Конспект занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе.
Тема: «Вода».
Цель: расширение представлений об водоёмах, о воде в природе и о её значимости для человека.
Коррекционно- образовательные задачи:
- уточнить и расширить словарь по теме «Вода» (название водоёмов, природных явлений);
- упражнять в употреблении в речи множественного числа существительных;
- Упражнять в различении и выделении в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.
- Упражнять в составлении описательных рассказов по схеме;
Коррекционно- развивающие задачи:
- развивать связную речь: продолжать учить составлять описательные рассказы;
- развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм речи;
- развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;
Коррекционно- развивающие задачи:
- воспитывать навык сотрудничества, взаимопомощи.
Предшествующая работа: Рассматривание глобуса, карты, для определения водоёмов нашей планеты. Чтение литературы по теме: «Мойдодыр»
Методы и приемы:
- Словесные: вопросы, пояснения, указания, поощрения;
- Наглядные: показ действий, показ движений;
- Практические: демонстрация действий.
Технологии: здоровьесберегающие: зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнение на развитие интонационной выразительности речи, речевые подвижные игры; педагогические: РТВ, гуманно- личностные.
Оборудование: ТСО (мультимедийная установка), глобус, фланелеграф со схемами для составления описательного рассказа, оборудование для экспериментальной деятельности (колбочки, проборки, вода, молоко).
Ход образовательной деятельности:
1. Организация 2 мин.
Цель этапа: подготовка детей к работе, эмоциональный настрой, ориентировка во времени.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | ||
Знания | Умения | ||||
Организация внимания и внутренней готовности к учебной деятельности. | Умение организовываться. | Словесный | Фронтальный | ||
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Предполагаемые результаты | |||
Ориентация во времени: Здравствуйте ребята. Какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы? Какой сейчас у нас месяц? Какой был прошедший месяц? Какой будет следующий месяц? Какая сегодня погода? | Встают полукругом, отвечают на вопросы: Сегодня у нас месяц..… Следующий будет… Прошедший был. | Закрепление представлений о временах года. Эмоциональный настрой детей на занятие. |
2. Позновательно-речевая деятельность 10 мин.
Цель этапа: расширение представлений об водоёмах, о воде в природе и о её значимости для человека.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | ||
Знания | Умения | ||||
Употребление в речи множественного числа существительных, названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?». Использование уменьшительно-ласкательных форм | Умение правильно отвечать на вопросы выполнять артикуляционные упражнения | Наглядный, словесный, игровой | Фронтальная | презентация «Водоёмы нашей планеты», «Вода в природе» | |
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Предполагаемые результаты | |||
Дети подходят к глобусу. - Посмотрите на глобус, какого цвета на нём больше. -Как вы думаете, что обозначается синим цветом. Уточняет ответы детей. -Это просто разлитая вода, или это какие-то отдельные водоёмы. Дидактическая игра «Назови ласково» Океан- океанчик Река- речка Озеро-озерцо и т.д. Логопед предлагает детям подойти к мультимедийной презентации, для того, чтобы рассмотреть эти водоёмы. -Океан, он какой? - Море – какое? - Река – какая? - Озеро – какое? -Что общего у этих водоёмов? -А где в природе ещё можно встретить воду? Встают в круг для игры с мячом «Один- много» Одно облако-много облаков Одна снежинка-много снежинок Одна льдинка-много льдинок Одна сосулько-много сосулек -Скажите, а человеку нужна вода? -Для чего? | Рассматривают, отвечают на вопросы, рассуждают Рассматривают мультимедийные слайды, отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Встают в круг для игры Рассматривание слайдов, ответы на вопросы. | Закрепление названий водоёмов, закрепление лексико-грамматических категорий Активизация словаря Закрепление у детей единственного и множественного числа существительных. Знакомство со стихами о воде. |
3. Физминутка 2 мин.
Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Предполагаемые результаты |
Релаксация под музыку (звуки воды в природе) - Какие звуки вы слышали? - Что мог их издавать? | Ответы детей. | Расслабление под музыку |
4. Экспериментальная деятельность 7 мин.
Цель этапа: Исследование характеристик воды
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | ||
Знания | Умения | ||||
Экспериментальным путём доказать, что вода без вкуса, без цвета, не имеет формы. | Пользоваться экспериментальным оборудованием. | Словесный Наглядный. | Фронтальная, индивидуальная | ||
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Предполагаемые результаты | |||
Опыт № 1.Если воду переливать в посуду другой формы, то вода принимает форму этой посуды. Вывод: вода жидкая, не имеет формы. Опыт №2. Вода прозрачная. Опыт №3. Вода совпадает с одним из цветов полоски бумаги? Нет. Опыт№4:Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? | Делают опыт. Отвечают на вопросы. Делают умозаключения. | Практическое овладение навыками экспериментальной деятельности. Учиться делать выводы на основании добытых экспериментальным трудом фактов |
5. Составление описательного рассказа 3 мин.
Цель этапа: развитие навыков связной речи
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | ||
Знания | Умения | ||||
Формирование умения составлять описательный рассказ. | Построение рассказа с опорой на схему. | Словесный, наглядный | Фронтальная | презентация «Вода» | |
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Предполагаемый результат | |||
Логопед обращает внимание детей на элементы схемы. -Давайте мы вспомним все опыты и определим, вода КАКАЯ? (без вкуса, без цвета, не имеет форму и цвет. | Отвечают на вопросы, практикуются в составлении последовательного рассказа. | Правильное построение предложений, их последовательность. |
16. Подведение итогов 1 мин.
Деятельность учителя | Деятельность детей |
Логопед подводит итог занятия, отмечают работу детей |
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе.
Тема: «Времена года ».
Цель: систематизация лексических представлений детей о временах года.
- Коррекционно-образовательные цели:
- Обобщить и закрепить знания детей о временах года, их признаков;
- Формирование фонематического восприятия, дифференциация твердых и мягких фонем;
- Развитие слухового внимания упражнять детей образовании родственных слов;
- Развитие навыков словообразования;
- Развитие связной речи;
- Коррекционно-развивающие цели:
- развивать координацию движений;
- упражнять детей в умении выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук;
- Коррекционно-развивающие цели:
- создать у детей эмоционально приподнятое настроение.
Предшествующая работа: Беседа о времени года на прогулки, рассматривание картин, репродукций, чтение литературы
Методы и приемы:
- Словесные: вопросы, пояснения, указания, поощрения;
- Наглядные: показ действий, показ движений;
- Практические: демонстрация действий.
Технологии: здоровьесберегающие:пальчиковая гимнастика, речевые подвижные игры; педагогические, гуманно- личностные.
Оборудование: ТСО (мультимедийная установка), презентация «Времена года», аудиозаписи (звуки природы), зеркала, репродукции картин.
Ход занятия:
1. Организация начала урока 2 мин.
Цель этапа: подготовка детей к работе, закрепление названий времён года, их месяцев.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | ||
Знания | Умения | ||||
Активизация мыслительной деятельности у детей. | Умение организовываться, включаться в рабочую обстановку. | Словесный | Фронтальный | ||
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Предполагаемый результат | |||
Здравствуйте ребята. Какое сейчас время года? Какое время года было перед зимой? Назовите осенние месяцы? Какое время года будет после зимы? Назовите весенние месяцы? Какое самое тёплое время года? Назовите летние месяцы? | Ответы детей. Закрепляют представления о названии времён года, их месяцев | Закрепление названий времён года. |
2. Артикуляционная гимнастика 2 мин.
Цель этапа: развитие артикуляционной моторики.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | ||
Знания | Умения | ||||
Формирование воображения на основе известных признаков, представлений о строении артикуляционного аппарата | Умение выполнять артикуляционные упражнения | Наглядный, словесный | Фронтальная | презентация «Времена года» | |
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Предполагаемый результат | |||
- Кто нарисован на картинке? - Как вы догадались, что на картинке нарисован заяц? - Заяц предлагает вам подружиться с его братьями. Они очень веселые и умеют повторять движения, которые им показывают.
- Что вы сейчас делали? | Заяц У зайца длинные уши. Артикуляционные упражнения:
| Подготовка и активизация речедвигательного аппарата. |
3. Фонетическая зарядка 2 мин.
Цель этапа: добиться четкого распознавания детьми на слух твердых и мягких фонем.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | ||
Знания | Умения | ||||
Твердые и мягкие согласные | Распознавание на слух твердых и мягких фонем | Словесный | Фронтальная,индивидуальная | ||
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Предполагаемый результат | |||
Дидактическая игра «Поймай звук»
-из ряда звуков - из ряда слогов
-из ряда звуков - из ряда слогов . Дидактическая игра «Подними нужную картинку» (схематическое обозначение твёрдого, мягкого звука) Подними картин, когда услышишь твёрдый (мягкий) звук. | Выполнение соответствующих заданий | Закрепление понятий «согласный твёрдый», «согласный мягкий» звук |
4. Введение в тему урока 2 мин.
Цель этапа: активизация лексического запаса по теме.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | ||
Знания | Умения | ||||
Знания о временах года, их последовательности | Умение сроить предложение по вопросу | Словесный, наглядный | Фронтальная | презентация «Времена года» | |
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Предполагаемый результат | |||
- Почему зайцы меняют шубку? - Зима, весна – это…. - Какие еще времена года вы знаете? - Сколько всего времен года? - Назовите все времена года по порядку, начиная с зимы. - Сегодня мы будем говорить о временах года. | Потому что наступает зима, весна. Зима, весна – это времена года. Лето, осень. Четыре. Зима, весна, лето, осень. | Закрепление названий времён года, их последовательности. |
5. Анализ признаков времен года (отгадывание загадок) 5 мин.
Цель этапа: развитие словарного запаса по теме.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | ||
Знания | Умения | ||||
Формирование представлений о признаках времен года | Восприятие на слух текста, сопоставление глагольной и атрибутивной лексики с определенным временем года. | Словесный, наглядный | Фронтальный, индивидуальный | презентация «Времена года» | |
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Предполагаемый результат | |||
- Ребята, отгадайте загадку. Подумайте, о каком времени года говорится в загадке: Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. - Как вы догадались? - Что значит запорошила дорожки? - Следующая загадка. Подумайте, о каком времени года говорится в этой загадке: Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой Взмахнет, В лесу подснежник Расцветет. - Как вы догадались? - Следующая загадка. Подумайте, о каком времени года говорится в этой загадке: Солнце печет, Липа цветет. Рожь колосится. Пшеница золотится - Как вы догадались? - И последняя загадка. Подумайте, о каком времени года говорится в этой загадке: Утром мы во двор идем- Листья сыплются дождем. Под ногами шелестят И летят, летят, летят. - Как вы догадались? - Как называется явление природы, когда с деревьев падают листья? - Какое задание вы сейчас выполняли? | В загадке говорится о зиме Ответы детей. Засыпала снегом. В загадке говорится о весне. Ответы детей. В загадке говорится о лете. Солнце печёт В загадке говориться об осени Листопад | Активизация словаря по теме. Умение выделять главное слово. |
6. Физминутка 2 мин.
Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
Релаксация под музыку (звуки природы) | Расслабление под музыку |
7. Словообразование 5 мин.
Цель этапа: развитие навыков словообразования.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | ||
Знания | Умения | ||||
Формирование грамматических средств языка | Образование слов, словосочетаний по образцу | Коллективно под руководством логопеда, наглядный | Коллективная, самостоятельная работа | презентация «Времена года» | |
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Предполагаемый результат | |||
-Зима, весна, лето, осень составляют один год. Времена года всегда следуют друг за другом.
Зима (какая?) ХОЛОДНАЯ мороз снег суровый
весной (какой?) теплой ранний цветущий красивая
о лете (каком?) жарком прошедший солнечный прекрасный
осенью (какой?) красивой золотая дождливый ветреный | Зима (какая?) Морозная Снежная Суровая Запись словосочетаний в тетрадь Весной (какой?) Ранней Цветущей Красивой Запись словосочетаний в тетрадь О лете (каком?) Прошедшем Солнечном Прекрасном Запись словосочетаний в тетрадь осенью (какой?) Золотой Дождливой Ветренной Запись словосочетаний в тетрадь | Закрепление умения образовывать прилагательное от существительного и умение правильно его использовать в речи. |
8. Пальчиковая гимнастика 1 мин.
Цель этапа: развитие мелкой моторики рук.
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
– Сделаем гимнастику для пальцев рук: - Братец, принеси дрова! - Заболела голова! - Средний, ты наколешь дров? - Я сегодня не здоров! - Ну, а ты натопишь печку? - Ох, болит мое сердечко! - Ты, меньшой, свари обед! - У меня силенок нет! - Что же, сделаю все сам, Но обеда вам не дам! Голодать готовы? - Мы уже здоровы! | Дети выполняют соответствующие движения. |
9. Составление связного высказывания (беседа по картинкам) 8 мин.
Цель этапа: развитие навыков связной речи.
Компетенции | Методы | Формы | Использование ИКТ | ||
Знания | Умения | ||||
Формирование представлений о изменениях в природе зимой, весной, осенью, летом | Построение фразы на основе сравнительного анализа природных изменений | Словесный, наглядный | Фронтальная | презентация «Времена года» | |
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Предполагаемый результат | |||
- Что происходит с деревьями в разные времена года? - Что происходит с животными в разные времена года? - Перед вами картина. Посмотрите и скажите: что перепутал художник? | Зимой деревья засыпаны снегом, они отдыхают до весны. Весной на деревьях набухают почки, появляются листья, цветы. Летом деревья все зеленые, на них начинают созревать плоды. Осенью с деревьев опадают листья, деревья готовятся ко сну. Зимой еж спит, а лиса и заяц в спячку не ложатся. Весной лиса и заяц меняют шубку, еж просыпается от спячки. Летом животные живут в лесу. Осенью стараются много есть, чтобы подготовиться к зиме, делают запасы на зиму. Ответы детей. | Вспоминают и закрепляют основные изменения в природе в разные времен года. |
10. Подведение итогов 1 мин.
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
Логопед подводит итог занятия, отмечают работу детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...