Дидактические игры и упражнения
методическая разработка по логопедии
Дидактические игры и упражнения для автоматизации и дифференциации звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_i_uprazhneniya.docx | 802.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Разумова Наталья Владимировна,
учитель-логопед 1 КК
МАДОУ «Детский сад 18»
«Дидактические игры и упражнения для автоматизации
и дифференциации звуков»
Образовательная область – речевое развитие.
Возрастная адресность – с четырех до семи лет.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков.
Задачи:
- закреплять навык правильного звукопроизношения;
- закреплять умение определять место звука в слове;
- совершенствовать навык звукового анализа;
- развивать фонематический слух;
- развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие;
- развивать мелкую моторику.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. Поставить, автоматизировать и ввести звуки в речь – вот одна из главных задач учителя-логопеда. А поскольку произносительная сторона речи тесно связана с фонематическим восприятием, нужно развивать фонематический слух и учить детей дифференцировать звуки.
Процесс коррекции звуков всегда очень длительный, один и тот же материал быстро надоедает ребенку, следовательно, чтобы заинтересовать, привлечь внимание детей, использую интересные игры и упражнения для автоматизации и дифференциации звуков в речи.
Основной материал-это карточки с изображением символов звуков.
«С»- снежинка, «З» - комар, «Ш» - змея, «Ж» - пчела, «Л» - лодка, «Р» - машинка.
Я использую игры и упражнения на занятиях в зависимости от этапа работы над звуком.
Играть можно сидя за столом, или с использованием пособия «Фиолетовый лес».
Предлагаю несколько вариантов игр
«Снегопад»
Ход игры: ребенок прикрепляет снежинки, которые летят из облака и четко произносит звук «с» (слог, слово).
«Накорми лягушку»
Ход игры: ребенок берет комарика, перемещает его до лягушки (комарик летит и звенит) и четко произносит звук «з» (слог, слово).
«Дорога»
Ход игры: педагог называет разные звуки (слоги, слова), а ребенок прикрепляет машинку, когда услышит звук «р», после окончания игры ребенок считает, сколько машин едет по дороге.
«Винни-Пух и пчелы»
Ход игры: педагог предлагает ребенку помочь Винни-Пуху отогнать пчел, ребенок из предложенных предметных картинок находит те, в названии которых есть звук «ж», называет картинку и убирает пчелу.
«Лягушка и цветок»
Ход игры: ребенок берет картинку и называет первый (последний) звук в слове, если звук «з» берет комара и кладет его около лягушки, если «ж» - «пчелу» и кладет ее на цветок.
«Подарки»
Ход игры: ребенок бросает кубик с цифрами, и в соответствии с выпавшим числом выкладывает дорожку из лодочек, при этом ребенок должен придумать и назвать слово со звуком «л». Это подарки на день рождение Ослику (один герой может дарить подарки со звуком «л», а другой, со звуком «р», для этого необходимо выложить вторую дорожку из машинок).
«Откуда снежинка»
Ход игры: ребенок называет картинку (игрушку), и определяет место звука «с» в слове, при этом помещает снежинку под соответствующее облако (начало, середина, конец слова).
«Умная сова»
Ход игры: ребенок с закрытыми глазами берет из коробочки символ (снежинку, кораблик, змею…) придумывает слово, которое начинается со звука соответствующего символу («с», «л», «ш»…) и прикрепляет символ около Совы.
Для того чтобы задания не повторялись, использую различный дополнительный материал:
- кубик с цифрами (для определения количества символов в задании);
- разноцветные дорожки (для выкладывания символов);
- стрелки для направления выкладывания (горизонтально, вертикально, по кругу и т.п.);
- предметные картинки;
- игрушки;
- сказочных героев.
Вариантов упражнений очень много, все зависит от цели занятия, а также от Вашей фантазии.
Для того чтобы упражнение стало увлекательной игрой, необходимо придумать интересный сюжет и вовлечь в него ребенка.
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....
Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»
Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»Цель: Выполнение годовой задачи:определить эффективность воспитательно-образовательной работы ...
дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...
Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе
1. Беседа о цветах первоцветах2. Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3. Чтение стихов о цветах4....
Дидактические игры и упражнения, сюжетные игры, игровые ситуации в экологическом воспитании детей для средней, старшей и подготовительной к школе групп.
Игры, игровые ситуации, сюжетные игры для средней, старшей и подготовительной групп....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»
Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»...