих. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения особенно большое значение придается соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.).
Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно научить их:
- различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные;
- выделять любые звуки из состава слова;
- членить слова на слоги, а слоги на звуки;
- объединять звуки и слоги в слова;
- определять последовательность звуков в слове;
- членить предложения на слова.
Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу — к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности.
Учитывая вышесказанное, считаю, что работа, направленная на развитие и усвоение дошкольником звуковой стороны слова, имеет огромное значение при подготовке ребенка к школьному обучению. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматика и связанная с ней орфография». Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте по Д. Б. Эльконину состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Изучением этой системы занимались Бугрименко Е. А. и Цукерман Г. А. Они излагают ее следующим образом.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.
Если начинать работу с дошкольниками или первоклассниками, то им необходимо, в первую очередь, определить и соотнести количество букв и звуков. Помимо этого, нужно классифицировать их на гласные и согласные, а последние в свою очередь дифференцировать на мягкие и твердые, глухие и звонкие и т. д. Очень важно объяснить детям различия между звуком (то, что мы произносим и слышим) и буквой (тем, что мы читаем и пишем). Это лучше сделать в виде игры, ведь в начальной школе очень важна мотивация к занятиям.
Звуко-буквенный анализ — один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.
Традиционно в учебниках, обучающих грамоте, буквы пишутся различными цветами. Те, что обозначают гласные звуки, чаще всего, изображаются красным, а согласные - синим или зеленым. Современные методики также, в своем большинстве, переняли эту традицию. Звуко – буквенный анализ слова начинается с определения числа слогов в нем, а также соотношения букв и звуков.
Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а затем открыть отношения звука и буквы.
Ребенок-дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определенного способа действия со словом — интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, сссон, сооон, соннн).
Задача звукового анализа слов будет решаться детьми с большей охотой, если ей придать игровую форму. Чувствительность ребенка к звуковой оболочке слова, умение услышать и особым способом произнести отдельные звуки в словах можно проверить и отработать, играя в логопеда или доктора Звукова. (Логопед или доктор Звуков исправляет неправильное произношение у кукол или зверюшек. Негритенок или австралийский кенгуру имеет право не выговаривать какие-то русские звуки. Он говорит: «У слона ффобот». Какой звук неправильно произнес кенгуру?)
Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени:
- На первой ступени обучения дети учатся выделять начальный гласный звук из состава слов: у-утка. На материале гласных звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу).
- Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратных слогов типа an, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).
- Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
- После указанных упражнений дети легко овладевают четвертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов.
Только овладев 4-мя ступенями подготовительного периода, речевой ребенок становится готовым к полному звуковому анализу и синтезу слов типа СГС – согласный, гласный, согласный – (суп) и СГСГ (косы).
Основополагающим приёмом работы на этапе обучения грамоте является звуко- буквенный анализ слова. Он начинается с выделения из слов отдельного звука. Если звук длительный (гласные э, а, о, у, ы, и, согласные м, н, ш, р, л, с, х, в, з, ж, ф ), можно выделить его в начале или в конце слова протяжным произношением: шшшар, жжжук, стуллл.
Звонкие согласные в конце слов оглушаются, поэтому их лучше выделять в начале слова; сонорные согласные р, л, м, н выделяют в начале и в конце слова.
Гласные звуки выделяют из начала слова, когда они составляют слог: о-сы, а- ист, и- ва.
Глухие согласные легко выделить в конце слова: мак- к, кот- т, звонкие- в начале слов со стечением согласных, например: брат- б, двор- д.
Дети узнают основные признаки гласных - они произносятся голосом, без помехи, их можно тянуть, петь; согласных звуков- произносятся несвободно, встречая преграды. О звуках они должны знать, что их произносят и слышат, о буквах, что они обозначают звуки речи, их пишут и видят.
Дети учатся дифференцировать согласные на твёрдые и мягкие, парные и непарные по глухости- звонкости, а гласные –на ударные и безударные.
Для установления последовательности согласных и гласных в словах применяются графические схемы слого- звуковой структуры слов.
Ребёнок произносит слово, выделяя произношением протяжно каждый звук слова, и отмечает его в схеме слова. Для обучения чтению важно научить детей выделять в слове слияние ( прямой слог) и примыкающие к нему согласные звуки.
Очень важно научить детей слышать звуки в составе слияния, обозначаемого на письме йотированными гласными я, ё, ю, е, например: ели- [й`эл`и], ёжик- [й`ожык], юла- [й`ула]. При этом нужно обратить внимание на слитное произношение этих слогов – слияний и на то, что записываются они с помощью одной буквы.
Процесс чтения по своим механизмам противоположен звуковому анализу, последовательности звуков в словах. Ориентирами здесь выступают графические средства письменной речи: гласные и согласные буквы, их сочетания. Мягкий и твёрдый знаки, пробелы между словами и знаки препинания.
Для прочтения согласных букв в составе слова нужно знать, какие гласные буквы за ним следуют: гласные э, а, о, у, ы – показатели твёрдости согласных, и, е, ю, я, ё – показатели мягкости согласных. Если после согласной буквы следует согласная, то нужно ориентироваться на последующие буквы и прочтение всех согласных стечения вместе, например: стрижи, стройка. Необходимо учить детей видеть слияния в словах, ориентироваться на гласные и на ударения. Ударный слог в слове произносится громче, чем безударный.
Хочется обратить внимание на то, что читать ребёнка мы учим по частям, а не по слогам, например: миш-ка, с-тул.
Дошкольник, поступая в школу, должен для успешного обучения чтению обладать следующими знаниями и умениями:
- Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;
- Уметь отличать букву от звука;
- Уметь выделять звуки в словах;
- Уметь определять место звука в слове;
- Уметь подбирать слова с заданным звуком.
В заключении хочется отметить, что звуко – буквенный анализ слов необходим не только при обучении чтению, но и для грамотного письма. Он служит основой фонетического разбора слова, который дети выполняют на уроках русского языка на протяжении всего обучения в средней школе и который входит в ЕГЭ. Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности и управляемости поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"
Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р" можно проводить как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой, а элементы ...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.
Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.Тема: «Спасение Елены - Премудрой.Знакомство со звуком и буквой Ц".
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе для детей с ФФНР....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с фонетико - фонематическим недоразвитием речи "Звуки [B], [B\'] и буква В"
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с фонетико - фонематическим недоразвитием речи "Звуки [B], [B\'] и буква В"...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом.
ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки. Цель: Автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах...
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с подгруппой детей, имеющих фонетико — фонематическое недоразвитие речи. Тема : Гласные звуки Ы, И.
Продолжаю делится своим практическим опытом с коллегами...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звуков СЗ для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: ПоСвистим.ПоЗвеним.
Автоматизация звуков «СЗ» изолированно, в слогах и словах. ...