Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством проектного метода
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
С.А. Миронова: «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yanvar_22.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством проектного метода
Современный этап развития системы образования характеризуется поиском приоритетных направлений в системе дошкольного воспитания и образования, что раскрывает перед педагогом широкие возможности.
Детям не хватает живого общения для своевременного формирования у них все речевых компонентов. Внимание к речи снижено. Живое общение заменяется просмотром мультфильмов, компьютерными играми.
В условиях нашего ДОО, в группе компенсирующей направленности происходит тесное взаимодействие со специалистами: инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, воспитателями групп.
При организации образовательных отношений первостепенной задачей является создание условий, обеспечивающих успешное социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ. Одним из ведущих методов в работе по данному направлению является проектная деятельность.
«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности», пишет С.А. Миронова о значении практического опыта для дошкольников с ОНР.
Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.
Работая над проектами, ставятся определенные задачи, направленные на развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Повысить желание узнать что-то новое об окружающем метод проектирования поможет в том случае, когда педагог мотивирует деятельность и вовлечет в нее не только воспитанников, но и их родителей.
Дошкольники нашего образовательного учреждения вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, музыкальные и спортивные мероприятия в ходе которых, они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли.
По роли ребенок в проекте: исполнитель, заказчик, ведущий или ведомый, эксперт, участник проекта от выбора его идеи и до получения итогового результата.
Существует несколько видов проектов в ДОО по ФГОС:
- Творческий вид. Это специальные задания, по окончанию выполнения которых, организовывается детское торжество, приуроченное к той или иной теме.
- Исследовательский вид. Малыши проводят разнообразные безопасные опыты. Полученные результаты они оформляют в стенгазеты или альбомы, устраивают выставки.
- Игровой вид. Это проекты, в основе который лежит творческая игра. Малыши входят в образ героев мультфильмов или сказок и ищут пути решения поставленных задач.
- Информационный вид. Задача состоит в поиске подходящей информации. Дети проводят анализ данных, основываясь на собственных убеждениях или социальных убеждениях.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
Возможные проекты
- «Веселая азбука». Исследовательско-творческий, долгосрочный проект (усвоение образа буквы; вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию «Весёлой азбуки»)
- Зоопарк». Ролево-игровой, краткосрочный. (Познакомить и закрепить названия диких животных (жарких и холодных стран), их детенышей, жизнью в различных условиях более детально изучить различные профессии, специфику труда)
- «Безопасный перекресток». Исследовательско – творческий, среднесрочный. (Знакомятся с правилами дорожного движения, правилами поведения на дороге. Совместное создание макета «Улица»)
- «Лес – наше богатство». Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный. (Знакомятся с обитателями леса, и растениями, узнают об опасностях в лесу, о способах охраны леса).
Мы реализовали:
- Информационно-практико-ориентированный «Ваш ребенок занимается с логопедом».
Долгосрочный проект, срок реализации которого один учебный год. Данный проект является в первую очередь средством коррекции и профилактики звукопроизношения. Соответствует и тесно перекликается с календарно-тематическим планированием. То есть в его составе присутствуют мероприятия, направленные и на другие стороны речи. Участники проекта: дети дошкольного возраста; учитель-логопед; воспитатели групп; родители (законные представители).
Задачи проекта:
1. выяснить причины для чего нужны логопедические занятия;
2. выяснить причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой;
3. повысить педагогическую грамотность педагогов и родителей (законных представителей) по данной теме, дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Проведен мастер – класс «Правила выполнения артикуляционной гимнастики».
4. познакомить детей с органами речи, их назначением;
- научить детей правильно выполнить артикуляционные упражнения, контролировать свои действия;
- развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность органов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо);
- формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение;
- познакомить родителей с методами и приемами автоматизации звуков, проведение семинаров – практикумов «Фонематический слух – основа правильной речи», «Дома не скучаем – звуки закрепляем».
- познакомить воспитателей с различными методами и приемами автоматизации звуков «Игровые приемы автоматизации звука в слогах», Картотека упражнений «Дыхательные упражнения в форме игры»
Были выпущены буклеты «Раз, два, три – слоги повтори!», «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять!», «Артикуляционная гимнастика», «Обогащение словаря в домашних условиях»
Проводились совместные занятия с родителями и педагогами «Трудный звук – ты наш друг», «Путешествие в страну Правильной речи»
Каковы же результаты проектного метода, реализуемого в рамках воспитательного, образовательного и коррекционного процесса?
Дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляют инициативу в общении, умеют задавать вопросы, делать умозаключения. Ребята любознательны, склонны наблюдать, экспериментировать; инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, способны выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности; активны, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Воспитанники обладают развитым воображением, которое реализуют в разных видах деятельности. Дети учатся подчиняться правилам и социальным нормам, способны к волевым усилиям.
С помощью проектной деятельности, создавая условия интегрированного воспитания и обучения в ДОО для детей с ТНР, мы убедились, что ребенок с особыми образовательными потребностями должен быть вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка. Интегрированный подход к воспитанию дает возможность ребенку с проблемами преодолеть трудности и стать в будущем равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции.
При этом важно создать эмоционально-комфортный климат и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"
Обострение проблемы взаимодействия дошкольников со сверстниками диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...
Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.
Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры....
План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...
Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет
Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр
В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....
Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"
Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...
Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством сказки
Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством сказки...