Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными
возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)
Дефектолог: Пермякова Людмила Владимировна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида№ 81 г. Ангарска, Иркутская область.
Возраст детей 6 -7 лет (Четвертый год обучения)
Предметная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Основная адаптированная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад компенсирующего вида №81 разработана на основе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой.
Тема: «Откуда хлеб пришел»
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, картин, фотографий по теме «хлеб»;
- беседы по теме «хлеб»;
- чтение рассказов, сказок и рассматривание иллюстраций Благинина Е. «Песенка о колоске», "Легкий хлеб" - белорусская сказка, "Колосок" - украинская народная сказка, Пришвин М. "Лисичкин хлеб", Паустовский К. "Теплый хлеб", работа с пословицей «хлеб всему голова»:
- работа над словарем: хлебобулочные изделия, рожь, пшеница, колосья, поле, земля, тракторист, сеялка, комбайнер, элеватор, мука, мельница, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, сухари, свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, черный, белый, пышный, выращивать, пахать, сеять, убирать, молотить, выпекать, печь, резать, есть, беречь.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Коррекционно – образовательная задача: - Продолжать знакомить детей с тем, как получают хлеб;
Коррекционно – развивающие задачи: - Развивать навыки словоизменения, через д/и «расскажи о хлебе», «подбери признак», «Один, два, пять»; - развивать логическое мышление при работе с загадкой и небылицей; развивать зрительное восприятие при конструировании из палочек «колоска», работе с разрезной картинкой.
Коррекционно – воспитательная задача: - Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства.
Оборудование: дерево, картинки хлебобулочных изделий на дереве, касса, муляжи хлебобулочных изделий, кольца (6 штук), магнитофон, запись «Я еду», карточка из игры «4 лишний», иллюстрации «Откуда хлеб пришел», хлебные зерна на тарелочках, увеличительные стекла - лупа, мяч, 6 тарелочек, 60 палочек, цифры (1, 2, 5), разрезные картинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент: (подходим к дереву с картинками)
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите – что за «чудо – дерево» у нас выросло.
Чудо-дерево стоит
Очень странное на вид!
Вот баранки и буханки, вот печенье, сухари,
А на веточках пониже,
Ватрушки с творогом внутри!
Бублики висят на ветках,
И рогалики висят
Ай да хлебное раздолье:
Ай да чудо, чудо-сад.
- Скажите, что в небылице неправда? (хлебобулочные изделия не растут на деревьях)
- Где можно купить хлеб, батон, печенье? (в хлебном магазине, в булочной).
2. Основная часть:
Проблемная ситуация
-- Проходите, я приглашаю вас в булочную
-- Давайте рассмотрим, что же можно купить в нашем магазине (рассматривание и называем муляжи). Как их назвать одним словом? А почему их называют хлебобулочными изделиями? (потому что сделаны из муки)
--Д/И «Четвертый лишний» (пирожок, бублик, баранка, конфета (наглядное пособие) – что лишнее)
-- Ребята, мы с вами назвали много изделий, которые делают из муки. А из чего делают муку? Чтобы это узнать – надо отправиться в поле. На чем мы туда поедем? (дети называют разные виды транспорта; выбираем поездку на машине, раздаю кольца – рули)
Я еду, еду, еду. Я руль кручу, кручу. Везет меня машина, туда – куда хочу (прослушиваем магнитофонную запись).
Беседа, рассмотрение иллюстраций: Посмотрите, мы с вами приехали в поле. Чтобы получить муку нужно потратить много сил.
-- Весной лишь только сойдет снег и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто работает на тракторе?
-- Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Какой становится земля? (рыхлая, мягкая)
-- Потом к трактору прикрепляют сеялки. Что делаю сеялки? (сеет семена пшеницы и ржи)
-- Давайте рассмотрим в увеличительные стекла семена. Посмотрите какие они маленькие, а их росточки пробьются через слой земли (осуществляем наблюдение).
-- Вот пшеница взошла и на поле мы видим много колосьев (рассматриваем на наглядном материале). Давайте, сделаем с вами колосья из палочек. (индивидуальная работа – Данил, Соня совместный анализ образца)
-- Ребята, у всех получились разные колоски. Давайте поиграем в игру «колоски какие – скажи наоборот» (игра с мячом)
- Одни высокие, а другие… (низкие)
- Одни большие, а другие … (маленькие)
- Одни толстые, а другие … (тонкие).
- Одни яркие, а другие… (тусклые).
- Одни светлые, а другие… (тёмные).
- Одни длинные, а другие …(короткие).
-- Все лето созревали зерна. Началась жатва. На поле выходят комбайны. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подходят к комбайну (опора на наглядный материал).
-- Далее машины везут зерно на элеватор. Это специальное сооружение для хранение зерна.
-- Затем зерно везут на мельницу, где перемалывают его в муку.
-- Затем в пекарне из муки пекари замешивают тесто и стряпают хлеб и различные хлебобулочные изделия (опора на наглядный материал).
3. Пальчиковая гимнастика, физ. минутка:
-- Давайте и мы с вами сделаем и вымесим тесто, приготовили пальчики:
Мешу, мешу тесто
Есть в печи место
Пеку, пеку, каравай
Переваливай, валяй
-- Теперь давайте разомнемся немного, встаньте рядом со стульчиками:
В землю зернышко упало, (дети садятся)
Прорастать на солнце стало. (поднимают руки вверх)
Дождик землю поливал (показывают соответствующим движением)
И росточек прорастал (встают, тянутся)
К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся. (вокруг себя)
4. Заключительная работа: (в кругу)
Работа с загадкой
-- Ребята, отгадайте загадку с опорой на иллюстрацию:
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый
И бывает подгорелый ( хлеб)
-- Какой бывает хлеб?
Игры на развитие речи:
-- Давайте с вами поиграем, игра называется «подбери признак» (с мячом, с опорой на образец учителя - дефектолога)
хлеб (какой?) — ..., булка (какая?): хлеб вкусный – а булка …
(мягкий(ая), чёрствый(ая), белый(ая), горячий(ая), свежий(ая), ароматный(ая), аппетитный(ая))
-- Теперь поговорим о хлебе, я буду называть предложение, а вы в конце должны называть слово хлеб. Только называть его надо правильно, чтобы предложение звучало красиво, например: я знаю много пословиц о хлебе.
Мама купила пшеничный... Дети едят суп с... . Ваня пошел в магазин за... . Я не люблю есть суп без... . У меня дома нет... . я прочитала книжку о…
-- Д/и «Один, два, пять» (сухарь, баранка, булка, батон, калач, сушки, пряник) (Дима, Егор – совместное проговаривание).
1 сухарь – 2 сухаря – 5 сухарей
1 баранка – 2 баранки – 5 баранок
-- Не цветная разрезная сюжетная картинка из 4 -6 элементов разной конфигурации (Дима – 4 элемента, Соня, Данил – 5 элементов, Костя, Егор, Миша -6 элементов).
- Что нарисовано на картинке? (мишка режет хлеб, повар несет хлеб, пекарь печет хлеб, кошки покупают хлеб)
5. Итог: (рефлексия)
- Ребята, давайте еще раз повторим как получают муку? (с опорой на наглядный материал)
- Что стряпают из муки?
- Как назвать одним словом булки, баранки, сухари, печенье, ватрушки?
- Спасибо, молодцы!
Литература:
1) Благинина Е. «Песенка о колоске» / Е. Благинина – М.: «Малыш», 2009 г., - с. 89
2) Емельянова Е. «Расскажите детям о хлебе». - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Серия: Расскажите детям», 2010 г., - с.56
3) Интернет ресурс: http://doshkolnik.ru/; http://www.solnet.ee/
4) Михалевская М. «Большая хрестоматия для дошкольников» - М.: «Мой мир», 2008 г., - с.528
5) Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_hleb_rishel_konspekt_2_raza.docx | 31.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными
возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)
Дефектолог: Пермякова Людмила Владимировна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида№ 81 г. Ангарска, Иркутская область.
Возраст детей 6 -7 лет (Четвертый год обучения)
Предметная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Основная адаптированная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад компенсирующего вида №81 разработана на основе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой.
Тема: «Откуда хлеб пришел»
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, картин, фотографий по теме «хлеб»;
- беседы по теме «хлеб»;
- чтение рассказов, сказок и рассматривание иллюстраций Благинина Е. «Песенка о колоске», "Легкий хлеб" - белорусская сказка, "Колосок" - украинская народная сказка, Пришвин М. "Лисичкин хлеб", Паустовский К. "Теплый хлеб", работа с пословицей «хлеб всему голова»:
- работа над словарем: хлебобулочные изделия, рожь, пшеница, колосья, поле, земля, тракторист, сеялка, комбайнер, элеватор, мука, мельница, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, сухари, свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, черный, белый, пышный, выращивать, пахать, сеять, убирать, молотить, выпекать, печь, резать, есть, беречь.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Коррекционно – образовательная задача: - Продолжать знакомить детей с тем, как получают хлеб;
Коррекционно – развивающие задачи: - Развивать навыки словоизменения, через д/и «расскажи о хлебе», «подбери признак», «Один, два, пять»; - развивать логическое мышление при работе с загадкой и небылицей; развивать зрительное восприятие при конструировании из палочек «колоска», работе с разрезной картинкой.
Коррекционно – воспитательная задача: - Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства.
Оборудование: дерево, картинки хлебобулочных изделий на дереве, касса, муляжи хлебобулочных изделий, кольца (6 штук), магнитофон, запись «Я еду», карточка из игры «4 лишний», иллюстрации «Откуда хлеб пришел», хлебные зерна на тарелочках, увеличительные стекла - лупа, мяч, 6 тарелочек, 60 палочек, цифры (1, 2, 5), разрезные картинки.
Ход занятия:
- Организационный момент: (подходим к дереву с картинками)
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите – что за «чудо – дерево» у нас выросло.
Чудо-дерево стоит
Очень странное на вид!
Вот баранки и буханки, вот печенье, сухари,
А на веточках пониже,
Ватрушки с творогом внутри!
Бублики висят на ветках,
И рогалики висят
Ай да хлебное раздолье:
Ай да чудо, чудо-сад.
- Скажите, что в небылице неправда? (хлебобулочные изделия не растут на деревьях)
- Где можно купить хлеб, батон, печенье? (в хлебном магазине, в булочной).
2. Основная часть:
Проблемная ситуация
-- Проходите, я приглашаю вас в булочную
-- Давайте рассмотрим, что же можно купить в нашем магазине (рассматривание и называем муляжи). Как их назвать одним словом? А почему их называют хлебобулочными изделиями? (потому что сделаны из муки)
--Д/И «Четвертый лишний» (пирожок, бублик, баранка, конфета (наглядное пособие) – что лишнее)
-- Ребята, мы с вами назвали много изделий, которые делают из муки. А из чего делают муку? Чтобы это узнать – надо отправиться в поле. На чем мы туда поедем? (дети называют разные виды транспорта; выбираем поездку на машине, раздаю кольца – рули)
Я еду, еду, еду. Я руль кручу, кручу. Везет меня машина, туда – куда хочу (прослушиваем магнитофонную запись).
Беседа, рассмотрение иллюстраций: Посмотрите, мы с вами приехали в поле. Чтобы получить муку нужно потратить много сил.
-- Весной лишь только сойдет снег и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто работает на тракторе?
-- Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Какой становится земля? (рыхлая, мягкая)
-- Потом к трактору прикрепляют сеялки. Что делаю сеялки? (сеет семена пшеницы и ржи)
-- Давайте рассмотрим в увеличительные стекла семена. Посмотрите какие они маленькие, а их росточки пробьются через слой земли (осуществляем наблюдение).
-- Вот пшеница взошла и на поле мы видим много колосьев (рассматриваем на наглядном материале). Давайте, сделаем с вами колосья из палочек. (индивидуальная работа – Данил, Соня совместный анализ образца)
-- Ребята, у всех получились разные колоски. Давайте поиграем в игру «колоски какие – скажи наоборот» (игра с мячом)
- Одни высокие, а другие… (низкие)
- Одни большие, а другие … (маленькие)
- Одни толстые, а другие … (тонкие).
- Одни яркие, а другие… (тусклые).
- Одни светлые, а другие… (тёмные).
- Одни длинные, а другие …(короткие).
-- Все лето созревали зерна. Началась жатва. На поле выходят комбайны. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подходят к комбайну (опора на наглядный материал).
-- Далее машины везут зерно на элеватор. Это специальное сооружение для хранение зерна.
-- Затем зерно везут на мельницу, где перемалывают его в муку.
-- Затем в пекарне из муки пекари замешивают тесто и стряпают хлеб и различные хлебобулочные изделия (опора на наглядный материал).
3. Пальчиковая гимнастика, физ. минутка:
-- Давайте и мы с вами сделаем и вымесим тесто, приготовили пальчики:
Мешу, мешу тесто
Есть в печи место
Пеку, пеку, каравай
Переваливай, валяй
-- Теперь давайте разомнемся немного, встаньте рядом со стульчиками:
В землю зернышко упало, (дети садятся)
Прорастать на солнце стало. (поднимают руки вверх)
Дождик землю поливал (показывают соответствующим движением)
И росточек прорастал (встают, тянутся)
К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся. (вокруг себя)
4. Заключительная работа: (в кругу)
Работа с загадкой
-- Ребята, отгадайте загадку с опорой на иллюстрацию:
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый
И бывает подгорелый ( хлеб)
-- Какой бывает хлеб?
Игры на развитие речи:
-- Давайте с вами поиграем, игра называется «подбери признак» (с мячом, с опорой на образец учителя - дефектолога)
хлеб (какой?) — ..., булка (какая?): хлеб вкусный – а булка …
(мягкий(ая), чёрствый(ая), белый(ая), горячий(ая), свежий(ая), ароматный(ая), аппетитный(ая))
-- Теперь поговорим о хлебе, я буду называть предложение, а вы в конце должны называть слово хлеб. Только называть его надо правильно, чтобы предложение звучало красиво, например: я знаю много пословиц о хлебе.
Мама купила пшеничный... Дети едят суп с... . Ваня пошел в магазин за... . Я не люблю есть суп без... . У меня дома нет... . я прочитала книжку о…
-- Д/и «Один, два, пять» (сухарь, баранка, булка, батон, калач, сушки, пряник) (Дима, Егор – совместное проговаривание).
1 сухарь – 2 сухаря – 5 сухарей
1 баранка – 2 баранки – 5 баранок
-- Не цветная разрезная сюжетная картинка из 4 -6 элементов разной конфигурации (Дима – 4 элемента, Соня, Данил – 5 элементов, Костя, Егор, Миша -6 элементов).
- Что нарисовано на картинке? (мишка режет хлеб, повар несет хлеб, пекарь печет хлеб, кошки покупают хлеб)
5. Итог: (рефлексия)
- Ребята, давайте еще раз повторим как получают муку? (с опорой на наглядный материал)
- Что стряпают из муки?
- Как назвать одним словом булки, баранки, сухари, печенье, ватрушки?
- Спасибо, молодцы!
Литература:
- Благинина Е. «Песенка о колоске» / Е. Благинина – М.: «Малыш», 2009 г., - с. 89
- Емельянова Е. «Расскажите детям о хлебе». - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Серия: Расскажите детям», 2010 г., - с.56
- Интернет ресурс: http://doshkolnik.ru/; http://www.solnet.ee/
- Михалевская М. «Большая хрестоматия для дошкольников» - М.: «Мой мир», 2008 г., - с.528
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми с легкой умственной отсталостью третьего года обучения. Тема: «Путешествие в волшебный лес». Игра-драматизация сказки «Как снеговик нашел друзей».
Занятие направлено на формирование у детей с легкой умственной отсталостью социальных норм и правил поведения в обществе, коммуникативных навыков общения, развития игровых умений....
Образовательная деятельность с детьми с легкой умственной отсталостью 2 года обучения на тему "Домашние птицы"
Данная образовательная деятельность может проводиться с детьми младшей группы общеобразовательного детского сада....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе с детьми дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Тема: "Осень. Игра-драматизация сказки В. Сутеев "Под грибом""
Конспект коррекционно-развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. Возраст детей 5-6 лет....
Коррекционно-развивающее занятие психолога с детьми с легкой умственной отсталостью
Коррекционно-развивающее занятие психолога с детьми с легкой умственной отсталостьюЦель занятия: Создание положительного эмоционального настроя, развитие коммуникативных навыков и умений, навыков...
Конспект дефектологического занятия с детьми с ОВЗ (легкой умственной отсталостью)
Дефектологическое занятие с детьми с ОВЗ(легкой умственной отсталостью)Тема "Откуда к нам пришел хлеб"...
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченнымивозможностями здоровья (легкой умственной отсталостью) Возраст детей 5 – 6 лет (третий год обучения)Продолжительность: 25 минОсновная образ...