Дифференциация звуков: Й-ЛЬ, К-Т, Г-Д
картотека по логопедии

Антонова Дина Юрьевна

Картотека дифференциации звуков: Й-ЛЬ, К-Т, Г-Д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_y-l_k-t_g-d.docx172.28 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков Й-ЛЬ.

  1. Выделение звука  из ряда звуков, слогов, слов.

Если услышишь звук Й хлопни в ладоши:

й, ль, и, й, ль, рь, й, и, и, ль, й;

ой, оль, ий, иль, уль, уй, ай, аль;

лай, дай, змей, змеи, койка,  клюква, поёт, салют, малютка, смешной, пилит, моет, магия, колено, фея, отдаёт, олень, юнга, лента.

  1. Дифференциация звуков Й-ЛЬ в слогах.

Е-ле                  ю-лю              лё-ё                аль-ай              оль-ой                уй-уль

Лю-юю            я-я-ля             лё-ё-лё            оль-ой-ой       уй-уль-уль         аль-ай-аль

  1. Дифференциация звуков Й-ЛЬ в словах.

Даль-дай            боль-бой               моль-мой             куль-куй                   киль-кий         пилю-пью          лёд-йод                 люк-юг                Лямка-ямка              Любочка- юбочка  едок-ледок         полёт-поёт            лезть-есть            моет-полет               лебеда-ябеда

Ёжик-лёжа         лямка-яхта            клюква-юнга       едва-листва              топай-тополь

Стая-встали

Игра «Я – Они» - Изменять слова по образцу, выделяя голосом звуки Й и Ль: Что делали вчера? И наоборот: Что я делаю?

я пою – они пели             я киваю - они …            я умею - они…           я даю - они….                                  я покупаю -они…           я топаю - они…              они пили - я…            они кидали -я… они умели -я…

Айболит ,больной, улей, лейка, Анатолий, клей, лей, талия, линейка, листья, лилия, поленья, Илья, бельё, Василий, ель, июль, аллея, колыбельная, ущелье, клюют, веселье, Емеля.

Закончи предложение.

- Машины из гаража … /выехали/.
- Вокруг лужи машины … /объехали/.
- На мост машины … /въехали/.
- С моста машины … /съехали/.
- К дому машины … /подъехали/.
- В гараж машины … /заехали/.

4. Дифференциация звуков Й-ЛЬ в словосочетаниях.

Повтори словосочетания.

Постельное бельё, липовая аллея, маленькая Юля, далёкая Анталия, малиновая лейка.

Посчитай от 1 до 5.

Длинная линейка, купленная ель.

Проспрягать предложение.

Я выливаю воду из зелёной лейки (он…, она…, они…, ты…, вы…, мы…)

  1. Дифференциация звуков Й-ЛЬ в предложениях.

Повтори предложения.

Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля стирают бельё.

Оля поливает лилию из лейки. Юля и Илья гуляют по аллее.

Придумать предложения со словами:

 Отпиливают,  поливает,  выливает,  поехали.

Выучить чистоговорки.

Ела Мила землянику, а Емеля ел клубнику.

Тёплый халат Елене маловат.

  1. Дифференциация звуков Й-ЛЬ в связной речи.

Выучить.

У меня есть лейка.

Ой, какая лейка!

Видели вы лейку новую мою?

Ледяной водою, талою водою

Я её наполню и цветы полью.

Послушай и перескажи.

Юлины именины.

Летом у Юли были именины. Галя и Елена были у Юли на обеде. Они купили для Юли тюльпаны. На обед Юля, Галя и Елена ели селёдку, котлеты и блины. Пили дети лимонад и клюквенный кисель. Потом мама и папа Юли катали детей на новом автомобиле.

Дифференциация звуков К-Т.

  1. Выделение звука.

Попеременное называние изолированных звуков. Игра "Дождик - поезд". Инструкция: "Когда я говорю «дождик», ты произносишь звук  К, когда я говорю «поезд», ты произносишь звук Т".

Игра "Ладонь-кулак".

Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Т, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком К.

  1. Дифференциация звуков К-Т  в слогах.

ка-та             кэ-тэ             кы-ты               ко-то              ку-ту    

та-ка             тэ-кэ             ты-кы               то-ко              ту-ку

ка-ка-та        кэ-кэ-тэ        кы-кы-ты         ко-ко-то         ку-ку-ту

ка-та-ка        кэ-тэ-кэ        кы-ты-кы         ко-то-ко         ку-ту-ку

ка-та-та        кэ-тэ-тэ         кы-ты-ты         ко-то-то          ку-ту-ту

ак-ак-ат        эк-эк-эт         ик-ик-ит          ок-ок-от         ук-ук-ут

ак-ат-ак        эк-эт-эк         ик-ит-ик          ок-от-ок         ук-ут-ук

тэ-тэ-кэ        ты-ты-кы       то-то-ко          ту-ту-ку          та-ка-та

тэ-кэ-тэ        ты-кы-ты       то-ко-то          ту-ку-ту          та-ка-ка

тэ-кэ-кэ        ты-кы-кы      то-ко-ко          ту-ку-ку          ат-ат-ак

эт-эт-эк        ит-ит-ик        от-от-ок          ут-ут-ук          ат-ак-ат

эт-эк-эт        ит-ик-ит        от-ок-от          ут-ук-ут 

  1. Дифференциация звуков К-Т  в словах.

ком — Том                    копать — топать                Коля — Толя

кот — тот                      копка — топка                    корт — торт

кого — того                   конка — тонка                   кочка — точка

кому — тому                 копоть — топот                  качка — тачка

когда — тогда               бок — бот                           кучка — тучка

какой — такой              бык — быт                          сколько — столько

куда — туда                  кок — кот                           соки — соты

как — так                      мак — мат                          марка — Марта

кабак — табак               кит — Тит                          скука — стук

Танк, пакт, пикет, кофта, тыква, факт, компот, катание, канат, акт, диктант, утка, контакт, тайком, нитка, ткань, папка, метка, кот, поток,  комета, ветка кто, кит, букет, моток, ток, пакет, копыто, банкет, каток, комната, компакт, кант, клетка, картошка,  молоток, лодка, калитка, капитан, скачет, скулит, красит, моток, кабинет, конфеты, тыква, таракан, капуста.     

  1. Дифференциация звуков К-Т  в словосочетаниях.

Дикая утка, букет дубков, тонкая нитка, букет камелий, байковая кофта, толстый канат,

моток тонких ниток, тонкий канат, катать Катю в комнате, тянуть канат, выкатывать танк, покупать конфеты, наматывать нитки, подковать копыта, диктовать диктант,  ткать тонкую ткань, шоколадная конфета, ветка клена.

Посчитай от 1 до 5.

дикая утка                                 букет дубков

тонкая нитка                             букет камелий

байковая кофта                         толстый канат

моток тонких ниток                 тонкий канат

  1. Дифференциация звуков К-Т  в предложениях.

У самоката два колеса. У коровы копыта. Кот бегает на стройке. На завтрак  будет омлет. В  нашей квартире пять комнат. В стакане налит тыквенный сок. Где-то слышен стук молотка. Кактус - колючий цветок. Коле подарили самокат. Виктор читает сказку « Петушок – золотой гребешок». Катю пригласили на выставку шкатулок. Катя собирает букет. В комнате летает муха. Коля ест торт. На столе стоит кактус. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.

Составь предложения со словами: терка, кактус, ветка, капитан, капуста.

Повтори чистоговорки.

То-ко, то-ко - улетит он далеко

Ка-та, ка-та - мы впустили к нам кота

Ут-ук, ут-ук - садим в огороде лук

Ак-ат, ак-ат - Катя рвет салат

Кы-ты, кы-ты - на реке стоят мосты

  1. Дифференциация звуков К-Т  в связной речи.

Выучи.

Юный Том катает ком,

Метко ком кидает он.

На окно забрался кот,

Умный кот, но кот не тот.

Покупает кот букет

И с конфетами пакет.

Мчится школьников поток

После школы на каток.

Покупает тетка утка

Деткам байковые юбки.

Не ходите, тетка утка,

К деткам в домик на минутку.

Опускается туман
На мосты и на кусты,
Опускается туман
На дома и на сады,
Тут не видно далеко,
Заблудиться так легко!

Может быть, конфеты кушать?
Может быть, летать, как птица?
Может, на братишку злиться?
Может быть, смотреть кино?
Может быть, глазеть в окно?
Может быть, рыдать и плакать?
Может, как утенок, крякать?
Может, плавать? Может шить?
Может быть, пожар тушить?
Нет, нужны детишкам ушки,
Чтобы маму с папой слушать!

Тише, тише, тише, тише.
Дождик капает по крыше,
По зелёненьким листочкам,
По асфальту, по песочку,
По траве и по цветам,
По деревьям, по кустам.
Ну а малышу Ванюшке
Капнул дождик по макушке.

Послушай и перескажи.

Берёза.

Возле нашего дома растёт берёза. Ствол у неё стройный, кора на нём гладкая, бела, с чёрными пятнами. Веточки тонкие, гибкие, опущены вниз. Листочки у берёзки круглые, с зубчиками по краям, блестящие и клейкие. Берёзку называют стройной, белоствольной, кудрявой красавицей.

                                                      Воздушный змей.
Коля и Катя сидели на балконе. К ним в гости пришёл Костик с воздушным змеем. Коля и Костик привязали к змею нитки. Катя помогала мальчикам. Костя запустил змея с балкона. Катя и Коля разматывали нитки. Змей поднялся высоко-высоко.

                                                                    Зима.

Наступила зима. На дворе холодно, стужа. Деревья, крыши домов, дороги - все покрыто снегом. Реки покрыты льдом. Рады дети. Они бегут с коньками на каток.

C:\Users\Андрей\Desktop\igra-zakonchi-slovo-zvuk-k-t_268483.png

Дифференциация звуков Г-Д.

  1. Выделение звука.

 Повторяй попеременно: г,д,г,д…

 Если услышишь слог га-хлопни в ладоши, если да-топни. Если услышишь слог го-хлопни в ладоши, если до-топни. Если услышишь слог гу-хлопни в ладоши ,если ду-топни. Если услышишь слог гы-хлопни в ладоши, если ды-топни.

  1. Дифференциация звуков Г-Д в слогах.

га – да - га       да – га - да     го-го-до      до-го-го      ды – гы - ды         гы – ды - гы  

ду – гу –г у     гу – ду – ду

  1. Дифференциация звуков Г-Д в словах.

Гадать, гадание, угадать, дуга, радуга, погода, ягода, когда, гнедой, города отгадка, подруга, градусник, гардероб, гордость, иногда, голодный, дорога, драгоценность, долги, догадаться, догонять, двигаться, договор, огороды, гладиолус, дорогой.

Образовать прилагательное от слов: город, ягода, голод, радуга, драгоценность, дорога.

Назови ласково: дорога, ягода, подруга, огород, градусник.

Образуй множественное число: дорога, ягода, гладиолус, дуга, драгоценность, друг.

  1. Дифференциация звуков Г-Д в словосочетаниях.

Гадать на картах, отгадать загадку, разноцветная радуга, пасмурная погода, сладкая ягода, гнедой конь, уехать из города, разбить градусник, гордиться сыном, голодный волк, дорога домой, драгоценные камни, догонять друга, быстро двигаться, подписать договор, грядка огурцов, букет гладиолусов, дорогой подарок.

  1. Дифференциация звуков Г-Д в предложениях.

Придумай предложение со словами: огород, гардероб, погода, дорога, иногда.

Исправь предложения:

На улице ясная погода, идет дождь. На небе после дождя появилась трехцветная радуга. В гардеробной комнате хранят драгоценности. Дорогу нужно переходить на красный свет. На клумбе выросли вкусные гладиолусы.

Повтори.

Курочке горошку сыплю на дорожку. Музыке учились дамы, день и ночь играли гаммы. Мышка , вот тебе подарок: корка и свечи огарок. Видела мама на днях ёлку в праздничных огнях. Вчера письмо от Гали Егору мы отдали. Посмотрел в ведёрко гном, а ведро с дырявым дном. Ярче солнышко гори, радость деточкам дари. Во дворе у Тёти Дуси жили курочки и гуси. Вон лежит большая гайка, гайку мне Андрюша, дай-ка. Галя с Дашенькой друг друга  вылечили от недуга. Продвигайтесь, гражданин, Вы в вагоне не один. Надо догу мяса дать: друг не должен голодать.

  1. Дифференциация звуков Г-Д в связной речи.

Выучить.

-Я иду куда?
- Туда.
- Я пойду от кого?
- От того.
- Будет там кто?
- Не будет там никого.
- Не пойду туда,
Буду дома я тогда!

Господа два долгих года

Ждали у моря погоды.

Господа погоды ждали...

Дождались? Вы угадали!

Как-то дог догнал бульдога:

— Где тут к городу дорога?

Долго думал друг бульдог:

Много к городу дорог...

В подвигах нам было трудно!

Дали орден нам нагрудный!

Вот награда так награда!

Мы горды и очень рады!

Гудвин двигал головами,

Дёргал длинными ногами!..

Что же грозный Гудвин скажет?

Лев пугливый вздрогнул даже!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...