Развитие фонационного выдоха у детей с нарушениями речи
консультация по логопедии (старшая группа)
Упражнения, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на « быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonatsionnyy_vydoh.docx | 15.22 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение пары «быстрых вдохов» и пропевание на выдохе гласного звука.
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки на поясе, ноги почти на ширине плеч.
Инструкция: «Сейчас будем петь звук А (позже используются звуки О, У, И, Э).
Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Делаем два вдоха: "нюх-нюх" и поем: "А-А-А..." (Логопед делает пару «быстрых вдохов» и на мягкой атаке поет звук А).
Теперь вы будете петь, а я послушаю, кто поет красиво и дольше всех.
Следите за моими руками».
Вначале рука логопеда быстро поднимается вверх, что служит сигналом к выполнению пары «быстрых вдохов», затем в процессе пения звуков рука медленно опускается.
Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении недели.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение ротового вдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым вдохом через рот).
Исходное положение: произвольное.
Инструкция: «Давайте представим, что к нам в комнату на цветном парашюте спустился Чебурашка. Мы обрадовались и удивились. (Логопед изображает радостное удивление, приподнимает руки, приоткрывает рот, быстро и бесшумно вдыхает ртом воздух). Давайте вместе обрадуемся и удивимся, только очень тихо, чтобы не испугать Чебурашку».
При возникновении затруднений логопед предлагает детям выполнить упражнение перед большим зеркалом.
В течение одного занятия упражнение повторяется 3-4 раза, обязательно с паузой между ними.
Упражнению обучают на протяжении недели. Предыдущее упражнение больше не выполняется.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевание на выдохе гласного звука А (О, У, И, Э) при медленном возвращении рук в исходное положение.
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
Инструкция: «Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнем и поднимем руки вверх.
Затем будем медленно опускать руки и петь звук Л.
Посмотрите и послушайте, как я пою. (Логопед показывает упражнение).
А теперь давайте споем вместе».
Некоторые дети быстро заканчивают пение гласных и опускают руки. В этом случае логопед дает дополнительную инструкцию: «Руки опускаем еще медленнее и долго красиво поем».
Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении одной недели.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука У с изменением силы голоса.
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
Инструкция 1: «Сейчас мы будем гудеть громко, как большой паровоз.
Послушайте, как это у меня получится. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, громко поет звук У).
А теперь вместе погудим, как большой паровоз».
Инструкция 2: «А теперь погудим тихо-тихо, как маленький паровоз.
Послушайте, как я это сделаю. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх. На выдохе, медленно опуская руку, тихо поет звук У).
А теперь вместе погудим, как маленький паровоз».
Упражнение выполняют 2-3 раза в день на протяжении одной недели.
УПРАЖНЕНИЕ 5. Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука И с изменением высоты голоса.
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
Инструкция 1: «Сейчас мы будем рычать, как большой медведь, низким голосом. Послушайте, как у меня это получится. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, низким голосом поет звук И).
А теперь вместе порычим, как большой медведь».
Инструкция 2: «А теперь порычим, как маленький медвежонок, высоким голосом. Послушайте, как я это сделаю. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе высоким голосом поет звук И).
А теперь вместе порычим, как маленький медвежонок».
Пропевание других гласных звуков проходит аналогичным способом.
Упражнение выполняют 2-3 раза в день на протяжении одной недели.
УПРАЖНЕНИЕ 6. Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией.
Длительность пения не фиксируется.
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
Инструкция: «Сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, слитно продевает ряд гласных: АОУ).
А теперь поем вместе.
Давайте попробуем спросить на волшебном языке: "Как дела?"» (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, пропевает с вопросительной интонацией ряд гласных: АОУ?)
Затем тот же ряд гласных пропевается с интонациями удивления, радости, жалобы.
Упражнение выполняется 3-4 раза в день на протяжении двух недель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи.
Описание инновационного проектаТема: Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи.Автор пр...
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...
«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...
«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.
Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной кигрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....
«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....
Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...