"Интеграция образовательных областей в индивидуальной (подгрупповой) работе на логопункте".
статья по логопедии
Интеграция довольно легко вписывается в систему логопедических занятий, так как именно интегрированные логопедические занятия дают детям возможность думать, творить,познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь, формировать грамматическую структуру речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_oo_na_logopunkte.docx | 31.69 КБ |
integratsiya_obrazovatelnyh_oblastey.pptx | 184.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция образовательных областей
в индивидуальной (подгрупповой) работе на логопункте,
развивающий и воспитательный эффект».
Содержание любой программы в соответствии с ФГОС ДО должно охватывать определенные направления развития детей, которые в данном случае называются образовательными областями. Большинство педагогов с этим перечнем уже знакомы. Это пять образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественное - эстетическое развитие, физическое развитие.
Работа по образовательным областям продолжает строиться на принципах интеграции.
А какова роль самой интеграции?
Обладая достаточным запасом знаний, дети не всегда могут ими воспользоваться в поведении и деятельности, а так же при решении практических задач. Формирующие знания чаще всего отрывочные и недостаточно ориентированы на дальнейшее их использование в деятельности.
В этом случае нам поможет интеграция ОО в различных видах деятельности. Интеграция в содержании образования означает объединение обобщенных знаний.
Каждая образовательная область имеет конкретные задачи.
Социально – коммуникативное развитие.
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта.
- Формирование готовности к совместной деятельности.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие.
- Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания
- Развитие воображения и творческой активности.
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие.
- Владение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- Развитие речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно – эстетическое развитие.
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Формирование элементарных представлений о видах искусства.
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие.
- Приобретение опыта в двигательной деятельности…
- Развитие физических качеств…
- Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
- Правильное выполнение основных движений
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
- Овладение подвижными играми с правилами
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
- Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возраста детей. Оно должно реализовываться в определенных видах деятельности, через которые идет формирование ребенка дошкольного возраста. В младенческом возрасте - это непосредственно образовательное общение с взрослыми, манипулирование. В раннем возрасте - предметная деятельность, экспериментирование с материалами и веществами. В дошкольном возрасте - это освоение целого ряда видов детской деятельности.
Что это за виды детской деятельности?
В стандарте это как раз именно те виды детской деятельности, которыми ребенок должен заниматься в определенном возрасте для полноценного физического, психического и эмоционального развития. Давайте еще раз на них остановимся.
Это:
Игровая деятельность.
Коммуникативная (общение, взаимодействие с взрослыми и сверстниками).
Познавательно-исследовательская деятельность (т.е. исследование объектов окружающего мира различными доступными детям способами, экспериментирование с ним).
В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОУ шаговой доступности с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования, предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей логопункта в ДОУ.
Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что при чёткой организации логопункт может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.
Основой коррекционно-развивающей работы является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с нарушениями речи, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех педагогов, которые работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие», а так же «Речевое развитие» согласно принципу интеграции образовательных областей тесно связаны между собой и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.
В табличном варианте интеграцию областей в коррекционно-развивающей работе можно представить так:
Образовательная область | Задачи | Вид деятельности |
Физическое развитие | Развивать координированность и точность действий. | - пальчиковая гимнастика - речь с движением - физкультминутки |
Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании. | - беседа | |
Речевое развитие | Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. | - игровые ситуации - мини инсценировки |
Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках | - автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах |
Познавательное развитие | Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. | - составление описательных рассказов - автоматизация поставленных звуков в словах - дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия - игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами - пальчиковая гимнастика |
Художественно-эстетическое развитие | Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок. | - дидактические игры и упражнения |
Развивать графомоторные навыки. | - штриховка | |
Социально-коммуникативное развитие | Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки. | - настольно-печатные дидактические игры - театрализованные игры - автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи |
Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте. | - беседа - автоматизация поставленных звуков в связной речи - поручения | |
Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами. | - игры с мелкими предметами - автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов) - беседа |
Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная (подгрупповая) коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.
И именно интеграция довольно легко вписывается в систему логопедических занятий, так как учитель-логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду. Такие занятия очень интересны. На них важно не формально, а продуманно, на качественно новом уровне в комплексе объединять разные виды деятельности, чередовать их. Интегрированные логопедические занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида логопедические занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников. Включая разные виды деятельности в логопедические занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми и стабильность результатов.
Я предлагаю четыре вида интегрированных логопедических занятий: интегрированное занятие по звукопроизношению, интегрированное занятие по обучению грамоте, интегрированное занятие по формированию лексико-грамматического строя речи, интегрированное занятие по развитию связной речи.
Так проводя интегрированное логопедическое занятие по звукопроизношению по теме «Звук С», включается в него закрепление правильного произношения звука “С” в словах, выделение этого звука из слов, с указанием характеристики и артикуляции звука, нахождением слов со звуком “С”. В это же занятие можно включить театральную деятельность с использованием настольного театра - например, инсценировку сказки “Федорино горе”, где дети помогают с помощью
героев найти, “поймать” посуду со звуком “С”, которая сбежала от Федоры. В ходе занятия проводится подвижная игра, как элемент физкультурной деятельности, где Федора ловит и собирает в свой дом посуду со звуком “С” в названии.
Так же строятся интегрированные занятия по обучению грамоте, где звук и буква закрепляются на одной теме, но в разных видах деятельности, например овощи и звук и буква “У”. В занятие включается математика, где дети считают овощи со звуком “У”, согласовывая существительные и числительные. Включая элемент изодеятельности, дети украшают букву “У” овощами со звуком “У”. На занятии присутствует физкультурный момент –например, эстафета – “Сорви овощ со звуком “У” с грядки”, “Кто быстрее сварит борщ”.
В интегрированные логопедические занятия по формированию грамматического строя речи можно включить элементы музыкальной деятельности (например, по сказке “Колобок” - музыкальное сопровождение песенки Колобка). На занятии проводится следующая работа по формированию лексико-грамматического строя речи, это подбор прилагательных – “Зайчик какой?”, “Волк какой?”, “Медведь какой?”, “Лисичка какая?” Так же идёт работа над образованием относительных прилагательных – “Голова чья?” – заячья, волчья, медвежья, лисья. “Хвост чей?” – заячий, волчий, медвежий, лисий. В занятие такого рода включается математика – ориентировка в пространстве животных, встречающихся в сказке “Колобок”, посчитай животных, которых Колобок встретил в лесу. На таком занятии проходит элемент краеведения, т.е. когда отмечаются животные, живущие в лесах нашей области. Всё занятие строится на театрализованной деятельности, т.е. путешествие по сказке “Колобок”. На таком занятии можно отработать предлоги: “на”, “за”, “около”, “между”.
На интегрированных занятиях по формированию связной речи можно использовать пальчиковый или теневой театр, элементы перевоплощения. Например, занятие “Прогулка в зимний лес” может проходить в занимательной форме, где дети рассказывают об увиденном и происшедшем с ними в зимнем лесу. Дети проходят по глубокому снегу, проваливаясь, затем на лыжах, встречают и узнают под снегом различные деревья, находят различные следы, угадывают – кто их оставил? В это занятие целесообразно включить элементы экологии, где отмечается, почему в лесу снег белый, а в городе серый и даже чёрный. Детям можно предложить нарисовать зимний лес и составить рассказ по своей картине.
Таким образом, интегрированные логопедические занятия сохраняют для детей форму занимательной и увлекательной игры и охватывают разные виды деятельности. Зная интеграционные механизмы, учитель-логопед может соединять разные виды деятельности и создавать количественную модель-схему занятия, которую можно будет не только менять, но и добавлять или отнимать, в зависимости от вида занятия, цели, задачи и этапа работы.
Используемые источники:
http://ds82.ru/doshkolnik/
http://estalsad65.edumsko.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Речевое развитие Физическое развитие
Социально – коммуникативное: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции . Развитие социального и эмоционального интеллекта. Формирование готовности к совместной деятельности. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие. Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности.
Речевое развитие. Владение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно – эстетическое развитие. Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирование элементарных представлений о видах искусства. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие. Приобретение опыта в двигательной деятельности… Развитие физических качеств… Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики Правильное выполнение основных движений Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта Овладение подвижными играми с правилами Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и прави
Виды детской деятельности Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская
Образовательная область Задачи Вид деятельности Физическое развитие Развивать координированность и точность действий. - пальчиковая гимнастика - речь с движением - физкультминутки Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании. - беседа Речевое развитие Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение « оречевлять » игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи . - игровые ситуации - мини инсценировки Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках - автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах
Познавательное развитие Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами . Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами , дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. - составление описательных рассказов - автоматизация поставленных звуков в словах - дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия - игры с мозаикой, пазлами , с мелкими предметами - пальчиковая гимнастика
Художественно-эстетическое развитие Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок. - дидактические игры и упражнения Развивать графомоторные навыки. - штриховка Социально-коммуникативное развитие Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки. - настольно-печатные дидактические игры - театрализованные игры - автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте. - беседа - автоматизация поставленных звуков в связной речи - поручения Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами. - игры с мелкими предметами - автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов) - беседа
Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая разработка по теме "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"
Творческая разработка по изучению образовательной области "Безопасность" с учетом федеральных государственных требований....
Творческая разработка "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"
Материал предназначен для воспитателей....
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Коммуникация»: цель, формы работы, интеграция с другими областями.
Цель разработки - показать необходимость речевого развития дошкольников, как в непосредственно организованной образовательной деятельности, так и вне её; наметить цели и задачи совершенствования...
План-конспект индивидуально-подгрупповой работы на логопункте
думаю, этот план будет интересен тем логопедам, которые работают на логопунктах....
Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...
Сохранение и укрепление здоровья детей через интеграцию образовательных областей с учётом индивидуальных особенностей детей (из опыта работы)
Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&helli...