Логопедическое занятие
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Организационная информация | |
Тема занятия | Дружная семья |
Предмет | Работа логопеда |
Класс | Старший дошкольный возраст |
Автор занятия (ФИО, должность) | Баклыкова Татьяна Александровна, учитель-логопед |
Образовательное учреждение | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 |
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) | Приволжский округ |
Республика/край | Пермский край |
Город/поселение | город Красновишерск |
Методическая информация | |
Тип занятия | Занятие закрепления умений (итоговое занятие). |
Задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные) | Развивающие: Развивать активный словарь (названия зверей, их детенышей, цветов, обобщающие понятия), языковой чутьё, память, внимание, мышление детей; Образовательные: Учить детей правильно образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы, продолжать учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос, закрепить умение детей составлять рассказ по план-схеме; Воспитательные: Воспитывать у детей интегративные качества – быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, иметь первичные представления о природе, быть добрыми. |
Цель занятия | Совершенствовать умение у детей составлять рассказ по план-схеме через обобщение знаний на занятии. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Педагогическая технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе, компьютерная технология, игровая технология, технология обучения на основе опорных сигналов. Словесные, наглядные, практические, игровые методы. Наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы, худ.слово |
Время реализации занятия | 25-30 мин. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/ др. ученики в ходе занятия | Дети закрепят навык согласовывать названия детёнышей с числительными (1, 2, 3, 4, 5), образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы, научатся составлять фразы с опорой на картинку и вопрос, закрепят умение детей составлять рассказ по план-схеме, умение использовать в речи обобщающие понятия. Приобретут интегративные качества быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, добрыми, овладеют необходимыми навыками и умениями по образовательным областям коммуникация и познание. |
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедиа-проектор, ПК |
Дидактическое обеспечение занятия | Презентация с анимационными изображениями, картинками, опорная схема-сигнал, план-схема для составления рассказов. |
Список учебной и дополнительной литературы | Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб.: Детство-пресс, 1999. – с. 67 |
Ход и содержание занятия, деятельность учителя и учеников. | |
Мотивация учащихся (Слайд 1) | - Вы умеете составлять рассказы. Что помогает составлять рассказы. (Картинки) Я предлагаю сейчас рассмотреть картинки и вместе составить рассказ-сказку об одной дружной семье. О какой семье мы будем составлять рассказ, вы узнаете, если отгадаете загадку: Маленький ростик, пимпочкой хвостик, А на макушке – длинные ушки. (заяц) Из каких членов семьи состоит семья зайца? (мама-зайчиха и дети-зайчата) Что значит дружная семья? (любят, уважают, не обижают друг друга, заботятся, все вместе делают) Посмотрите на знак-символ дружной семьи – все члены семьи вместе, любят друг друга |
Подробное описание всех этапов занятия. | |
2. Игра «Посчитай зайчат» (Слайд 2) | - С каких слов начнем сказку-рассказ? (Жили-были или жила-была зайчиха и зайчата) А сколько было у зайчихи зайчат? Как узнать, сколько в семье зайчихи было зайчат? (посчитать) (Дети считают: Один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат.) Давайте снова произнесем первое предложение нашего рассказа сказки. (Жила-была зайчиха и пять зайчат) |
3.Игра «Посчитай детскую мебель и одежду в семье» (Слайд 3, 4) | - У каждого зайчонка была своя кроватка, свой шкаф, своя тумбочка, свой стул, свой стол. Сколько в семье было детских кроваток? (В семье было пять детских кроваток. В семье было пять детских шкафов. В семье было 5 тумбочек. В семье было 5 столов. В семье было 5 стульев.) Как это можно назвать одним словом? (мебель) Значит, что было у каждого зайчонка? (У каждого зайчонка была своя мебель) - Посмотрите на следующую картинку и скажитеполным предложением, сколько было у зайчат?... (У зайчат было пять брюк. У зайчат было пять свитеров. У зайчат было пять детских курток. У зайчат было пять детских футболок. У зайчат было пять детских маек.) Как это можно назвать одним словом? (одежда) Значит, что было у каждого зайчонка? (У каждого зайчонка была своя одежда) |
4. Игра «Букет цветов» (Слайд 5) (Слайд 6) (Слайд 7) (Слайд 8) | Недавно был праздник всех мам. Как называется этот праздник? (8 марта). Как вы думаете, что подарили зайчата маме? (цветы, открытку, подарки) Посмотрите, что спрятано на картинке, видны лишь одни стебельки? (букет цветов) А вы хотите узнать, букет каких цветов подарили зайчата маме-зайчихе? Какие цветы вы знаете? (дети называют) Предлагаю вам ответить полным предложением: Букет каких цветов зайчата, может быть, подарили маме-зайчихе? (Может быть, зачата подарили маме букет роз, тюльпанов, гвоздик, колокольчиков, ромашек, васильков, одуванчиков) Сколько много цветов вы знаете, а какие же цветы могли собрать зайчата? Где живут зайчата? (в лесу) Посмотрите, где растут нами названные цветы? (на поляне, в поле) А на поляне возле леса какие можно найти цветы садовые или полевые? (полевые) Где растут садовые цветы? (в саду). Посмотрите и назовите на картинке полевые цветы (колокольчики, одуванчик, ромашка, васильки). На полянке лишние – садовые цветы, назовите их (роза, гвоздика, тюльпан). Отгадайте загадку и вы узнаете, букет каких полевых цветов подарили зайчата маме: Стоят в поле сестрички: Желтый глазок, белые реснички (ромашки). Посмотрите, какая красивая поляна. Как можно назвать одним словом поляну из ромашек (ромашковая поляна). |
5. Физминутка – провести 2 раза. (Слайд 8) (Слайд 9) | Вырос красивый цветок на поляне, (дети сидят на корточках, ладошки сложили в бутон) Утром чудесным раскрыл лепестки. (дети поднимаются на носочки, ладони раскрыты) Всем лепесткам красоту и питанье (раскрытые ладони перед собой) Снизу дают из земли корешки (руки вниз, «пальцы-корешки» врозь). Скажите полным предложением, букет каких цветов подарили зайчата маме? (Зайчата подарили маме-зайчихе на 8 марта букет ромашек). |
6. Игра «Чего много в лесу?» (Слайд 10) | - На поляне много цветов. А чего много в лесу? (дети называют свои варианты). Посмотрите на экран и ответьте полным предложением, полную корзину чего принесли зайчата маме-зайчихе. (Зайчата принесли маме-зайчихе полную корзину ягод. Зайчата подарили маме полную корзину грибов. Зайчата подарили маме полную корзину шишек. Зайчата подарили маме полную корзину орехов. Зайчата подарили маме полную корзину веток.) |
7. Игра «Каждая мама защищает детей» (Слайд 11). (Слайды 12, 13,14,15,16) | - Вы назвали, чего много в лесу, а кого много в лесу? (дети называют свои варианты). Каждая мама, даже у зверей, защищает своих детей, детёнышей. Ответьте полным предложением, кого защищает зайчиха? (Зайчиха защищает своих зайчат). Смотрите на картинки и по цепочке отвечайте кто, кого защищает. (Волчица защищает своих волчат. Медведица защищает своих медвежат. Лисица защищает своих лисят. Ежиха защищает своих ежат. Бельчиха защищает своих бельчат.) |
8. Составление рассказа-сказки о дружной семье по план-схеме (Слайд 17) | Перед вами план. По цепочке составьте рассказ-сказку «Дружная семья» Жила-была зайчиха и 5 зайчат. У каждого зайчонка была своя мебель, своя одежда. На 8 марта зайчата подарили маме-зайчихе букет ромашек. Зайчата принесли маме из леса полную корзину грибов, ягод, шишек, орехов, веток. Каждая мама защищает своих детёнышей. Волчица защищает своих волчат. Медведица защищает своих медвежат. Лисица защищает своих лисят. Ежиха защищает своих ежат. Бельчиха защищает своих бельчат. И зайчиха защищает своих зайчат. Вот такая дружная семья. Кто теперь желает рассказать всю сказку? |
10. Рефлексия деятельности на занятии | - Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Вам понравилось занятие? И т.п. |
Домашнее задание (если это необходимо на уроке) | Нет |
Дополнительная необходимая информация | Нет |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | Изображение лисы с лисятами http://foxypaws.narod.ru/movies/vuk/007.JPG Изображение зайчихи http://dutsadok.com.ua/clipart/zhivotnye/zaychixa.png Изображение зайчата http://s58.radikal.ru/i160/1102/05/3d0715a173f5t.jpg http://www.gif-animationen.de/wp-content/gallery/hasen/hasen-rabbits-bunnys-55.gif http://crosti.ru/patterns/00/01/66/ab2600eb92/preview.jpg http://mms.mts.ru:8080/datas/000/302/302892_thumb.gif ttp://forumsmile.ru/u/a/4/b/a4b9518e57030c3e9760172998bcff49.gif Изображение белки http://www.freelancejob.ru/upload/750/24183779908344.jpg Изображение бельчат http://www.forums.forums.forums.orangeiphone.ru/uploads/posts/2009-11/1258298755_ddd3.jpg Изображение медведицы http://www.fishing.kz/images/stories/animals/bur_medv.jpg http://mult-pict.narod.ru/belfon/mult-pict.narod.ru52.gif http://mms.mts.ru:8080/datas1/000/001/081/1081212_thumb.gif Изображение волчицы http://i19.carguru.ru/66/47/54766/23/908023/42614002_1239888011_x_6e466e84.jpeg Изображение волчат http://animeonlineclub.ru/uploads/forum/images/1314454799.jpg Изображение ежат http://files.eshkobeshko2.webnode.com/200000006-391c73b103/f7a6fccd256c.png http://img-fotki.yandex.ru/get/5504/28257045.86f/0_7e303_24645043_XL.jpg Изображение ежихи http://www.arinasorokina.ru/dnevnik-fotografa/wp-content/uploads/2012/05/clipart-62-300x198.png Изображение корзины с грибами http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/5717595 Изображение корзины с ягодами http://stop-prishi.ru/wp-content/uploads/2013/01/large.jpg Изображение корзины с листьями http://ritzybee.typepad.com/.a/6a00e5503c88988833017c31e9d6af970b-400wi Изображение корзины с кедровыми шишками http://us.cdn1.123rf.com/168nwm/poselenov/poselenov1109/poselenov110900003/10509379-full-basket-of-cedar-cones-on-the-green-grass.jpg Изображение корзины с кедровыми орехами http://foto.rambler.ru/original/4318c864-bec7-ade2-c050-89877e95f6b5 Изображение корзины http://dachnik.in.ua/wp-content/uploads/2011/06/Korzina-1-2.jpg Изображение веток http://decor-lux.com/data/medium/25059_.jpg Изображение лесной поляны http://krasnogorsk-sp.narod.ru/photo/6.jpg Изображение цветов: Колокольчики http://kinder34.dnepredu.com/uploads/editor/1777/92648/sitepage_71/image/e3a03f9497f5.png Одуванчик http://skill.ru/images/2007/04/26/181509.jpg Роза http://world.lib.ru/img/h/habib_s/rozawzoshedshajaizpodsnega/rose_red_600.jpg Василики http://vector-images.com/clipart/clp114709/?lang=rus Тюльпан http://www.vashsad.ua/i/gallery/foto/259/1024_768/C0B53b94.jpg Гвоздика http://img-fotki.yandex.ru/get/4514/siretsanu-tatyana.17/0_81952_9b800539_XL Ромашка http://www.ljplus.ru/img4/d/a/dajte2/pics_146_1.jpg Изображение ромашкового поля http://f8.ifotki.info/org/01b1b3a03bb41c12e73678d2ab0f86c8bc81d692066443.jpg Изображение символа «Семья» http://us.123rf.com/400wm/400/400/antoshkaforever/antoshkaforever1106/antoshkaforever110600022/9717358-collection-of-icons--the-family.jpg Изображение мебели : Шкаф http://spb.pulscen.ru/products/dvustvorchaty_shkaf_7485682 Тумба http://www.brw-kolomna.ru/upload/uf/cbf/cbf42628fe7a2b39b38346c61b69378b.jpg Кровать http://picture.yatego.it/images/4ed4d9b44fc6c8.4/_img_1257860267AzurOblo_PannaVerde.jpg Стол http://2.fimagenes.com/i/2/7/9d/am_10342_4135690_327091.jpg Стул http://www.pitertoy.ru/upload/iblock/170/5.jpg Изображение одежды: Майка http://s60.radikal.ru/i170/1102/27/9c0552648586t.jpg Кофта http://izhevsk.ru/forums/icons/forum_pictures/001029/1029769.jpg Футболка http://storage.unishop.by/cache/pategories/futbol_w130_h130.jpg Куртка http://photo.7ya.ru/7ya-photo/2012/9/9/1347197900940.jpg |
В помощь учителю | |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Используя медиапроектор для показа презентации на экране, большой и яркий демонстрационный материал, анимационные изображения, картинки создают эмоционально-психологическую установку, т.е. материал посредством ярких образов воздействует на интеллектуальные и нравственные эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь, позволяет детям ярче и живее воспринимать материал на закрепление. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | нет |
Другое | (В скобках даны ответы и действия детей, номер слайда и щелчок мышкой для смены изображения) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь". В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...
Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с
Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...
Конспект индивидуального логопедического занятия. («Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками») Е.А.Борисова.
Тема: «Постановка звука [с]»(Подготовительный этап)...