"Интеграция образовательных областей в индивидуальной (подгрупповой) работе на логопункте".
статья по логопедии

  Интеграция довольно легко вписывается в систему логопедических занятий, так как именно интегрированные логопедические занятия дают детям возможность думать, творить,познавать,  развивать коммуникативные умения, обогащать словарь, формировать грамматическую структуру речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_oo_na_logopunkte.docx31.69 КБ
Файл integratsiya_obrazovatelnyh_oblastey.pptx184.85 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция  образовательных  областей

в индивидуальной (подгрупповой) работе на логопункте,

развивающий и воспитательный эффект».

    Содержание любой программы в соответствии с ФГОС ДО должно охватывать определенные направления развития  детей, которые в данном случае называются образовательными областями. Большинство педагогов с этим перечнем уже  знакомы. Это пять образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественное  - эстетическое развитие, физическое развитие.

    Работа по образовательным областям продолжает  строиться на принципах интеграции.

  А какова роль самой интеграции?

 Обладая достаточным запасом знаний, дети не всегда могут ими воспользоваться в поведении и деятельности, а так же при решении практических задач. Формирующие знания чаще всего отрывочные и недостаточно ориентированы на дальнейшее их использование в деятельности.

    В этом случае нам поможет интеграция ОО в различных видах деятельности. Интеграция в содержании образования означает объединение обобщенных знаний.

Каждая образовательная область имеет конкретные задачи.

Социально – коммуникативное развитие.

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта.
  • Формирование готовности к совместной деятельности.
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие.

  • Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование познавательных действий, становление сознания
  • Развитие воображения и творческой активности.
  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

 Речевое развитие.

  • Владение речью как средством общения и культуры.
  • Обогащение активного словаря.
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • Развитие речевого творчества.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов  различных жанров детской литературы.
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 Художественно – эстетическое развитие.

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства.
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие.

  • Приобретение опыта в двигательной деятельности…
  • Развитие физических качеств…
  • Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
  • Правильное выполнение основных движений
  • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
  • Овладение подвижными играми с правилами
  • Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
  • Становление ценностей здорового образа жизни, овладение  его элементарными нормами и правилами.

   Конкретное содержание образовательных областей зависит от возраста детей. Оно должно реализовываться  в определенных видах деятельности, через которые идет формирование ребенка дошкольного возраста. В младенческом возрасте  - это непосредственно образовательное общение с взрослыми, манипулирование. В раннем возрасте - предметная деятельность, экспериментирование с материалами и веществами. В дошкольном возрасте -  это освоение целого ряда видов детской деятельности.

    Что это за виды детской деятельности?

 В стандарте это как раз именно те виды детской деятельности, которыми ребенок должен заниматься в определенном возрасте для полноценного физического, психического и эмоционального развития. Давайте еще раз на них остановимся.

Это:

  Игровая деятельность.

  Коммуникативная  (общение, взаимодействие с взрослыми и сверстниками).

  Познавательно-исследовательская деятельность (т.е. исследование объектов окружающего мира различными  доступными  детям способами, экспериментирование с ним).

    В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОУ шаговой доступности с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования, предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей логопункта в ДОУ.

  Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что при чёткой организации логопункт может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.

   Основой    коррекционно-развивающей работы  является  комплексно-тематический  подход, обеспечивающий  концентрированное  изучение  материала:  ежедневное  многократное повторение,  что  позволяет  организовать  успешное  накопление  и  актуализацию  словаря дошкольниками  с  нарушениями речи,  согласуется  с  задачами  всестороннего  развития  детей,  отражает преемственность  в  организации  коррекционно-развивающей  работы  во  всех  возрастных группах,  обеспечивает  интеграцию  усилий  всех  педагогов,  которые  работают  на протяжении недели  в рамках общей лексической темы.

   Образовательные  области:  «Познавательное  развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое  развитие»»,  «Физическое развитие», а так же  «Речевое  развитие»  согласно принципу интеграции образовательных областей тесно  связаны  между собой и  позволяют решать  задачи  умственного,  творческого,  эстетического,  физического  и  нравственного  развития, и,  следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного  развития личности  каждого ребенка.

  В табличном варианте интеграцию областей в коррекционно-развивающей работе  можно представить так:

Образовательная область 

Задачи 

Вид деятельности 

Физическое развитие 

Развивать координированность и точность действий. 

- пальчиковая гимнастика 

- речь с движением 

- физкультминутки 

Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании. 

- беседа 

Речевое развитие 

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

- игровые ситуации 

- мини инсценировки 

Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному. 

Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках 

- автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах 

Познавательное развитие 

Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. 

- составление описательных рассказов

- автоматизация поставленных звуков в словах

- дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия 

- игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами 

- пальчиковая гимнастика 

Художественно-эстетическое развитие 

Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок. 

- дидактические игры и упражнения 

Развивать графомоторные навыки. 

- штриховка 

Социально-коммуникативное развитие 

Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки. 

- настольно-печатные дидактические игры 

- театрализованные игры 

- автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи 

Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте. 

- беседа 

- автоматизация поставленных звуков в связной речи 

- поручения 

Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами. 

- игры с мелкими предметами 

- автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов) 

- беседа 

    Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная (подгрупповая) коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

    И именно интеграция довольно легко вписывается в систему логопедических занятий, так как учитель-логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду. Такие занятия очень интересны. На них важно не формально, а продуманно, на качественно новом уровне в комплексе объединять разные виды деятельности, чередовать их.    Интегрированные логопедические занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида логопедические занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников. Включая разные виды деятельности в логопедические занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми и стабильность результатов.

    Я предлагаю четыре вида интегрированных логопедических занятий: интегрированное занятие по звукопроизношению, интегрированное занятие по обучению грамоте, интегрированное занятие по формированию лексико-грамматического строя речи, интегрированное занятие по развитию связной речи.

 Так проводя интегрированное логопедическое занятие по звукопроизношению по теме «Звук С», включается в него закрепление правильного произношения звука “С” в словах, выделение этого звука из слов, с указанием характеристики и артикуляции звука, нахождением слов со звуком “С”. В это же занятие можно включить театральную  деятельность с использованием настольного театра - например,  инсценировку сказки “Федорино горе”, где дети помогают с помощью

героев найти, “поймать” посуду со звуком “С”, которая сбежала от Федоры. В ходе занятия проводится подвижная игра, как элемент физкультурной деятельности, где Федора ловит и собирает в свой дом посуду со звуком “С” в названии.

   Так же строятся интегрированные занятия по обучению грамоте, где звук и буква закрепляются на одной теме, но в разных видах деятельности, например овощи и звук и буква “У”. В занятие включается математика, где дети считают овощи со звуком “У”, согласовывая существительные и числительные. Включая элемент изодеятельности, дети украшают букву “У” овощами со звуком “У”. На занятии присутствует физкультурный момент –например, эстафета – “Сорви овощ со звуком “У” с грядки”, “Кто быстрее сварит борщ”.

     В интегрированные логопедические занятия по формированию грамматического строя речи можно включить элементы музыкальной деятельности (например, по сказке “Колобок” - музыкальное сопровождение песенки Колобка). На занятии проводится следующая работа по формированию лексико-грамматического строя речи, это подбор прилагательных – “Зайчик какой?”, “Волк какой?”, “Медведь какой?”, “Лисичка какая?” Так же идёт работа над образованием относительных прилагательных – “Голова чья?” – заячья, волчья, медвежья, лисья. “Хвост чей?” – заячий, волчий, медвежий, лисий. В занятие такого рода включается математика – ориентировка в пространстве животных, встречающихся в сказке “Колобок”, посчитай животных, которых Колобок встретил в лесу. На таком занятии проходит элемент краеведения, т.е. когда отмечаются животные, живущие в лесах нашей области. Всё занятие строится на театрализованной деятельности, т.е. путешествие по сказке “Колобок”. На таком занятии можно отработать предлоги: “на”, “за”, “около”, “между”.

     На интегрированных занятиях по формированию связной речи можно использовать пальчиковый или теневой театр, элементы перевоплощения. Например, занятие “Прогулка в зимний лес” может проходить в занимательной форме, где дети рассказывают об увиденном и происшедшем с ними в зимнем лесу. Дети проходят по глубокому снегу, проваливаясь, затем на лыжах, встречают и узнают под снегом различные деревья, находят различные следы, угадывают – кто их оставил? В это занятие целесообразно включить элементы экологии, где отмечается, почему в лесу снег белый, а в городе серый и даже чёрный. Детям можно предложить  нарисовать зимний лес и составить рассказ по своей картине.

   Таким образом, интегрированные логопедические занятия сохраняют для детей форму занимательной и увлекательной игры и охватывают разные виды деятельности. Зная интеграционные механизмы, учитель-логопед может соединять разные виды деятельности и создавать количественную модель-схему занятия, которую можно будет не только менять, но и добавлять или отнимать, в зависимости от вида занятия, цели, задачи и этапа работы.

    Используемые источники:

http://ds82.ru/doshkolnik/

http://estalsad65.edumsko.ru/

http://dohcolonoc.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеграция образовательных областей на логопункте .

Слайд 2

Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Речевое развитие Физическое развитие

Слайд 3

Социально – коммуникативное: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции . Развитие социального и эмоционального интеллекта. Формирование готовности к совместной деятельности. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Слайд 4

Познавательное развитие. Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности.

Слайд 5

Речевое развитие. Владение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 6

Художественно – эстетическое развитие. Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирование элементарных представлений о видах искусства. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Слайд 7

Физическое развитие. Приобретение опыта в двигательной деятельности… Развитие физических качеств… Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики Правильное выполнение основных движений Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта Овладение подвижными играми с правилами Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и прави

Слайд 8

Виды детской деятельности Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская

Слайд 9

Образовательная область Задачи Вид деятельности Физическое развитие Развивать координированность и точность действий. - пальчиковая гимнастика - речь с движением - физкультминутки Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании. - беседа Речевое развитие Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение « оречевлять » игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи . - игровые ситуации - мини инсценировки Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках - автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах

Слайд 10

Познавательное развитие Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами . Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами , дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. - составление описательных рассказов - автоматизация поставленных звуков в словах - дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия - игры с мозаикой, пазлами , с мелкими предметами - пальчиковая гимнастика

Слайд 11

Художественно-эстетическое развитие Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок. - дидактические игры и упражнения Развивать графомоторные навыки. - штриховка Социально-коммуникативное развитие Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки. - настольно-печатные дидактические игры - театрализованные игры - автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте. - беседа - автоматизация поставленных звуков в связной речи - поручения Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами. - игры с мелкими предметами - автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов) - беседа

Слайд 12

Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка по теме "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"

Творческая разработка по изучению образовательной области "Безопасность" с учетом федеральных государственных требований....

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Коммуникация»: цель, формы работы, интеграция с другими областями.

Цель разработки - показать необходимость речевого развития дошкольников, как в непосредственно организованной образовательной деятельности, так и вне её; наметить цели и задачи совершенствования...

План-конспект индивидуально-подгрупповой работы на логопункте

думаю, этот план будет интересен тем логопедам, которые работают на логопунктах....

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Сохранение и укрепление здоровья детей через интеграцию образовательных областей с учётом индивидуальных особенностей детей (из опыта работы)

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&helli...