САМООБРАЗОВАНИЕ воспитателя средней группы Беликовой К. Ю. ТЕМА: «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС».
методическая разработка (средняя группа)
Актуальность темы:
В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое
место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него непросто интересное время препровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский)
С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных
Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей
образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ерунаковский детский сад» комбинированного вида
САМООБРАЗОВАНИЕ
воспитателя средней группы
Беликовой К. Ю.
ТЕМА: «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС».
Начало работы над темой: 01.09.2022г.
Окончание работы над темой: 30.05. 2023г.
1. ФИО педагога – Беликова Ксения Юрьевна
2. Образование / категория – высшее
План работы над темой.
1.Организационно-ознакомительный (диагностический) этап.
Актуальность темы:
В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое
место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него непросто интересное время препровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский)
С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных
Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей
образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Определение целей и задач работы над темой.
Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
Задачи:
- Повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
- Освоить современные технологии и метод организации игры;
- Разработать план работы с детьми и родителями
- Классифицировать игры для воспитания нравственных качеств;
- Повысить компетентность родителей в вопросе нравственного воспитания детей;
- Разработать консультации для родителей;
- Провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
Формы и методы работы:
• Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым (например: ситуация – иллюстрация, ситуация- упражнение, ситуация – проблема);
• Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье (Например: «Магазин игрушек», инсценировка басен, детских песен);
• Общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
• Наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду;
• Образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками (Например: хороводная песня «Петушок», «Озорные котята»);
• Чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (например: А.Яшин «Спешите делать добрые дела», А.Барто «Вовка добрая душа»);
• Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);
• Сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания, уступок другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
Сроки и этапы реализации: Проект саморазвития рассчитан на 1 год и включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап.
- Изучение учебно- методической литературы.
- Разработка плана работы.
- Разработка консультаций и наглядного материала для родителей.
- Обогащение развивающей предметно пространственной среды.
2. Основной этап.
- Реализация идеи, цели, задач, плана.
3.Заключительный этап
- Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации плана по самообразованию.
Ожидаемый результат:
Дети должны научиться контролировать своё поведение, самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр, поддерживать интерес к разным видам игр. У детей должен развиваться интерес к игре, инициатива, организаторские способности.
«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
Игру недаром называют "ведущей" - именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра -это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"- отмечал В.А. Сухомлинский.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образовании. В первую очередь это связано с новыми принципами, условиями, целями и задачами, которые четко прописаны в документе.
Одним из важных принципов ФГОС ДО является поддержка разнообразия детства, а не его унификация, т. е. в ДОУ должны быть созданы такие условия развития детей, в которых будут учтены все возможности и особенности не только психического и физического развития, но и социальное окружение ребенка, его национальные, культурные и религиозные привязанности.
Как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а одна из задач дошкольного образовательного учреждения заключается в создании гармоничных условий развития одаренных детей с учетом интеллектуальных, психических, физических и возрастных особенностей и желания получать все новые знания в той или иной области. Родители считают, дети с высоким уровнем интеллекта должны раскрыть весь свой потенциал, однако, важно отметить, что множество разнообразных дополнительных занятий и кружков не дают ребенку возможности быть ребенком, поскольку завышенная планка родителей не оставляет детям времени на игры со сверстниками.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДО специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.
Радость игры – это радость творчества. Уже в первых своих играх ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в движении, в подражании. Малышам нравится и сам процесс сооружения постройки из строительного материала – или из песка, в то же время заметна радость от результатов приложенных усилий, проявления самостоятельности, фантазии. Необходимо так организовать игру, чтобы она была радостной во всех отношениях.
В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения.
1. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.
2. Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства. Воспитателю необходимо предусматривать формирование у детей в единстве положительных реальных взаимоотношений и нравственно ценных отношений, обусловленных ролью.
3. Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Значение игры для ребенка дошкольного возраста
- Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.
- Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.
- С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.
- Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.
- Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.
- Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
- В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.
Виды игр для развития ребенка
Виды игр для ребенка:
- подвижные игры,
- ролевые игры,
- настольные игры,
- дидактические игры,
- деловые игры и пр.
Подвижные игры для ребенка. Значение подвижных игр для ребенка
Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Современный ребенок постоянно находится на грани стресса. Особенно это касается детей, живущих в мегаполисах. Занятость родителей, их социальная усталость, отсутствие помощников в воспитании детей, или излишнее их количество, все это обременяет детей, уродуя их психику и физическое здоровье. Отмечаемое в мире снижение объема двигательных нагрузок не обошло стороной и детей. Современный ребенок нездоров. У него сколиоз, гастрит, нервные заболевания и хроническая усталость от притязаний взрослых. Подобное состояние приводит к нервно-психической и общей соматической ослабленности, что в свою очередь вызывает чрезмерное утомление и понижение работоспособности ребенка. Вот тут-то подвижные игры и кстати. Они несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Он укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений — развивая в них рефлексию и волю.
Таким образом, спецификой подвижных игр является то, что их использование дает не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Эти игры создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладают свободой их применения в различных игровых ситуациях.
Ролевые игры. Значение ролевых игр для ребенка
Ролевые игры, являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу.
Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий.
В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие. Роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Самая убедительная игра может стать неинтересной для тех ребят, которые окажутся не у дел. Заинтересованность определяется теми возможностями, которые предоставляются ребенку в игре ролью. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.
Для ребенка очень важно распределение ролей. При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала детям решить проблемы индивидуального характера. К таким проблемам можно отнести следующие затруднения, которые испытывают дети. Слабо выраженное умение организовать свою деятельность; отсутствие авторитета среди сверстников, недисциплинированность и многое другое.
Проигрывание всевозможных ролей поможет детям справиться с трудностями. Чем старше ребенок, тем более тщательно он следит за справедливым распределением ролей, целенаправленнее выбирает роли для себя. В конфликтных ситуациях, когда притязания на роли сталкивают детей, они уже могут проанализировать, как исполнил роль тот или иной претендент, правильно оценить свои личные возможности исполнения желаемой роли, соотнести свое понимание роли и реальный ее проигрыш другим членом игровой группы. Дети используют считалки, очередность в использовании привлекательной роли.
Говоря о ролях, необходимо отметить их половую окраску. Ребенок, как правило, берет на себя роли, соответствующие его полу.
Если он играет один, то эти роли выражают увиденный ребенком тип поведения взрослого. Если это мальчик, то он водит машину, строит дом, приходит с работы домой и пр. Если же играет девочка, то она выбирает роль мамы, врача, учительницы. Если же речь идет о групповых играх, то ребенок в три года не разделяет особенно половую принадлежность игровой роли и мальчик с удовольствием играет роль мамы или учительницы.
Взаимоотношения детей в игре бывают игровыми и неигровыми, реальными. Не надо путать эти два вида. Игровые отношения выражаются в том, что ребенок соответственно правилам играет роль. Если роль требует от него каких-то положительных действий по отношению к другому ребенку, то это вовсе не значит, что после игры его отношение, заданное ролью, будет продолжаться. Напротив, оно может быть диаметрально противоположным. Это важно понять и не возлагать на игру лишних надежд. Не следует полагать, что игра автоматически будет воспитывать ребенка и прививать ему весь комплекс жизненно важных ценностей, корректировать его манеру поведения и вообще научит жизни. Большая роль в решении этих задач отводится взрослым. Именно им предстоит научить малыша в ходе игры решать практические задачи, которые помогут освоить разнообразные жизненные пространства.
Дидактические игры и их значение для ребенка
Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе. Они используются педагогами как средство обучения и воспитания. Ребенок по приходу в школу еще «держится» за игру, как за знакомое действие, помогающее ему войти в мир взрослых. Позволим себе заметить, что дидактические игры — это на наш взгляд не только прерогатива учителей. Родители тоже могут использовать этот вид игр в своей родительской практике. Для этого необходимо знать несколько важных вещей. К таким знаниям отнесем причины использования дидактических игр в деятельности ребенка и непосредственно технологию их использования.
Учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку.
Правила организации игровых моментов
Для того чтобы игра принесла ребёнку максимальную пользу, следует придерживаться ряда несложных правил, в основном они касаются организационных моментов игры.
- В возрасте 4 -5 лет внимание детей довольно неустойчивое, поэтому, планируя проведение какой-либо игры, учитывайте эту возрастную особенность и не затягивайте процесс – любая игра должна длиться не более 5-10 минут, иначе теряется к ней интерес и действие не получит логического завершения.
- Не стоит начинать игру незадолго до сна или перед приёмом пищи. Да и потом могут возникнуть трудности с восстановлением хода игры. Если планируется занятие с использованием дидактических материалов, позаботьтесь заранее обо всех необходимых предметах, расположите их под рукой. Ведь ребёнок не будет ждать, пока вы найдёте ту или иную картинку …
- Применяя готовые развивающие игры, не стоит отдавать их детям в постоянное пользование. После проведённого занятия вместе с ребенком аккуратно сложите и уберите игру до следующего раза.
- Играя в ту или иную игру, не стоит слепо следовать приложенным к ней рекомендациям!!! Обязательно учитывайте уровень развития и индивидуальные особенности ребенка.
- Приучать детей к аккуратности. Побуждайте их приводить территорию в порядок после каждого занятия. Кстати, уборку тоже можно превратить в весёлую игру!!!
Какова же роль игры в жизни ребенка?
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — «хочу», начинает подчиняться «нельзя» или «надо».
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Заключение
Игра имеет большое значение в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости.
Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.
Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.
Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач, поставленных «Программой воспитания и обучения в детском саду», в наиболее приемлемой для детей форме.
Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности обучению ребенка в школе.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
План по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год
"Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Раздел | Сроки | Содержание работы |
Изучение методической | Сентябрь - май | 1.Изучение нормативно – правовых документов. 2.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 304 с. 3.Бойченко Н.А. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников» 4. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». 5.Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре» 6. Дыбина О. В. «Игровые 10. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. |
План работы с детьми и с родителями на 2022-2023 учебный год.
Сроки | Работа с детьми | Работа с родителями | Примечание |
Сентябрь | Подвижные и народные игры. Игровой досуг «Русские народные подвижные игры» | 1.Консультация «Роль игры в жизни ребенка» 2.Выявить отношение к игре в семье. Анкетирование «Что вы знаете об играх?» | Составление картотеки игр. Наблюдение за развитием детей в игре. Анализ детской игровой деятельности. |
Октябрь | 1.Настольные игры 2.Неделя сюжетно-ролевых игр | 1.Консультация «Игры и игрушки наших детей» 2. Привлечение родителей к созданию совместной игровой развивающей среды группы. 3.Папка-передвижка: «Воспитание дружеских отношений в игре» | Составление плана работы, подготовка списка литературы по теме самообразования для изучения. Обогащение ППРС |
Ноябрь | 1.Игры, способствующие художественно-эстетическому развитию. 2.Развлечение «Забавы с красками и карандашами». | 1.Памятка для родителей: «Чему научит игра?» 2.Выставка детских рисунков: «Играя - учимся, играя—познаём!» 3. Игровой практикум «игры со звуками и буквами». | Консультация для педагогов «Игровая деятельность в детском саду» |
Декабрь | 1.Дидактические игры | 1.Консультация: «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке?» 2.Вечер игр: «Весёлые игры» | Подготовка мастер-класса для педагогов на тему «Вся наша жизнь – игра!» |
Январь | 1.Игры на развитие логического мышления 2.Вечер логических игр. | 1.Буклет для родителей: «Игры на внимание» 2. Консультация, папка-передвижка: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста". | Консультация для педагогов: «Оптимизация игровой деятельности в дошкольных» |
Февраль | 1.Игры для формирования основ безопасности жизнедеятельности. | 1.Совместное мероприятие с детьми и родителями «Развиваемся, играя». | Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей |
Март | 1.Игры по духовно-нравственному воспитанию. 2.Досуг «В гостях у Феи вежливых слов» | 1.Консультация: «Организация игровой деятельности дошкольника дома» | Совместная организация триады Родитель-Ребенок-Воспитатель |
Апрель | 1.Онлайн-выставка на сайте группы детских рисунков «Любимая игрушка» | 1.Памятка для родителей «Играем дома» | Подготовка материала для совместной дистанционной работы |
Май | 1.Подведение итогов «Онлайн-выставки» на сайте группы. | 1.Неделя игры в детском саду | Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации плана по самообразованию. |
Картотека различных видов игр, используемые в работе с детьми при реализации плана по самообразованию за 2022-2023 учебный год:
Подвижные игры |
Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.
Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
Цель: развивать ловкость движений.
Цель: знакомить с русскими народными играми; развивать быстроту движения. |
Народные игры |
|
Настольные игры |
Цель: закрепляет знания о геометрических фигурах и цветах, развивает внимание, восприятие, логического мышления.
Цель: мозаика представляет собой набор элементов различных форм и цветов, сочетающихся между собой и позволяющих создать практически любое изображение. Используя детали игры дети могут создавать свои собственные шедевры на предложенной магнитной доске в наборе имеется 5 цветов, 220 элементов.
Цель: игра знакомит детей со всеми цветами радуги, учит считать от 1 до 7. Развивает навыки классификации предметов, самопроверке.
Цель: в процессе игры дети знакомятся с понятиями «форма» и «цвет». Игра развивает внимание, умение сравнивать форму и цвет, а также умение определять логическую цепочку. Тренирует мелкую моторику рук и координацию движений.
Цель: вместе с героями сказки дети будут перемещаться по игровому полю и попадать в различные ситуации сказочного сюжета.
Цель: с помощью этой игры дети научатся различать цвета, основные геометрические фигуры и формы, соединять две половинки в целое, сравнивать, соотносить, выделять признаки предметов, классифицировать и объединять их в группы, составлять рассказ по картинке, находить причинно-следственные связи между предметами и объектами, познакомятся с буквами, цифрами и порядковым счётом.
Цель: знакомство с окружающим миром, расширяет кругозор. Лото позволяет моделировать множество различных игровых ситуаций. В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика руки.
Цель: этой игры состоит в том, чтобы учить ребенка правильно составлять предложения, тексты, а также делать пересказ знакомого текста. Дополнительно игра развивает внимание, наблюдательность, тренирует память. Благодаря простым правилам и красочным картинкам, обучение становится игрой, приносящей удовольствие.
Цель: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных.Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
Цель: развивает мелкую моторику рук и координацию движений,тренирует способность видеть задание многогранно,развивает логику,формирует навыки выработки стратегического решения задач, развивает усидчивость и аккуратность,развивает воображение и фантазию,развивает внимание и память,учит принимать решения самостоятельно.
Цель: развивает сосредоточенность, логическое мышление, способность к анализу ситуации, сообразительность, так же развивает сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук. |
Игры, способствующие художественно-эстетическому развитию |
Цель: закрепить представления детей о композиции, учить детей выделять форму предметов.
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Цель: упражнять детей в умении перевоплощаться.
Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.
Цель: учить детей находить по словесному описанию картину.
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях.
Цель: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине, активизировать внимание детей, учить детей составлять диалоги.
Цель: закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей.
Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года, учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний).
Цель: учить детей разделять объекты на съедобные – несъедобные для человека и живых существ, изображённых на картине, побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов. |
Дидактические игры |
Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.
Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).
Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.
Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Цель: развивать слуховое внимание.
Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.
Цель: уточнить представление о форме предметов.
Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.
Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь. |
Игры на развитие логического мышления |
Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Цель: развитие мышления и речи.
Цель: развитие навыков анализа и синтеза.
Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).
Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.
Цель: развитие речи и мышления.
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.
Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.
Цель: развитие речи, внимания, мышления.
Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи. |
Игры для формирования основ безопасности жизнедеятельности. |
Цель: закрепление правил поведения при землетрясении: если оно застало человека дома, на улице, если он оказался в завале.
Цель: закрепление правил поведения при землетрясении.
Цель: закрепление знаний о перечне предметов, которые необходимо брать с собой в случае наводнения.
Цель: закрепление знаний о перечне предметов, которые необходимо брать с собой в случае наводнения.
Цель: закрепление действий в экстремальных ситуациях.
Цель: закрепление умения объединять предметы в группы.
Цель: упражнение детей в умении правильно называть части тела.
Цель: формирование навыков контроля за выполнением правил личной гигиены.
Цель: формирование навыков контроля за выполнением правил личной гигиены.
Цель: закрепление знаний о средствах, необходимых для оказание первой медицинской помощи.
Цель: упражнение детей в использовании усвоенных знаний и способов действий в игровых ситуациях; закрепление знаний о профессии людей, которые оказывают нам первую помощь.
Цель: закрепление знаний о том, что при серьѐзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03»; упражнение в вызове врача.
Цель: систематизирование представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни; развитие речи, внимания, памяти.
Цель: систематизирование представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни.
Цель: систематизирование представлений детей о вредных и полезных продуктах, упражнение в умении их дифференцировать.
Цель: закрепление правил поведения при наводнении.
Цель: уточнение представлений детей об экологически правильном поведении.
Цель: закрепление знаний детей о лесе как о природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и места животных в них; расширить знаний детей о природе; воспитание бережного отношения к природе.
Цель: закрепление представлений детей об опасных ситуациях в природе; обучение правилам безопасного поведения; воспитание сочувственного отношения к пострадавшему.
Цель: расширение представлений детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе, о правильных действиях в конкретных ситуациях. |
Игры по духовно-нравственному воспитанию. |
Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.
Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.
Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.
Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.
Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.
Цель: формирование способности к восприятию добра, справедливости и щедрости.
Цель: формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии.
Цель: формирование представлений о добре, любви и заботе.
Цель: формирование у детей представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.
Цель: формирование социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.
Цель: воспитание в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.
Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование волевых качеств и овладение своим поведением. |
Список используемой литературы:
1.Изучение нормативно – правовых документов.
2.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 304 с.
3.Бойченко Н.А. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников»
4. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».
5.Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре»
6.Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром»
7.Доронова Н. «Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
8.Жуковская Р.И. «Творческие ролевые игры детей в дошкольных учреждениях»
9.Краснощёкова Н.В «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»
10.Тверитина Е.Н. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»
11.Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей»
12.Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования "Игра-как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС"
План самообразования...
Самообразование «Игра, как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....
План по самообразованию воспитателя в подготовительной группе«Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский Дошкольное детство — коротк...
Самообразование "Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС"
В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. Игра очень созвучна природе ребенка....
Отчет по теме самообразования «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС».
Игру недаром называют "ведущей" - именно благодаря игре, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых....
Выступление на РМО «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС».
Выступление на РМО «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»....
Статья на тема: «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Актуальность темы:В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особоеместо. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него непросто интересное время...