«РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ у детей с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
консультация по логопедии
У детей с нарушением интеллекта вследствие общей патологической инертности в младенческом и раннем возрасте нет интереса к неречевым звукам, они слабо реагируют на них и мало дифференцируют их. При этом реакция на совершенно разные звуки может быть одинаковой. Не происходит и своевременного развития фонематического слуха. Порой отмечается отсутствие лепета или же очень позднее его возникновение. Зачастую умственно отсталые дети плохо различают слова на слух. В ряде случаев их принимают за слабослышащих или за детей с тяжелыми речевыми дефектами. Однако у умственно отсталых детей в отличие от детей со сниженным слухом или с локальными нарушениями речи это дефект вторичный, и при правильной постановке обучения он поддается педагогической коррекции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация
«РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ у детей с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Учитель-логопед: Н.В. Чимаева
Развитие слухового восприятия идет, как известно, в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. И уже к школьному возрасту ребенок слышит звук, в несколько раз более тихий-, чем слышит младенец. Одновременно он начинает различать звуки по тембру звучания.
Речевой слух также развивается с младенчества. Малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию. Лепет ребенка – активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет фонемы родного языка. Формирование фонематического слуха завершается примерно к пяти годам, а у некоторых детей и позднее. В этом возрасте у ребенка появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений. Но это свойственно речи детей с нормальным развитием. У детей с нарушением интеллекта вследствие общей патологической инертности в младенческом и раннем возрасте нет интереса к неречевым звукам, они слабо реагируют на них и мало дифференцируют их. При этом реакция на совершенно разные звуки может быть одинаковой. Не происходит и своевременного развития фонематического слуха. Порой отмечается отсутствие лепета или же очень позднее его возникновение. Зачастую умственно отсталые дети плохо различают слова на слух. В ряде случаев их принимают за слабослышащих или за детей с тяжелыми речевыми дефектами. Однако у умственно отсталых детей в отличие от детей со сниженным слухом или с локальными нарушениями речи это дефект вторичный, и при правильной постановке обучения он поддается педагогической коррекции. Поэтому проведение дидактических' игр, направленных на развитие слухового восприятия, является необходимой составной частью коррекционно-воспитательного процесса в специальном детском саду. И чем раньше начинается такая работа, тем больший вклад вносит она в коррекцию общего психического развития детей.
РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА
Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении автомашины. Иными словами, хорошо опознаваемые и осознанно воспринимаемые звуки могут определять характер деятельности ребенка. Все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение – слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.
Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.
Умственно отсталые дети в большинстве случаев плохо воспринимают неречевые звуки и не опираются на них в своей деятельности. Они испытывают большие трудности не только в дифференциации звуков, но и в их осмыслении. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Между тем восприятие неречевых звуков может идти у них достаточно хорошо, если правильно организовать коррекционное обучение. Об этом свидетельствуют успехи умственно отсталых детей на специальных музыкальных занятиях.
Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука (фиксация) к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению. В таком порядке и расположены предлагаемые ниже игры.
Тук-тук-тук
Цель. Учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-то сообщать, предупреждать.
Оборудование. Кукла, мишка.
Ход игры (в игре вместе с детьми участвуют двое взрослых). 1-й вариант. Дети сидят на стульях, один педагог с ними. Раздается стук в дверь. Педагог прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется, усиливается. Педагог встает, идет к двери, открывает ее. Входит второй взрослый с куклой. Радостно: «Кукла пришла! Это она стучала»,– говорит педагог. Кукла предлагает вместе с детьми поплясать.
2-й вариант. Дети сидят так же. Раздается стук в дверь. За дверью оказывается мишка. Педагог садится с ним в круг, где сидят дети, и спрашивает, где он был. Мишка говорит, что он был на улице. Педагог спрашивает, не замерз ли он – на улице холодно, а он без пальто, без шапки. Мишка отвечает, что ему не бывает холодно – у него теплый мех. Педагог предлагает детям по очереди потрогать мишку, погладить его. Мишка обходит всех детей.
Что гудит
Цель. Та же.
Оборудование. Машина грузовая или легковая, клаксон или какая-либо дудка, имитирующая звук клаксона.
Ход игры. Проводится так же, но в конце детям предлагают повозить машину и покатать в ней кукол.
После этого педагог спрашивает у детей, как они узнали, что за дверью что-то есть, и дети вспоминают, что они слышали сигналы машины.
Кто там
Цель. Та же.
Оборудование. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях. За дверью раздается звон колокольчика. Педагог спрашивает у детей, слышали ли они что-нибудь. Дети отвечают. Звон повторяется. «Кто бы там мог быть? – спрашивает педагог – Давайте спросим: «Кто там?» Дети хором спрашивают. За дверью отвечают: «Я» или «Мы». Педагог открывает дверь и вводит гостя. Это может быть второй взрослый или ребенок из соседней группы или несколько детей.
На чем играл зайка
Цель. Учить различать звучание двух резко различных инструментов (барабана и гармони); продолжать развивать слуховое внимание.
Оборудование. Ширма или экран, игрушечный заяц (мишка, кукла), барабан, детская гармошка.
Ход игры. Педагог показывает детям поочередно барабан и гармошку, называет каждый из инструментов, показывает их звучание. Ставит оба инструмента на стол и снова играет на барабане и на гармошке. Приходит заяц (мишка, кукла) и говорит, что хочет тоже поиграть на барабане и на гармошке, только он спрячется, а дети должны угадать, на чем он будет играть. Педагог ставит на стол ширму, закрывает ею от детей зайца и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл заяц. Дети отвечают. Заяц снова стучит по барабану в присутствии детей. В третий раз заяц играет за ширмой на гармошке.
Веселый петрушка
Цель. Продолжать вырабатывать отношение к звуку как значимому сигналу; учить быстро реагировать на звук.
Оборудование. Разные музыкальные инструменты (барабан, бубен, гармошка, дудочка, металлофон).
Ход игры. Дети сидят на стульях в ряд. Педагог говорит, что сейчас к детям придет веселый петрушка. Он будет ударять в бубен (играть на гармошке, дудочке и др.). Как только прозвучат звуки, надо быстро повернуться. Раньше времени это делать нельзя. Педагог становится за спинами детей на таком расстоянии, чтобы они, обернувшись, могли увидеть петрушку. Педагог ударяет в бубен и быстро достает из-за спины петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игра повторяется с другими инструментами.
Шагаем и танцуем
Цель. Различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан – шагать, под гармонь – танцевать.
Оборудование. Барабан, гармонь.
Ход игры. 1-й вариант. Дети стоят в ряд, повернувшись к педагогу. Он стоит около маленького стола, на нем лежат барабан и гармонь. Педагог объясняет детям, что под барабан надо маршировать, а под гармошку можно танцевать. Показывает, как это делать: берет в руки барабан, ударяет по нему и одновременно шагает на месте; берет гармонь, играет и приплясывает. Затем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки барабана и пляшут под гармонь.
2-й вариант. Дети действуют уже не по подражанию педагогу, а самостоятельно. Педагог просит детей внимательно слушать: если он будет играть на барабане, надо шагать, а если на гармони, то нужно плясать; с окончанием звучания каждого инструмента следует прекращать движение. Перед звучанием того или иного инструмента педагог делает паузы. Если дети часто ошибаются или не знают, что надо делать, педагог вновь переходит к подражанию, т. е. сам марширует и пляшет с детьми точно по сигналам звучания барабана и гармони.
3-й вариант. Игра проводится так же, как и во втором варианте, но дети стоят шеренгой спиной к педагогу и не видят, на чем играет педагог.
Клоуны
Цель. Различать более близкие по звучанию инструменты, осуществляя выбор из двух – трех инструментов; развивать слухо-зрительное восприятие.
Оборудование. Детские музыкальные инструменты (гармонь, металлофон, пианино), знакомые детям клоуны Ловкий и Неловкий.
Ход игры. На столе у педагога металлофон, гармонь, детское пианино (рояль). Приходят клоуны, рассматривают инструменты. Ловкий рассказывает Неловкому, как они называются, и одновременно демонстрирует их звучание. Потом Ловкий предлагает поиграть.
Неловкий. А как?
Ловкий. Я буду играть. Ты угадаешь, на чем я играю: на металлофоне, пианино или гармони.
Неловкий. А мне ребята помогут. (Обращаясь к детям.) Поможете?
Дети. Да!
(Неловкий встает спиной к Ловкому.)
Ловкий (играет на одном из инструментов). Всё!
Неловкий (поворачивается). Вот этот? (Указывает на другой инструмент.)
Дети. Нет!
Неловкий. Этот? (Указывает правильно.)
Дети. Да!
Неловкий (Ловкому). Вот! Видишь, мы угадали – ты играл на этом.
Ловкий. А как он называется?
Неловкий (спрашивает у детей). Как он называется?
(Дети называют инструмент.)
Игра повторяется 3–4 раза. При этом Ловкий может два раза подряд играть на одном и том же инструменте. Этот момент клоуны обыгрывают: вначале Неловкий путается, затем называет правильно. Потом отгадывает Ловкий. Он выполняет задание всегда правильно.
Кто играл
Цель. Та же, продолжать учить детей различать близкие по звучанию инструменты; учить различать их на слух с закрытыми глазами; воспитывать слуховое внимание.
Оборудование. Металлофон, гармонь и детское пианино или рояль, игрушки (мишка, зайка, кукла), ширма или экран.
Ход игры. На столе у педагога сидят кукла, мишка и зайка. Перед каждым из них свой инструмент: перед мишкой – гармонь, перед зайкой – металлофон, кукла сидит за роялем. Педагог объясняет детям, что они будут угадывать, кто играл – кукла, мишка или зайка. Для этого надо внимательно слушать. Педагог руками куклы играет на рояле. Дети видят, как играет кукла, и слышат звучание рояля. На вопрос: «Кто играл?» – они легко отвечают. На другой вопрос: «На чем играла кукла?» – педагог уточняет ответ детей, повторяя: «Наша кукла играла на рояле». Затем играют мишка и зайка, педагог просит запомнить, что зайка играет на металлофоне, мишка играет на гармони. После этого педагог закрывает игрушки ширмой. Теперь они должны не только определить на слух звучание того или иного инструмента, но и соотнести это звучание с той зверюшкой, которая играет на данном инструменте. Сначала играет, например, мишка. Педагог спрашивает, кто это играл, а дети отвечают. Каждый раз независимо от того, правильно они ответили или нет, педагог снимает ширму, и мишка снова играет, чтобы дети проверили точность своего ответа. Педагог уточняет ответ: «Мишка играл на гармони». Вновь закрывает все ширмой и просит детей быть внимательными.
Звени, колокольчик
Цель. Учить по звуку определять направление в пространстве; продолжать развивать слуховое внимание; действовать по звуковому сигналу.
Оборудование. Колокольчик с достаточно громким и приятным звучанием.
Ход игры. 1-й вариант. Дети гурьбой стоят около педагога. Педагог показывает им колокольчик, просит послушать, как он звенит, дает детям самим позвенеть. Потом предлагает поиграть: все должны закрыть глаза, а он тихонько отойдет и позвенит колокольчиком. После этого дети должны открыть глаза и бежать прямо к педагогу. Вначале педагог недалеко отходит от детей и останавливается на видном месте, чтобы они могли проверить правильность своих действий зрительно. В дальнейшем он отходит дальше и становится так, чтобы дети не сразу могли его увидеть, а лишь тогда, когда начнут двигаться в нужном направлении.
Взрослый прячется в углу комнаты или за дверью и продолжает (с перерывами) звонить в колокольчик, пока все дети не подбегут к нему.
2-й вариант. В этом варианте прячется часть детей (3– 4), а остальные их ищут. Один из тех детей, которые прячутся, держит колокольчик, но звонит лишь тогда, когда все спрятались. Педагог руководит как теми, кто прячется, помогая им находить новые направления, не останавливаться на одном и том же месте, так и теми, кто ищет, следит, чтобы они не поворачивались раньше времени, прислушивались к звону колокольчика, выбирая направление движения. При повторении игры подгруппы меняются ролями.
3-й вариант. Прячется один ребенок, а другой его ищет. Остальные наблюдают за их действиями.
Поймай меня
Цель. Та же.
Оборудование. Колокольчик, платочек.
Ход игры. Дети стоят в кругу, держатся за руки. В середине круга двое: один с колокольчиком убегает, а другой должен поймать, ему завязывают платком глаза. Педагог стоит вместе с детьми в центре круга и помогает обоим детям. Ребенок с колокольчиком тихо, на носочках отходит от «ловишки» и, остановившись, звенит колокольчиком. «Ловишка» идет на звук и старается его поймать. По мере усвоения игры педагог не помогает детям, а лишь следит за выполнением правил.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Как мы уже отмечали, развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Они недостаточно дифференцируют звуки родного языка, что сказывается и на понимании речи окружающих и на развитии собственной речи. Чем раньше начинается специальная коррекционная работа в этом направлении, тем больше возможностей для предупреждения в отставании пассивной и активной части умственно отсталых детей. При этом полноценнее формируется смысловая сторона речи, усваивается лексический материал.
При развитии речевого слуха работа также проходит от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия к чисто слуховому восприятию.
Слухозрительное восприятие слова – это такое восприятие, когда ребенок не только слышит голос, но видит губы говорящего. Не следует путать слухозрительное восприятие с восприятием со зрительной опорой, при котором ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку. Восприятие со зрительной опорой намного легче. По существу этот процесс является неполноценным слуховым восприятием слова, а лишь различением, узнаванием. Например, перед ребенком на столе лежат два предмета – юла и собака, мы называем их, происходит не восприятие, а различение слов. По звуковому составу эти слова различны. Но даже такое различение может происходить по-разному. Если ребенок видит лицо педагога, то его слова воспринимаются и различаются слухозрительно. Если же педагог стоит за спиной у ребенка или закрывает лицо экраном, слова различаются на слух.
Когда перед ребенком нет ни игрушек, ни картинок, т. е. нет зрительной опоры для узнавания слова, в этом случае происходит уже не различение, а восприятие. Оно тоже может происходить слухозрительно, т. е в условиях, при которых ребенок видит лицо и губы говорящего, и на слух, когда ребенок не видит говорящего, а только слышит его голос.
Слухозрительное восприятие речи легче, чем восприятие на слух. Поэтому каждый раз, когда ребенок затрудняется при восприятии слов на слух, нужно переходить к слухозрительному восприятию.
Кто за дверью
Цель. Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить звукоподражанию.
Оборудование. Игрушки (кошка, собака, птичка, петух, лягушка и др).
Ход игры (участвуют двое взрослых: один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал). Дети сидят на стульях. За дверью раздается «мяу», педагог прислушивается и просит детей послушать. Снова слышится «мяу». Педагог спрашивает, кто бы это мог быть, и независимо от ответа открывает дверь и приносит кошку, она мяукает. Педагог просит детей сказать, как мяукает кошка. Дети вместе со взрослым повторяют: «Мяу, мяу».
На последующих занятиях к детям приходят другие животные – собака, лягушка, петух (каждый раз кто-либо один) – и игра проводится так же.
Кто как кричит
Цель. Та же.
Оборудование. Ширма или экран, игрушки (кошка, собака, птичка, лягушка, петух).
Ход игры. Педагог ставит на стол ширму и говорит, что за ширмой будет домик для зверей и птиц, в домике живут кошка, собака, птичка, лягушка, петух. Педагог произносит звукоподражания: «Мяу», «ав-ав», «пи-пи-пи», «ква-ква», «ку-ка-ре-ку»,– и одновременно действует той или иной игрушкой: передвигает по столу и уводит в дом. После этого предлагает детям внимательно послушать, кто их зовет из домика. Вначале педагог говорит за животных, сидя так, чтобы дети хорошо видели его лицо. Он произносит, например, «мяу» и снова спрашивает, кто позвал детей. Они отвечают. Кошка выходит из домика, мяукает вместе с детьми. Игра повторяется, детей зовут другие персонажи.
В дальнейшем педагог может произносить звуки за ширмой, чтобы дети его не видели, а только слышали.
Какая у меня картинка
Цель. Определять слова, резко различные по звуковому составу; развивать слуховое внимание.
Оборудование. Листы лото с изображением трех предметов, названия которых имеют резко различный звуковой состав (например: на одной карте – мак, шапка, паровоз; на другой – собака, рак, палка и т. п.), маленькие карточки с изображениями тех же предметов.
Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Педагог садится напротив ребенка и предлагает ему отгадать, какие картинки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с тремя изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и по мере возможности повторяет слово. Педагог проверяет правильность ответа и, если предмет назван или показан верно, отдает ребенку маленькую карточку. В противном случае просит еще раз внимательно послушать. Лишь убедившись в том, что ребенок правильно опознает изображение, он повторяет слово. При повторном проведении игры слова произносятся так, чтобы ребенок не видел, как говорит педагог, т. е. взрослый встает за спиной у ребенка или же закрывает лицо экраном.
Лото (определи слово)
Цель. Продолжать различать близкие по звучанию слова; развивать слуховое внимание.
Оборудование. Листы лото с изображением трех предметов, названия которых близки по фонетическому составу (например: на одной карте – ком, сом, дом; на другой – кошка, мошка, ложка; на третьей – ворота, ворона, корова и т. п.), маленькие карточки с изображениями тех же предметов.
Ход игры (проводится индивидуально и небольшими подгруппами). Вначале педагог должен убедиться, что дети знают все предметы, изображенные на картинках, и их названия. Поэтому в первой части игры дети выбирают картинки по образцу – педагог показывает ребенку карточку с изображением предмета, тот находит ее, и педагог называет предмет и выясняет, что о нем знает ребенок.
Угадай, кто пришел
Цель. Учить прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.
Ход игры. Педагог выводит небольшую группу детей в коридор, а одного ребенка оставляет в групповой комнате. Сажает его спиной к двери, просит закрыть глаза, не оборачиваться, внимательно слушать и узнать по голосу, кто войдет в групповую комнату. Входит один ребенок и говорит: «Здравствуй, Коля (Таня, Миша и др.)». Сидящий ребенок, не оборачиваясь, должен назвать того, кто вошел. После этого отгадывает тот, кто вошел, а отгадывавший присоединяется к детям, стоящим в коридоре.
Кто тебя позвал
Цель. Та же.
Ход игры. Дети сидят на стульях, расположенных по кругу. В середине на стуле сидит ребенок. По просьбе педагога он закрывает глаза и угадывает по голосу, кто из детей его позовет. Дети из разных мест круга называют имя сидящего в кругу. Если ребенок отгадает, то в круг садится тот, кто звал его. В противном случае он продолжает «водить».
День рождения куклы
Цель. Учить воспринимать на слух слова с различным фонетическим составом; развивать слуховое внимание.
Оборудование. Нарядная кукла, подарки для куклы (игрушки или картинки с их изображением).
Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Ребенок сидит на стуле рядом с педагогом. Взрослый прислушивается, говорит, что за дверью кто-то стоит. Выходит и приносит куклу, обращает внимание ребенка на то, какая она нарядная, красивая. «У куклы день рождения,– говорит педагог,– обращаясь к ребенку.– Ей друзья прислали подарки, но она не знает, какие. Помоги узнать их». Сначала педагог предлагает ребенку угадать, что прислал в письме мишка (достает конверт с картинками), а потом, что прислала в посылке белочка (достает мешочек или ящичек с игрушками). Взрослый называет одну из имеющихся в конверте картинок, например юлу. Ребенок повторяет слово, получает картинку и передает ее кукле (в конверте может находиться 3–5 картинок). Педагог произносит слова спокойным голосом, без утрирования звуков. Если ребенок не повторяет слово, несмотря на то что он может говорить, педагог воспроизводит слово слухозрительно. Если же и это не помогает, то кладет перед ребенком картинку и еще раз называет ее. Затем переходит к опознанию следующего слова. В том случае, если ребенок произносит слово не точно, приближенно, то педагог хвалит его и вновь повторяет слово.
Когда кукле будут переданы все подарки от мишки, педагог переходит к подаркам от белочки (шишка, орех, гриб). Он берет в руки мешочек, напоминает ребенку, что в нем подарки от белки, и предлагает внимательно слушать. Не вынимая предметов из мешочка, поочередно называет их, стоя за спиной у ребенка. После того как ребенок повторит слово (точно или приближенно), взрослый передает ему предмет, и малыш дарит его кукле. В случае затруднения выполнения задания ребенком педагог вновь переходит к слухозрительному восприятию, а затем называет предмет, лежащий на столе.
Кто в домике живет
Цель. Учить воспринимать слова с близким звуковым составом; продолжать развивать слуховое внимание.
Оборудование. Игрушечный домик или домик, построенный из настольного строителя, мелкие игрушки или картонные фигурки (мышка, мишка, мартышка, матрешка, петрушка, неваляшка).
Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за столом напротив педагога. На столе домик (фасадом к ребенку), в нем спрятаны игрушки. Педагог говорит ребенку, что в домике кто-то живет. «Сейчас я скажу, кто в домике,– говорит педагог,– а ты внимательно слушай и повтори, кого я назвала». Педагог закрывает лицо экраном и говорит: «Мишка и мышка». Ребенок повторяет, игрушки выходят из домика. Педагог продолжает: «Мартышка и матрешка», «петрушка и неваляшка». Если ребенок не может повторить слова парами, педагог произносит их по одному, не утрируя произношение. В случае затруднения снимает экран и
переходит от восприятия на слух к слухозрительному восприятию. После повторения слов ребенком ему дают игрушки и он играет с ними. Педагог помогает организовать игру.
Поезд
Цель. Обратить внимание на звуковой состав слова; учить выделять первый и последний звуки в слове.
Оборудование. Поезд, состоящий из трех вагонов, разные мелкие игрушки, которые можно посадить в вагончики поезда.
Ход игры (проводится индивидуально, а затем подгруппами). 1-й вариант. Педагог показывает детям поезд и говорит, что машинистом поезда будет мишка (или любая другая игрушка). Поезд отправится только тогда, когда во все вагоны положат груз. Только машинист просил, чтобы все названия грузов начинались со звука «а» (например, апельсин, автобус, абажур). Называя предметы, педагог выкладывает их перед детьми, потом предлагает повторить слова вместе с ним, выделяя при этом первый звук в слове.
При последующем проведении игры педагог берет предметы, названия которых начинаются с других звуков (на «м» – мак, молоток, марка и др.).
2-й вариант. Педагог предлагает детям самим «грузить» вагоны. Для этого нужно правильно выбрать те игрушки, названия которых начинаются со звука «а». Перед детьми раскладывают разные предметы (например: апельсин, абрикос, автобус, матрешка, ложка, самолет). Педагог просит детей вместе с ним назвать эти предметы и выбрать те, названия которых начинаются на «а». При этом взрослый произносит слова, слегка выделяя первые звуки. Если дети правильно выбирают предметы, они грузят их в вагоны, мишка-машинист благодарит их, и поезд трогается с места.
По тому же принципу проводится игра со словами, начинающимися с других звуков.
3-й вариант. Игра проводится так же, но детям нужно уметь выделять не только начальный звук в слове, но и конечный. В каждый следующий вагон следует погрузить предмет, название его должно начинаться на тот звук, которым кончалось предыдущее слово (например: в первый вагон грузят апельсин, значит, во второй – слово, которое начинается на «н» – носок; поскольку слово «носок» оканчивается звуком «к», в следующий вагон грузят предмет, название которого начинается на «к» – корова и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)Дефектолог: Пермякова Людмила ВладимировнаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение де...
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний - восприятия. Формирование сенсорного восприятия у детей с нарушениями в развит...
Коррекционно-логопедическая программа для детей с расстройствами аутистического спектра, отягощённое умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Коррекционно-логопедическая программа для детей с расстройствами аутистического спектра, отягощённое умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»: «Волшебный песок» для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) разновозрастной группы.
Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в процессе экспериментирования. Обучение детей применять в игре знания, о свойствах сухого и мокрого песка....
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ).
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет ...
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченнымивозможностями здоровья (легкой умственной отсталостью) Возраст детей 5 – 6 лет (третий год обучения)Продолжительность: 25 минОсновная образ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»: «Волшебный песок» для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) разновозрастной группы.
Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в процессе экспериментирования. Обучение детей применять в игре знания, о свойствах сухого и мокрого песка....