Биоэнергопластика - инновационная форма в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Биоэнергопластика - инновационная форма в системе обучения и

воспитания детей с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Биоэнергопластика - инновационная форма в системе обучения и

воспитания детей с нарушениями речи

                                                     

        Со дня вступления в силу "Закона об образовании в Российской Федерации" 273-ФЗ дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, и государство  теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на данном уровне. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил речевое развитие в отдельную образовательную область, так как хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка.  Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

       Ученые Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова изучали деятельность детского мозга при общем недоразвитии речи и установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина при обследовании детей с общим недоразвитием речи отмечали, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как мышление, внимание, оптико-пространственное восприятие (координация), наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память.

        В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Если стимулировать тонкую моторику и активизировать тем самым соответствующие отделы мозга, то активизируются и соседние зоны, которые отвечают за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется, например, когда человек, который затрудняется в выборе подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: ребенок, который сосредоточенно рисует или пишет, непроизвольно высовывает язык.

Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Этапы работы с применением биоэнергопластики:

- Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)

- Эмоциональный (создание положительного настроя)

- Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки).

Особенности работы с применением биоэнергопластики:

Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.  Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Обезьянка»), счёт, музыка, стихи. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно.

Когда движения рук освоены, можно добавить движение глаз. Варианты артикуляционной гимнастики могут быть различны.

В индивидуальной работе над произношением используются известные приёмы: лабиринты, пальцеходы, узловки, шнуровки, счётные палочки, природный материал и пр. Данные приёмы используются для автоматизации звуков. Проговаривая устное задание педагога, ребёнок проводит пальчиком по лабиринту, перебирает узелки на шнурке, выкладывает по порядку счётные палочки, раскладывает камешки, ракушки и пр. Пособие «Чудесная клавиатура» позволяет многократно менять задания. На ней представлены различные картинки, отдел с цифрами и символами. Можно при автоматизации предлагать детям следующие задания: нажимай только картинки на звук Р, нажимай только картинки в которых есть звук Л, посчитай ромашки; нажми цифры по порядку. Сколько звуков в слове? Сколько слогов в слове? На какой звук начинается это слово? При этом проговариваем и закрепляем поставленные звуки.

Одно из главных преимуществ применения приёмов биоэнергопластики при автоматизации – это то, что ребёнок, стараясь правильно и точно выполнять движения рук учится произносить поставленные звуки в свободной спонтанной речи.

Применение элементов метода биоэнергопластики открывает большие перспективы в достижении целей логопедической работы.

                       «Список источников»:

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмопластика, как инновационный подход в системе физического воспитания детей с нарушением слуха

Ритмопластика, как инновационный подход в системе физического воспитания детей с нарушением слуха...

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "...

Инновационные формы взаимодействия педагога с семьей воспитанника с нарушением речи

Традиционные и новые формы работы с семьей воспитанника, имеющего речевые нарушения....

Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»

Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»...