Статья учителя-логопеда Вдовенко М.О. на тему: «Основные направления логопедической работы с детьми после КИ в условиях группы с ТНР» (средний возраст).
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
Статья учителя-логопеда Вдовенко М.О. на тему: «Основные направления логопедической работы с детьми после КИ в условиях группы с ТНР» (средний возраст).
В последнее время в логопедические группы для детей с ТНР всё чаще поступают дети после кохлеареной имплантации. Кохлеарный имплантант обеспечивает восстановление порогов слухового восприятия до 30 – 40 дц. Улучшает восприятие окружающих звуков. Но, вместе с тем, не дает возможности автоматически понимать речь и разговаривать. Для этого детям после КИ надо научиться различать, узнавать речевые сигналы – фонемы, слоги, слова, накопить в памяти образы этих символов, развить навыки произношения этих звуков, соединения их в слоги и слова, сформировать навыки управления голосом, речевым дыханием. Наконец ребенок должен овладеть всей системой родного языка: лексикой, фонетикой, морфологией, синтаксисом.
Дети, поступающие в дошкольные в дошкольные логопедические группы, имеют разный уровень развития речи и слухового восприятия:
1. Довербальные дети, у которых отсутствуют или имеются ограниченные навыки ранней коммуникации, предшествующие устной речи. Основным средством общения таких детей является небольшой набор смысловых и указательных жестов. Для обозначения своего состояния дети используют крики, плач, эмоциональные звуки. Отсутствуют понимание речи, потребность в диалоге
2.Дети, начинающие использовать в речи аморфные слова, состоящие из одного, двух слогов. Они понимают небольшой набор бытовых инструкций, реагируют на собственное имя, активно пользующиеся бытовыми жестами.
3. Дети с функциональной речью. Собственная речь детей представлена простыми предложениями из двух, трех аморфных слов. Навыки словоизменения и словообразования не доступны. Звукослоговая структура слов сильно искажена. Лексически запас крайне беден. Понимание речи в рамках бытовой ситуации.
Коррекционная работа строится с учетом уровня слухоречевого развития, индивидуальных особенностей ребенка.
На начальном этапе использования КИ у неговорящего ребенка вызывание звуков речи следует рассматривать, прежде всего, как процесс активизации его голосовой и артикуляторной деятельности. Наша цель в этот момент не столько добиться от него качественного произнесения конкретных звуков речи, сколько подтолкнуть его появлению интонационно-модулированного лепета - фазе естественного предречевого развития, которую он пропустил из-за глухоты. Если мы сделаем акцент на тщательном произнесении отдельных звуков до формирования у ребенка навыка имитации интонационно-ритмической структуры слова или короткой фразы, то у ребенка сформируются трудно устранимые нарушения плавности речи, не естественности звучания голоса. В целом развитию просодических характеристик речи ребенка с КИ должно уделяться много внимания, т.к. эти нарушения характерны для всех групп детей с КИ, и именно эти нарушения затрудняют восприятие речи детей с нарушениями слуха.
Работая с ребенком с КИ, логопед должен осознавать, что ребенок с КИ имеет не только проблемы в развитии произносительных навыков, но и общее недоразвитие речи (уровень развития речи 1 или в лучшем случае 2 уровня). Это предполагает необходимость многолетней целенаправленной работы по формированию языковой компетенции ребенка – накоплению пассивного и активного словаря, формированию грамматических представлений, развития связной речи. Даже у детей, овладевающих в процессе использования КИ и занятий фразовой речью, характерны проблемы построения развернутого высказывания; отсутствие языкового чутья, развить которое значительно сложнее, чем научить ребенка использовать в своей речи готовые образцы высказываний; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостаточной сформированностью лексической и грамматической стороны речи. У детей с КИ для развития грамматической системы языка эффективно использовать раннее овладение навыком аналитического чтения с обязательным разбором понимания прочитанного, а позднее пересказа.
Своеобразие коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ заключается в том, что при подборе и комбинировании методов, приемов и форм обучения, необходимо было учитывать новые возможности слухового восприятия для развития речи, для этого необходимо использовать разнообразные педагогические методы: наглядные, словесные, практические. Обучающие и диагностические занятия с детьми раннего и младшего дошкольного возраста следует проводить в игровой форме.
Надо учитывать, что слуховое восприятие детей-пользователей кохлеарными имплантами имеет ряд особенностей:
- пороги слуха соответствуют I степени тугоухости, что затрудняет восприятие и опознавание глухих согласных, различение оппозиционных звуков;
коммуникативной компетенции.
Кроме того дети с КИ испытывают трудности при восприятии речи в шумной обстановке, в условиях реверберации, при общении нескольких людей;
В связи с тем, что кохлеарная имплантация проводится обычно на одно ухо, дети плохо локализуют звук в пространстве;
Эти дети плохо распознают быструю речь, особенно в первый год после операции
Задачи коррекционно-педагогической работы:
1. Восстановление и развитие речеслуховой системы (неречевой и речевой слух) с помощью кохлеарного импланта:
- выявление возможностей узнавания и опознавания различного речевого материала (речевых тестов) следующими способами: на основе слухового восприятия, зрительно-слухового, чтения с губ и их комбинацией;
- формирование и совершенствование процесса восприятия речи на слух в процессе коммуникации, выработка слухового контроля над собственной речью и речью говорящего;
- развитие слухового восприятия и понимания языковых единиц за счет компенсаторных возможностей зрительного, тактильного анализаторов;
- формирование и совершенствование фонематического слуха: фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематического представления;
- совершенствование процесса понимания речи в различных акустических ситуациях, в том числе в ситуации многоканальной коммуникации; развитие произвольного слухового внимания и речевого поведения.
2.Приобретение языковой способности (компетентности), обеспечение возможности речевого общения с нормально слышащими людьми:
- разработка образовательных программ (основного содержания и методов воздействия) на всех этапах становления вербальной коммуникации у детей с учетом индивидуальных особенностей личности;
- организация и проведение специальных и общеобразовательных занятий по развитию мышления и речи имплантированного ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью, совершенствование диалогической формы языкового общения;
- отслеживание динамики языкового развития (накопления пассивного и активного словаря) и определение уровня реального речевого развития имплантированного ребенка;
- организация игрового взаимодействия ребенка с педагогом в процессе реабилитационных занятий, совершенствование слухового и зрительного внимания, навыков звукоподражания, использования естественных жестов;
развитие целенаправленности в подражательных действиях, общей двигательной подвижности и моторной ловкости; - отслеживание динамики языкового развития (накопления пассивного и активного словаря) и определение уровня реального речевого развития имплантированного ребенка;
- организация игрового взаимодействия ребенка с педагогом в процессе реабилитационных занятий, совершенствование слухового и зрительного внимания, навыков звукоподражания, использования естественных жестов; развитие целенаправленности в подражательных действиях, общей двигательной подвижности и моторной ловкости;
- коррекция звукопроизношения и ритмической организации имеющейся устной речи; - совершенствование мелодико-интонационной стороны речи, связного высказывания, выразительности;
- сохранение имеющейся устной и письменной речи и дальнейшее их развитие;
- создание условий для развития спонтанной речевой активности (наличие полноценной речевой среды, отбор речевого материала, отвечающего интересам ребенка, использование устного народного творчества и т. д.).
3.Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), познавательной деятельности, формирование гармонично развитой личности и социального поведения.
На основе анализа результатов обследования и наблюдения за ребенком разрабатывается планирование коррекционной работы, составляется карта индивидуального маршрута, определяется содержание деятельности каждого специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.igry_sluh.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учителя-логопеда Вдовенко М.О. на тему: « Картотека игр для развития слухового восприятия детей после КИ». Первый этап.
Игры, в которых звук служит сигналом к действию.
Игры направлены на развитие слухового восприятия. Дети сами привыкают реагировать на звук и не смотрят на губы говорящего.
Посредством данных упражнений мы формируем у детей следующие навыки;
- реакцию на звук, как сигнал к действию;
- призыв к началу игры;
- умение узнавать источник звука;
- развитие слухового внимания;
- различение нескольких сигналов,
отличающихся продолжительностью, силой звучания.
Педагог прячется за ширму, а дети должны угадать, что он делает, хлопает или плачет, плачет или топает, плачет громко или тихо и т.д..
Угадай, что в бутылке
Оборудование: несколько непрозрачных бутылочек, наполненных фасолью, монетами, пуговицами, мелкими камешками, крупой…карточки с изображением наполнителей.
Взрослый знакомит детей с содержанием бутылочек. Встряхивает бутылочки,
вызывая звуки, затем меняет бутылочки местами. Детям предлагается послушать, угадать и назвать, что в бутылочках, или показать соответствующую карточку.
Угадай, на чём играют
Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на
Угадай, что слышишь
Цель: учить распознавать разные звуки, которые могут производить некоторые предметы, например: шуршание бумаги, шум льющейся воды… Затем, когда ребенок приобретет определенное умение слушания, играет с ним в отгадывание предмета, издающего звук. Сначала ребенку дают на различение два - три звука одновременно, и только те, которые сильно между собой различаются.
Кто придумает больше звуков
Оборудование: связка ключей, металлическая банка с монетами, бумага, ножницы.
Ведущий знакомит детей со звуками, которые можно создать с помощью этого предмета (ключи звенят, стучат по столу, друг о друга).
Дети должны показать, назвать предмет и действие с помощью которого ведущий издал звук.
Слышишь, повернись и беги
Дети «спят» на полу или стоят, отвернувшись от педагога, на звук бубна они поворачиваются, «просыпаются» и бегут туда, откуда слышен звук. Первый прибежавший становится «маленьким учителем» и играет с остальными детьми.
Откуда идет звук
В комнате педагог определяет место, где ребенок может спрятаться. Спрятавшись, малыш зовет детей или стучит в барабан. Данное упражнение необходимо для развития ориентации детей в просторе и определения звука в просторе. Продолжить игру можно так: выбрать ребенка с помощью считалки, завязать ему глаза, а он должен найти своего друга, который стучит в барабан.
Где позвонили?
Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.
Нет звука - сиди
Для проведения этой игры нужны стулья, которых на один меньше, чем детей. Стулья поставлены в круг спинками внутрь. На звук барабана дети бегают вокруг них, когда звука нет - садятся. Кто не успел сесть, выходит из игры. Убирается один стул. Побеждает тот, кто остается последний.
Когда слышишь - прыгай
Игра проводится аналогично игре «Нет звука». На полу лежат обручи по количеству детей. Когда звучит барабан, дети бегают вокруг них, при отсутствии звука дети впрыгивают в обручи. Каждый раз убирается один обруч.
Угадай, что делать.
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.
Угадай, кто идет
Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.
Оборудование: 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья. Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.
Что это за звук и откуда он?
Оборудование: чашка с ложкой, мобильный телефон, бусы, фантик, полиэтиленовый пакет.
Детей знакомят со звучаниями предметов, затем раздают предметы, которыми они будут издавать звук. Ведущий стоит в центре , игроки встают вокруг него на расстояние 2-3 м. Игроки по очереди издают звуки своим предметом, чтобы водящий это запомнил. Потом водящему завязывают глаза. По команде один из детей издаёт звук. Водящий должен назвать звук и определить, откуда он идёт.
Упражнения на слуховое восприятие.
Игры, связанные с усвоением просодических элементов, можно использовать и как игры по развитию слухового восприятия.
Игра с самолётом.
Дети сидят за столом с учителем. Необходимо научить возить самолёт или «летать», когда слышат звуковой сигнал (его может давать учитель голосом в микрофон). Вначале дети смотрят на учителя, а затем выполняют действие без зрения, только на слух.
Игра с машиной.
Также как и в предыдущей игре, только играют с машиной и произносят «бррррр» или бибиби.
Ввести различные сигналы, которые обозначают: Поезжай! Стой!
Игра проводится в просторе. Дети на сигнал стучания в тамбурин бегают, медленно ходят, а на громкий один удар должны остановиться. Чтобы упражнение было усвоено, необходимо работать изо дня в день.
Игра может проводиться и на индивидуальной работе за столом, с какой-то игрушкой
Корзина и корзинки.
Проводится на индивидуальной работе в кабинете.
На столе много корзинок разной величины. Приучаем детей на определённый сигнал кружить с корзиной вокруг стола, а на сильный краткий сигнал остановиться и взять со стола меньшую корзинку и положить её в большую. Так необходимо продолжать упражнение до тех пор, пока все корзинки не сложатся одна в другую.
Волчок.
Когда волчок вертится, голосуем непрерывно, после короткой паузы даём детям голосом знак, и дети рукой останавливают волчок. Вместо волчка может быть маленький пластмассовый шар, который катают по столу рукой, задача детей после краткого сигнала оттолкнуть шар от себя. Машина, самолёт, поезд (различение звука и тишины).
На индивидуальной работе подобное упражнение проводится за столом.
Игра «Отзовись»
Педагог зовет детей, обращая их внимание на звуковой сигнал (стучит по столу или в тамбурин, барабан). Дети должны отреагировать на звучание. Игра может быть усложнена: ребенок не видит, производим ли мы какое-либо движение, сопровождающееся звучанием или нет, но должен отреагировать определенным образом, например, сказать «А - А», когда услышит звук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
основные направления логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения
основные задачи коррекционного обучения и направления коррекционной работы...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Эффективность оздоровительной работы с детьми имеющими речевые нарушения в детском саду во многом обусловлена комплексным подходом к данной проблеме, участием в ней всех сотрудников детского учреждени...
основные направления логопедической работы по коррекции ФФНР у детей дошкольного возраста
основные направления работы по ФФНР...
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта....
Статья учителя-логопеда для педагогов и родителей. "Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
Статья учителя-логопеда для педагогов и родителей."Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. ...
Тема выступления «Основные направления коррекционной работы с детьми 5-7 лет»
Выступление на родительском собрании...
Статья "Особенности организации логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ"
Цель:- раскрыть специфику работы учителя - логопеда с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ....