Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии детей
консультация по логопедии
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_artikulyatsionnoy_gimnastiki_v_rechevom_razvitii_detey.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии детей
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.
При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.
Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное - правильно. Поэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения.
Звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую полость в момент речевого выдоха. Если же ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то воздушная струя на выдохе будет слабой, а значит, многие звуки (свистящие, шипящие и звук Р) у ребенка даже при правильной артикуляции не получатся. Такая проблема чаще всего возникает у детей, часто болеющих простудными заболеваниями.
Активная артикуляционная гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка. Ее ребенок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым.
Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды: «Раз, два, три — отдохни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быстром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два..,») или же по команде взрослого. Например, при выполнении упражнения «Качели», предусматривающего подъем и опускание языка, команды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз...» Артикуляционные упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копирует, и себя самого, а взрослый следил, все ли правильно он делает. Если ребенок не может повторить какое-либо действие, помогите ему, проведя соответствующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку).
С ребенком младшего и среднего возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнении, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи.
Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
В течение одного занятия не стоит пытаться выполнить все упражнения, лучше заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2—3 упражнения.
Для того чтобы ребёнок научился выговаривать трудные звуки, его язык и губы должны быть гибкими и сильными, длительно сохранять нужное положение, без особых усилий делать повторяющиеся переходы от одного положения к другому. Артикуляционная гимнастика этому способствует.
Используя в практической деятельности разные средства формирования правильного звукопроизношения - артикуляционную гимнастику, игры, упражнения для мелкой и общей моторики и т.д., все же более эффективными средствами воздействия является артикуляционная гимнастика. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии детей
Консультация для воспитателей ДОУ, родителей по проведению и выбору артикуляционных упражнений....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребёнка»
На занятиях родители не только получат теоретические знания, они обязательно научатся применять их на практике....
Памятка для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса артикуляционных движений. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и...
Консультация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"
Автором разработана консультация по развитию речи ребенка....
Выступление на методическом часе "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольников"
Значение артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольников...
Консультация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка"
Консультация поможет рассказать родителям о важности артикуляционной гимнастики для коррекции произношения ребенка и речевого развития в целом, особенностями ее проведения дома и некоторыми артикуляци...
Презентация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребёнка"
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей...