Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Использование технологии «Чудеса на песке» Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка по логопедии
совершенствовать профессиональную компетентность воспитателей в вопросах использования технологии «песочной терапии» в коррекционно-развивающем обучении дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_vospitateley_dou.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Использование технологии «Чудеса на песке»
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко
в условиях реализации ФГОС ДО»
Мастер – класс для воспитателей ДОУ
Цель: совершенствовать профессиональную компетентность воспитателей в вопросах использования технологии «песочной терапии» в коррекционно-развивающем обучении дошкольников.
Задачи:
- Представить практическую значимость кинетического песка для совершенствования развития речи.
- Организовать взаимодействие участников образовательных отношений по использованию кинетического песка для активизации речи в разных формах общения.
- Внедрить в планы воспитательно-образовательной работы педагогов деятельность по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с использованием инновационной технологии - кинетического песка.
- Совершенствовать знания педагогов по коррекции асоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и уверенности в себе.
Оборудование: стол для песка, кинетической песок, миниатюрные игрушки, влажные салфетки.
Уважаемые коллеги! Сегодня Вашему вниманию мы предлагаем мастер – класс «Чудеса на песке», посвященный использованию инновационных технологий в работе с детьми в условиях реализации ФГОС ДО.
«Самая лучшая игрушка
для детей – кучка песка»
К.Д.Ушинский
«Часто руки знают, как решить задачку,
с которой интеллект боролся напрасно»
К.Г.Юнг
Как вы думаете, что является одной из важнейших психических функций человека? /речь/
Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.
На сегодняшний день в коррекционной педагогике имеется обширный практический материал по эффективному речевому развитию детей, а так же широкое распространение получили нетрадиционные методы воздействия: сказкотерапия, изотерапия, глинотерапия, кристаллотерапия, фитотерапия, ароматерапия, хромотерапия, музыкотерапия, пескотерапия и др. Все эти методы относятся к здоровьесберегающим технологиям. Но мне хочется остановиться на той, которая, является наиболее целесообразной и эффективной – песочная терапия.
Коллеги, посмотрите, перед вами находятся столы с песком, только не совсем с простым, а с песком в новом формате.
Это кинетический песок. В последнее время этот материал стал достаточно популярным. Если вы не слышали о нем, не трогали его, то описать словами его свойства нам будет сложно.
Кинетический песок - это уникальный материал для детского творчества. По-другому его ещё называют - живой песок. И это не удивительно, ведь внешне и по свойствам он похож на влажный морской песок, но стоит только взять его в руки, как он словно «течет» сквозь пальцы. Подвижен, как сухой песок, но преобладает свойствами влажного песка, так как довольно рыхлый.
Логопед: Воспитатели почему же кинетический песок важен в развитии детей?
Во-первых, для игры с кинетическим песком не требует инструкции и руководства. С ним интересно играть как одному ребенку, так и нескольким детям одновременно.
Во-вторых, живой кинетический песок развивает мелкую моторику, чувственное восприятие и креативность. А также, он прекрасно снимает стресс и обладает терапевтическим эффектом.
В-третьих, это вещество может и сохранять форму, и рассыпаться. Оно становится тверже при сжатии, но форма (например, большой шар) может «развалиться» со временем под действием силы тяжести. Вещество имеет часть свойств влажного песка, однако, оно не влажное. Оно слипается между собой, но не липнет к рукам и другим предметам. Оно мягкое, податливое, но не «воздушное».
Когда перед ребенком появляется что-то новое, первое что начинает делать ребенок - играть. Вот я и предлагаю участникам мастер-класса немного поиграть с этим песком, а пока я буду рассказывать об этой методике и покажу возможности использования этого необычного материала в пяти образовательных областях.
Коллеги, выделите основные свойства, согласно которым детям полезно играть с кинетическим песком?
- Развитие мелкой моторики рук ребенка (при различных действиях с предметами, фигурками, песком).
- Дети способны придумывать удивительные сценарий игр, создать на песке интересные сооружение. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.
- Проговаривая диалог любимого героя, общаясь с друзьями по игре, задействован важный познавательный процесс – речь.
- Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного и школьного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата.
- Взаимодействуя с коллегами по игре, происходит развитие коммуникативных навыков, которые пригодятся во взрослой жизни.
- Проживая волнующие ситуации, проблемы, страхи, ребенок освобождается от негативных эмоций, переживаний.
- Шумные дети значительно успокоятся, а тихие, неразговорчивые активизируют свои силы и покажут все свои таланты.
- Помимо того, что кинетический песок несет немалую пользу для детей, он также полезен и взрослым, так как благодаря ему, можно расслабиться, снять стресс, активизировать мышление и воображение.
- Кинетический песок способен увлечь игрой и взрослых и детей на довольно продолжительное время.
Игры с песком разнообразны:
-Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения. Какие игры вы могли бы предложить?
-Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира. Какие игры вы могли бы предложить?
-Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка. Какие игры вы могли бы предложить?
-Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам. Какие игры вы могли бы предложить?
Давайте все вместе сейчас попробуем провести различные действия с кинетическим песком – создадим собственный творческий продукт.
Игра «Давайте познакомимся»
Цель: познакомить детей с правилами игры в песочнице.
Ход игры: В гости к детям приходит песочная фея, знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Затем дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках, высыпают, подбрасывают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке.Фея напоминает детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства.
Уважаемые коллеги, какие же правила можно закрепить в игре с песком:
-Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).
-Песочная Фея любит, чтобы у детей было чистое лицо и руки.
-Песчинкам не нравится когда их берут в рот и когда ими кидаются. Они улетают, их трудно собрать.
-В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом).
-Песок необходимо разровнять, чтобы он стал чистым листом.
После проведения ритуала знакомства можно начинать играть вместе с детьми.
Игра 1. Готовим печенья и кексы.
Для этой игры вы можете использовать различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать на кухне по прямому назначению. Ребенку можно предложить раскатать песок как тесто. При помощи форм-вырубок можно печь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек. Используя формы для кексов испечь кексы для папы с мамой. Отлично впишется в эту игру игрушечная плита, если она у вас есть.
Игра 2. Тренируем навыки владения ножом.
Все родители очень хотят побыстрее научить ребенка орудовать этим опасным предметом, но при этом так же всем страшно доверить нож в неумелые ручки малыша. Кинетический песок станет отличным материалом для тренировки. Из песка вы можете сделать «хлеб», «масло» или колбаски, вручить ребенку пластиковый нож и предложить нарезать хлеба или приготовить бутерброды. Продукты из кинетического песка отлично режутся даже тупыми ножами, а ребенок будет увлечен доверенной важной миссией.
Игра 3. Пишем на песке.
Эта игра также подходит для детей, которые учатся считать, изучают алфавит или учатся читать и писать. Вы можете тренироваться писать на песке буквы, цифры, слова, решать простые примеры или учиться читать слоги и слова. Выводить буквы и цифры палочкой на песке гораздо веселее, чем ручкой на бумаге, а значит, наверняка эта игра увлечет ребенка гораздо больше, чем скучное сидение за столом!
Игра 4. Лепим из кинетического песка.
Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками. Вы можете лепить из него различные формы и изучать их с ребенком, используя в качестве формочек фигурки или предложить ребенку слепить буквы и цифры.
Игра 5. Угадай-ка.
На кинетическом песке любой предмет или штамп оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра. Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком, в чем их отличие. Само по себе это занятие - отличная игра, но после того, как все доступные предметы оставили свой след на песке можно пойти дальше и играть в игру «Угадай-ка». Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему нужно угадать - что же за предмет оставил след на песке. Периодически меняйтесь с ребенком ролями)
- Логопед: Какие достоинства или недостатки вы бы отметили в отношении работы с кинетическим песком? (ответы педагогов)
Рефлексия: «3 сундучка». Предложить участникам заполнить воображаемые сундучки ответами на вопросы:
- Что хотели узнать?
- Что узнали для себя нового?
- Что я возьму в свою практику?
(высказывание участников о практическом занятии)
Спасибо за участие. Желаю успехов в работе!
ДЛЯ ПАМЯТКИ
ВОСПИТАТЕЛЯМ
Игры и упражнения, используемые при работе с кинетическим песком :
- Скользить, «ехать» по поверхности песка с помощью игрушки и произносить изолированный звук (например, змейка - шипит, тигр - рычит);
- «Сказочники песчаной страны». Моделируем из песка сказочные сюжеты с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.
- «Идут машины, санки, коньки». Скольжение ладонями по поверхности песка зигзагообразными, круговыми движениями, а так же движениями в разных направлениях.
- «Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу». Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.
- «Там на неведомых дорожках». Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Логопед предлагает представить, чьи это могут быть следы.
- «Волшебные узоры». Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.
- «Делай как я». В паре с логопедом или другим ребенком – повторение движений рук, пальцев по песку в зеркальном отражении.
- Вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его («Горка», «Трубочка», «Блинчик», «Чашечка»);
- «»Попади в цель». На развитие силы воздушной струи - слепить маленький шарик и дуть на него через трубочку от коктейля, можно задувать в песочные ворота или мишень; игра «Гольф» - задувать теннисный мячик в ямки из песка;
(Участники выполняют практические задания)
Игры на развитие фонематического слуха:
- «Веселые прятки» Прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки – руки держать над песочницей.
- «Угадай звук» - отыскав игрушки в песке, ребенок отбирает только те, в которых слышится определенный звук; (участники выполняют практические задания)
- «Песочный вернисаж». Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буквы. Можно посчитать предметы с определенным звуком на автоматизацию;
- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый шаг можно проговаривать звук или слог;
- Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося закрепляемый звук;
- Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам (можно использовать на введение звука в слоги);
- Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней;
- «Веселые превращения». Превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я», «Р» в «В», «В» в «Ь» и т.д.;
«Кто спрятался?» Найти спрятанные в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук; найти спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово, предложение.
- «Допиши букву, слово». Логопед пишет букву или слово, засыпает или стирает его часть, предлагает ребенку восстановить написанное.(Участники выполняют практические задания)
- «Напиши, что скажу». Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
- Можно делить слова на слоги, палочкой вычерчивая на песке необходимое количество полосок;
- Игра «Горки» (на дифференциацию). Ребенок строит две горки, далее логопед дает задание расставить фигурки, в названии которых есть звук [с] на одну горку, а в которых есть звук [ш] - на другую. Можно в каждую горку вставить флажок с буквой, чтобы ребенок не путался, и составить устный рассказ о получившемся городе и его жителях.
- «Археология» (на автоматизацию). Закопать игрушку. С помощью кисточки ребенок открывает части и по ним должен догадаться, что спрятано.
- Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
- Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Логопед достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. Дети делают домики для животных. Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка). Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару (по принципу твердый-мягкий).
- Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.
- Упражнение «Необыкновенные следы». «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными либо напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
- «Отыщи и назови». Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.
- «Что скрывает песок?». Дети находят в песке таблички со словами, считывают, классифицируют.
- «Кто быстрее?». Игра-соревнование, проводится с детьми в парах, тройках в разных песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.
- «Что ты чувствуешь?». Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.
- «Сюрпризы для друзей». Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, киндеров, цветных камешков, ракушек.
- «Мина», «Сопер». Осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.
- «Письмена на песке» пальцем или палочкой дети пишут короткие слова. Игру можно усложнить, меняя одну букву – получить новое слово. (Участники выполняют практические задания)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Грабенко Т.М., Зинкевич– Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.
- Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
- Набойкина. Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.-144с.
- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович – СПб. : Речь,2006.– 176с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии «Чудеса на песке» Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко в условиях реализации ФГОС ДО»
Материал практикума для воспитателей коррекционных групп "Удивительный песок"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...
Методическая разработка Квест-технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО.
Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Решить это противоречие возможно путём внедрения новых, более эффективных метод...
Доклад "Педагогические технологии обучения дошкольников в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС."
Опыт применения информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) в образовательной деятельности при формировании интегративных качеств и компетенций (Умений и навыков) дошкольника....
статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...
Доклад к методическому объединению "Использование современных образовательных технологий в ДОУ по приобщению детей к истокам русской народной культуры в условиях реализации ФГОС"
Большое значение для развития личности ребенка имеет русская народная культура. Именно она благотворно влияет на развитие нравственности и духовности детей. Русское народное творчество воспринимается ...
САМООБРАЗОВАНИЕ воспитателя средней группы Беликовой К. Ю. ТЕМА: «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС».
Актуальность темы:В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особоеместо. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него непросто интересное время...