КАРТА КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ И ЗАИКОПОДОБНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Евгения Павловна Роденко

КАРТА  КОМПЛЕКСНОГО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБСЛЕДОВАНИЯ

ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ  И  ЗАИКОПОДОБНЫМИ

РАССТРОЙСТВАМИ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТА  КОМПЛЕКСНОГО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБСЛЕДОВАНИЯ

ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ  И  ЗАИКОПОДОБНЫМИ

РАССТРОЙСТВАМИ

1. Сбор анамнеза

Фамилия, имя _______________________________________________

Год рождения _______________________________________________

Сведения о семье

Мать (ФИО, образование, место работы) ________________________

__________________________________________________________

Отец (ФИО, образование, место работы)________________________

Возраст матери во время беременности _________________________

Какая по счету беременность__________________________________

Как протекала беременность__________________________________

Как протекали роды_________________________________________

Оценка состояния ребенка по шкале Апгар ______________________

Особенности при рождении___________________________________

Заболевания ребенка до 3 лет ________________________________

__________________________________________________________

Речевой анамнез

Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка_________________________________________________________

Время появления:

• гуления___________________________________________________

• лепета ____________________________________________________

•первых слов________________________________________________

• фразовой речи _____________________________________________

Необычный характер:

• первых слов________________________________________________

• первых фраз _______________________________________________

Особенности темпа речи ______________________________________

Возраст появления первых признаков заикания и их

выраженность ______________________________________________

Предполагаемая причина заикания_____________________________

Реакция ребенка на первые признаки заикания __________________

__________________________________________________________

Особенности реакции окружающих на первые признаки заикания

___________________________________________________________

Оказывалась ли ранее специализированная помощь_______________

___________________________________________________________

Какое образовательное учреждение посещает ____________________

___________________________________________________________

Заключение психоневролога ________________________________

Заключение отоларинголога ________________________________

Заключение окулиста_______________________________________

2. Личностные особенности

Работоспособность ________________________________________

Агрессивность____________________________________________

Сила эмоций, острота эмоциональных переживаний____________

Переключаемость с одного вида деятельности на другой ________

_________________________________________________________

Нерешительность, колебания при принятии решений ___________

_________________________________________________________

Тревожность _____________________________________________

Обидчивость, ранимость____________________________________

Демонстративность действий _______________________________

Упрямство________________________________________________

3. Обследование особенностей физического и нервно-психического развития заикающихся детей (учитываются: сила движений, точность движений, темп движений, координация движений, переключение от одного движения к другому)

Проносит  3 м стакан с водой.

Проходит по полосе длиной 3 м.

Подпрыгивает на 20 см в длину и на 5 см в высоту.

Поднимается по лестнице без опоры.

Шагает, размахивая в такт руками.

Удерживает равновесие на каждой ноге (2-3с.)

Подпрыгивает на одной ноге.

Делает 5 прыжков подряд на двух ногах.

Спускается по лестнице с переменой ног.

По сигналу переходит с бега на ходьбу.

Мяч бросает вверх, после удара об пол, ловит.

На бегу подбрасывает и ловит мяч.

Ручная моторика

Открывает спичечный коробок.

Разворачивает  конфету.

Рисует  круг.

Моет и вытирает  руки.

Откручивает  болт.

Поворачивает ключ в замке.

Застегивает  и расстегивает пуговицы.

Режет  ножницами.

Выполняет  шнуровки.

Обследование произвольной деятельности

Символический  праксис

Поднимает  брови.

Хмурит  брови.

Прищуривает  глаза.

Имитирует  поцелуй.

Регуляторный  праксис

Устанавливает  связь между сигналами и действиями:

    тихие удары – ходьба на носочках

    громче – на ступне

    громко – пробежка

    нет ударов – остановка

Эхопраксия

Выполняет  самостоятельно

Кинестетический праксис (мануальный)

Задания предлагаются в следующем порядке:

а) правая, левая рука, билатерально

не нарушен,

диффузность движений,

беспорядочный перебор пальцев,

ошибки расположении руки в пространстве,

зеркальность,

 трудности переключения, персеверации,

 игнорирование пальцев левой руки, не выполняет;

б) перенос позы с одной руки на другую (не нарушен, нарушен).

Динамический праксис (мануальный)

Воспроизведение ритмических структур (! ! !!, !! !!, ! !!!).

Воспроизвеление ритмических структур (!!! !!, ! !!! !, ! ! !!!, ! !! !!, !! !!!).

Проба «Кулак – кольцо»

Проба на смену 3 положений кисти «Кулак– ребро – ладонь»

 (правая – левая).

не нарушен

правая, левая рука, билатерально

увеличение латентного периода

 отрывистость движений

 отсутствие плавности при переключении

 персеверации

 антиципации

 контаминация

 нарушение двигательных навыков в письме

 нарушение пространственного направления

 истощаемость

 уподобление.

Реципрокная координация

не нарушена

нарушена:

замедление темпа выполения

 сбои при убыстрении

 поочередное/симметричное выполнение

 отставание одной руки

 дезавтоматизация.

Конструктивный праксис

а)  Складывает  пирамиду из  6-12 частей.

Выполняет  сложные доски  Сегена.

Складывает  разрезанные фигуры из 6-8 частей.

Складывает  фигуры из палочек (4-6) (по образцу, по памяти).

Складывает   фигуры, разрезанные на 6-12 частей.

Выполняет  самостоятельно

выполняет по образцу

нарушения:

топологические ошибки

метрические  ошибки

проекционные  ошибки

не воспроизводит существенных деталей

излишне  детализирует

испытывает трудности переключения

 пересеверации

б) копирование

 не нарушено

выполняет по образцу

нарушено:

топологические ошибки

метрические  ошибки

проекционные  ошибки

не воспроизводит существенных деталей

излишне  детализирует

испытывает трудности переключения

 пересеверации

в) поворот на 180

выполняет

выполняет по образцу

нарушения:

топологические ошибки

метрические  ошибки

проекционные  ошибки

г) самостоятельный рисунок

выполняет

выполняет по образцу

нарушения:

топологические ошибки

метрические  ошибки

проекционные  ошибки

не воспроизводит существенных деталей

излишне  детализирует

испытывает трудности переключения

 пересеверации

Пространственный праксис

пробы Хеда - одноручные с перекрестом

(по показу, по инструкции);

показывает правую и левую руки у соседа;

пробы Хеда. - двуручные и перекрестные

(по показу, по инструкции).

 

не нарушен

нарушен:

пространственный поиск

зеркальность

 пространственные искажения

 импульсивность

 путает заданную плоскость

 соматотопические ошибки

 трудности право-левых перешифровок

 опора на речь помогает/не помогает

 импульсивность;

четко различает свои правую и левую руки;

Обследование процессов восприятия

Зрительное восприятие

Различает 5 разных картинок.

Различает 5 геометрических форм.

Различает и называет предметы круглые и с углами.

Находит 3 спрятанных предмета.

Возможно полное исследование зрительного предметного гнозиса.

Зрительный предметный гнозис (узнавание):

а) реальных предметов

не нарушено

 нарушение узнавания

 нарушение называния

 зеркальность

 фрагментарность

 инактивность;

б) простых изображений

не нарушено

 нарушение узнавания

 нарушение называния

 зеркальность

 фрагментарность

 инактивность;

в) контурных изображений

 не нарушено

 нарушение узнавания

 нарушение называния

 зеркальность

 фрагментарность

 инактивность;

г) перечеркнутых

не нарушено

 нарушение узнавания

 нарушение называния

 зеркальность

 фрагментарность

 инактивность;

д) фрагментарных

не нарушено

 нарушение узнавания

 нарушение называния

 зеркальность

 фрагментарность

 инактивность;

е) наложенных

не нарушено

 нарушение узнавания

 нарушение называния

 зеркальность

 фрагментарность

 инактивность;

ж) с недостающими деталями

не нарушено

 нарушение узнавания

 нарушение называния

 зеркальность

 фрагментарность

 инактивность;

з) выделение фигуры из фона

не нарушено

 нарушение узнавания

 нарушение называния

 зеркальность

 фрагментарность

 инактивность.

Пальцевой гнозис

Называет пальцы на левой и правой руке.

Не называет пальцы на левой и правой руке.

Выполняет тест на исследование пальцевой чувствительности с закрытыми  глазами.

Не выполняет тест на исследование пальцевой чувствительности с закрытыми  глазами.

Лицевой гнозис

 не нарушен

 нарушен:

 не может определить пол

 не можкопределить возраст персонажей на картинке

 не различает индивидуальные особенности лица.

Симультанный гнозис

не нарушен

нарушение симультанного синтеза, фрагментарность

Зрительно-пространственное восприятие

Различает 3 длины.

Ориентируется на улице.

Различает «право/лево» и показывает направление.

Проводит линию, соединяющую 2 точки.

Составляет разрезанную картинку из 2-х элементов.

Зрительный пространственный гнозис  не нарушен.

 Нарушены  ориентировки :

 в пространственных признаках изображения

 в системе координат «верх-низ»

 в системе координат «право-лево»

 увеличен латентный период

 наблюдается импульсивность ответов.

Символический гнозис (буквенный, цифровой)

не нарушен

нарушение:

 узнавания, называния букв и цифр

смешение букв сходных по начертанию

затруднения в подборе одинаковых букв

затруднения в подборе разного шрифта.

Слуховое восприятие

Неречевой слуховой гнозис

  1. Слуховой предметный:

 не нарушен

 нарушен,

 увеличен латентный период

  1. Восприятие ритмов

не нарушено

нарушение оценки и воспроизведения ритмов

 отсчет ритмической структуры улучшает/не улучшает выполнение пробы

сужение объема восприятия

а) оценка ритмов 

 не нарушена

 не может определить количество ударов

 не может сравнить 2 серии ударов

б) воспроизведение ритмов 

по инструкции

не нарушено

не улавливает структуру ритмов

персеверации

теряет структуру ритмов

по слуховому образцу

не нарушено

персеверации

теряет структуру ритмов

3. Восприятие мелодий

не нарушено

 нарушено

Цветовой гнозис

 не нарушен

 нарушено узнавание

 нарушено называние

 испытывает  затруднения в подборе оттенков

Различает, соотносит, называет основные цвета.

Указывает на предметы красного, желтого, зеленого, синего цветов.

Подбирает черно-белые предметные изображения к цветовому фону.

          Указывает на предметы черного и белого цветов.

          Подбирает черно-белые предметные изображения к цветовому фону.

          Указывает на предметы коричневого, розового, голубого, оранжевого,

          сиреневого цветов.

          Подбирает черно-белые предметные изображения к цветовому фону.

     

Соматосенсорный гнозис

1. Соматогнозис

нарушение право-левой ориентировки

игнорирование левой части тела

искаженное восприятие частей собственного тела

нарушение «схемы тела»

  1. Стереогноз

правая, левая рука

 нарушение узнавания

 нарушение называния

 инактивность ощупывания

 игнорирование правой, левой стороны при тактильном восприятии)

Исследование внимания

а) концентрация (сильная; слабая)

б) распределение (достаточное, недостаточное)

в) переключение (быстрое, медленное, персеверации)

г) отвлекаемость (сильная, слабая, отсутствует)

д) включение в деятельность (быстрое, медленное, не включается)

Исследование памяти

1. Память на текущие события (не нарушена, нарушена)

2. Память на упроченные знания (не нарушена, нарушена)

3. Модально-специфические формы памяти.

А) Слухо-речевая память

 объем

полный

 сужен: не удерживает серию из 3-элементов

 не может воспроизвести 5 слов

 потеря фрагментов текста при воспроизведении

 

прочность следов 

не нарушена

нарушение: тормозимость, инертность речевых следов

избирательность запоминания

соскальзывание на побочные ассоциации

лишние слова

 удержание порядка элементов 

 не нарушено

 нарушено:

 перестановка слов персеверации

 истощаемость при заучивании 10 слов

Б) Зрительная память

 объем 

полный

 сужен:

 не может воспроизвести заданный объем стимулов;

 прочность следов

не нарушена

 нарушена: тормозимость, инертность зрительных стереотипов;

 избирательность 

не нарушена

 нарушена

 лишние стимулы;

 удержание порядка элементов 

 не нарушено

 нарушено: путает порядок элементов

 персеверации элементов;

 оптико-пространственные ошибки 

неправильное воспроизведение пространственной

конфигурации стимула

нарушение взаимоотношений элементов между собой.

Мышление

Узнает часть целого.

1. Решение задач (не нарушено, забывает условия задачи, забывает, заменяет числа, затруднения в простых счетных операциях, не понимает и не усваивает способ решения задачи, импульсивность, невозможность составить программу решения).

2. Интерпретация пословиц, метафор  (понимает, конкретная, увеличение латентного периода, импульсивность, инертность, фрагментарность, не понимает).

3. Понимание смысла рассказа (не нарушено, увеличение латентного периода, импульсивность, фрагментарность, нарушение логической последовательности, не понимает).

4. Обобщение и классификация (по существенным признакам, по несущественным признакам: конкретно-ситуационное, наглядное, функциональное, импульсивность, аспонтинность, инертность, снижение процессов обобщения, затруднения при нахождении обобщающего понятия при правильном обобщении).

5. Восприятие и интерпретация сюжетных картинок (не нарушено, увеличение латентного периода, импульсивность, нарушение восприятия, фрагментарность, нарушение логической последовательности в серии сюжетных картинок).

Импрессивная речь

1. Понимание:

а) внеситуативных вопросов (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность, конфабуляции);

б) ситуативных вопросов (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность, конфабуляции);

в) простых инструкций (не нарушено, нарушено, трудности включения, инертность).

2. Понимание слов

а) предметы и серии предметов (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова, не дифференцирует парные фонемы);

б) предметные изображения и серии изображений (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/ фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова, не дифференцирует парные фонемы);

в) части тела и серии частей тела (не нарушено, нарушения легкие, средние, грубые, увеличение латентного периода, замены семантически/фонетически близких слов, нарушение порядка стимулов внутри группы, сужение объема восприятия: легкое, среднее, грубое, пропуски, персеверации, не может показать называемый объект, явления отчуждения смысла слова).

Сформированность представлений

Пространственные представления:

а) ориентировка в сторонах собственного тела (не нарушена, путает право-лево),

б) различение понятий:

высоко-низко (в деятельности, в речи: нарушено, не нарушено);

справа-слева (в деятельности, в речи: нарушено, не нарушено);

далеко-близко (в деятельности, в речи: нарушено, не нарушено);

впереди-сзади (в деятельности, в речи: нарушено, не нарушено).

Временные представления:

а) зима, весна, лето, осень (с 3 лет): сформировано, частично, не сформировано;

б) день, ночь, утро, вечер (с 4 лет): сформировано, частично, не сформировано;

в) вчера, сегодня, завтра (с 5 лет): сформировано, частично, не сформировано;

г)минута, час, день, сутки, давно, скоро (с 6 лет): сформировано, частично, не сформировано.

Математические представления:

а) один, много, мало, прямой счет до 3 (с 4 лет): сформировано, частично, не сформировано;

б) прямой счет до 5, пересчет предметов, больше, меньше, поровну (с 5 лет): сформировано, частично, не сформировано;

в) количественный состав числа (в пределах 10) (с 6 лет): сформировано, частично, не сформировано.

3. Фонематический анализ и синтез

а) определение количества звуков в слове (не нарушено, нарушено с возможностью самокоррекции/не коррегирует, увеличен латентный период);

б) определение первого и последнего звука в слове (не нарушено, нарушено с возможностью самокоррекции/не коррегирует, увеличен латентный период);

в) определение последовательности звуков в слове (не нарушено, пропуски, персеверации, нарушено с возможностью самокоррекции/не коррегирует, увеличен латентный период);

г) фонематический анализ (не нарушено, пропуски, персеверации, нарушено с возможностью самокоррекции/не коррегирует, увеличен латентный период).

Исследование фонематических процессов

а) фонематический анализ:

– дифференциация слов по месту ударения (не нарушена, нарушена);

– дифференциация слов по количеству слогов (не нарушена, нарушена);

– выделение фонем на фоне слова: гл. под удар, в начале слова (не нарушено, нарушено); согл. в нач. слова (не нарушено, нарушено); согл. из кон. слов (не нарушено, нарушено); глас, из серед, слов (не нарушено, нарушено); согл. из серед, слов (не нарушено, нарушено);

– выделение фонем из слов: начало (не нарушено, нарушено), конец (не нарушено, нарушено);

– определение места звука в слове: начало (не нарушено, нарушено), середина (не нарушено, нарушено), конец (не нарушено, нарушено);

– определение последовательности звуков в слове (не нарушено, нарушено);

– определение положения звука по отношению к другому (не нарушено, нарушено);

– количественный анализ (не нарушен, нарушен).

б) фонематический синтез: слоговой (не нарушен, нарушен); звуковой (не нарушен, нарушен);

в) фонематические представления:

– придумывание слов: на данный звук (не нарушены, нарушены: уподобление, искажение, фонетические ошибки); на данный слог (не нарушены, нарушены: уподобление, искажение, фонетические ошибки);

– подбор картинок на данный звук (не нарушены, нарушены: уподобление, искажение, фонетические ошибки);

г) слухопроизносительная дифференциация:

– слуховая дифференциация: отдельных звуков (не нарушена, нарушена, каких ________); звуковых рядов (не нарушена, нарушена);

– произносительная дифференциация: отдельных звуков (не нарушена, нарушена, каких ______________), звуковых рядов (не нарушена, нарушена), ряд слогов СГ (не нарушена, замены, персеверации, перестановки, оглушение, озвончение);

д) дифференциация слов, отличающихся парами фонем:

– по твердости-мягкости (не нарушена, нарушена: по признаку мягкости ________, твердости ________);

– по глухости – звонкости (не нарушена, нарушена: оглушение ________, озвончение _________);

– свистящие – шипящие (не нарушена, нарушена ____________);

– сонорные (не нарушена, нарушена________________).

4. Понимание логико-грамматических конструкций:

а) флективных (не нарушено, нарушено, неуверенность, возможна самокоррекция/не коррегирует, увеличен латентный период);

б) предложных (не нарушено, нарушения семантически близких/далеких предлогов, увеличен латентный период);

в) сравнительных (не нарушено, нарушено, увеличен латентный период, возможна самокоррекция/ не коррегирует);

г) понимание конструкций родительного падежа (не нарушено, нарушен, увеличен латентный период, возможна самокоррекция/ не коррегирует);

д) понимание инвертированных конструкций (не нарушено, нарушено, увеличен латентный период, возможна самокоррекция/ не коррегирует).

Экспрессивная речь

Использует местоимения «я», «ты», «мое», «твое».

Использует множественное число.

Называет вид деятельности по картинке.

Называет 5 видов животных.

Рассказывает спонтанно о событии.

Использует прошедшее время.

Звуки и комбинации звуков [х], [нг], [нт], [шп], [фр].

Объясняет смысл (правила) игры.

Повторяет короткий рассказ.

Употребляет придаточные предложения.

Спрашивает «кто?», «где?», «когда?», «куда?», «почему?».

Использует антонимы.

1. Самостоятельная речь

а) спонтанная (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, нарушение просодики, нарушение плавности, скандированность), неразвернутость, бедность, аграмматизмы, какие _____________, речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазии (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования), поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены);

б) диалогическая (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, нарушение просодики, нарушение плавности (скандированность), неразвернутость, бедность, аграмматизмы, какие ______________, речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазии (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования), поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении, слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены);

в) автоматизированная (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, возможна самокоррекция/не коррегирует, нет плавности, инертность, персеверации, невозмохность выполнения);

г) дезавтоматизированная (не нарушена, нарушения: легкие, средние, грубые, возможна самокоррекция/не коррегирует, нет плавности, инертность, персеверации, невозможность выполнения); 

д) составление рассказа по сюжетным картинкам (составляет, не понимает сюжета, соскальзывание на побочные ассоциации, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, какие _______________, параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность, неразвернутость, бедность, речевая аспонтанность, наличие литеральной, вербальной парафазии (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования) поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные заменыне составляет);

е) составление рассказа по пейзажной картинке (составляет, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, какие _____________, параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность, неразвернутость, бедность, речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазии (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования) поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении, слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены, не составляет);

ж) составление рассказа по заданной теме (составляет, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, какие _______________, параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность, неразвернутость, бедность, речевая аспонтанность, наличие литеральных, вербальных парафазии (по звуковому, по семантическому сходству), замены звуков (по фонологическим оппозициям, по месту и способу образования) поиск артикуляции, персеверации, контаминации, антиципации при произнесении, слогов, слов, фраз, трудности переключения, «застревания», морфемные замены, не составляет).

2. Повторение

а) изолированных гласных звуков (не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие ______________, пропуски, персеверации, не повторяет);

б) изолированных согласных звуков(не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие _____________, пропуски, персеверации, контаминации, не повторяет);

в) слогов (не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие _____________, пропуски, персеверации, контаминации, не повторяет);

г) серий звуков (не нарушено, пропуски, перестановки, увеличение латентного периода, искажения, какие ___________________, персеверации, не повторяет);

д) серий слогов (не нарушено, увеличение латентного периода, искажения, какие ___________________, пропуски, перестановки, персеверации, не повторяет);

е) слов с оппозиционными фонемами (не нарушено, искажения, какие ________, замены по семантическому/фонетическому сходству, перестановки, персеверации, не повторяет);

ж) повторение простых слов (не нарушено, искажения, какие _________, замены звуков, пропуски, перестановки, замены по семантическому/фонетическому сходству, не повторяет);

з) сложных и бессмысленных слов (не нарушено, искажения, какие _______, замены звуков, пропуски, перестановки звуков/слогов внутри слов, не повторяет);

и) повторение предложений простых (не нарушено, искажения звуковой структуры, перестановки слов, не повторяет), сложных (не нарушено, искажение звуковой структуры, перестановки слов, нарушение грамматической структуры, не повторяет).

3. Называние

а) реальных предметов (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск номинаций, парафазии: вербальные, литеральные, описание по функции, персеверации);

б) изображений предметов (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск номинаций, парафазии: вербальные, литеральные, описание по функции, персеверации);

в) частей тела (не нарушено, соматогнозии, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск номинаций, парафазии: вербальные, литеральные, описание по функции, персеверации);

г) действий (по рисунку) (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск слова, парафазии: вербальные, литеральные, персеверации);

д) качеств (по рисунку) (не нарушено, нарушено называние, узнавание, латентный период увеличен, поиск слова, парафазии: вербальные, литеральные, персеверации).

4. Составление фразы

а) по картинке (не нарушено, пропуски, замены предлогов, аграмматизмы:

какие _____, лексические нарушения, замены морфемные/семантические/фонетические);

б) с заданным словом (не нарушено, пропуски, замены предлогов, аграмматизмы, какие ________________________, лексические нарушения, замены морфемные/семантические/фонетические, лексические нарушения).

5. Пересказ рассказа  не нарушен, пропуски, замены предлогов, аграмматизмы, какие __________: грубые, негрубые, морфемные замены, парафазии: литеральные, вербальные, по сходству: звуковому, семантическому, нарушение последовательности в передаче сюжета, смысловая неточность/неадекватность).

Исследование  словарного  состава языка

а) понимание слов:

– существительных: частотных __________, малочастотных __________;

– местоимений: личных __________, притяжательных __________;

– глаголов: выполнение движений по инструкции (выполняет, не выполняет), показ действий на картинке (не нарушен, нарушен __________);

– прилагательных: отдельные признаки, пары признаков – антонимов (не нарушено, нарушено __________);

б) использование слов:

– звукоподражания: повторение __________, называет по картинке __________;

– местоимения: личные __________, притяжательные __________;

– существительные (по возрасту, неправильная форма __________, глагол, прилагательное, не использует);

– прилагательные (по возрасту, неправильная форма __________, глагол, существительное, не использует);

– глаголы (по возрасту, неправильная форма __________, существительное, прилагательное, не использует);

IV. Исследование грамматической системы

а) грамматические признаки в словосочетаниях:

– существительные: склонение (понимает, не понимает, использует, не использует, какие____________________), предложно-падежные конструкции (понимает, не понимает, использует, не использует, какие ____________________), согласование: с прилагательным (понимает, не понимает, использует, не использует, какие ____________________), с притяжат. местоимением (понимает, не понимает, использует, не использует, какие ____________________), с числительным (понимает, не понимает, использует, не использует, какие ____________________),

глаголы: лицо, число (понимает, не понимает, использует, не использует, какие ____________________), род (понимает, не понимает, использует, не использует, какие ____________________);

б) предложение

простое предложение (понимает, не понимает, использует, не использует, какие ____________________), сложное предложение (понимает, не понимает, использует, не использует, какие ____________________),

инструкции: простые (понимает, не понимает) сложные (понимает, не понимает);

в) текст:

понимание: соотнесение текста с картинкой (норма, не соотносит, характер ошибок ____________________), на вопросы по тексту (отвечает, не отвечает, характер ошибок ____________________);

использование: пересказ (норма, нарушен, характер ошибок ____________________, не пересказывает), рассказ по картинке (норма, нарушения, какие ____________________, не составляет). Рассказ по серии картинок (норма, нарушения, какие ____________________, не составляет).

Характер аграмматизмов (отсутствие лексических трудностей, поиск слова, близкая замена, далекая замена, неадекватная замена, смысловые ошибки).

V. Состояние фразовой речи (без особенностей, нарушение порядка слов, пропуски членов предложения, аграмматизмы: грубые, негрубые, параграмматизмы, упрощение структуры фразы, смысловая неточность, смысловая неадекватность).

VI. Особенности словообразования и словоизменения (без особенностей, не используемая в данном контексте форма, неправильная форма слова, отказ).

Исследование письма

1. Автоматизированное письмо (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).

2. Списывание (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).

3. Письмо букв под диктовку (не нарушено, искажения по графо-моторному сходству, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, замены гласных/согласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).

4. Письмо слогов под диктовку (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, пропуск, замены гласных/согласных букв, микро/макрография, дизметрия буква, невозможность произвольного письма, невозможность письма нарушено).

5. Письмо под диктовку слов (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).

6. Письмо под диктовку фраз и текста (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность письма).

7. Самостоятельное письмо (не нарушено, пропуски букв, смешение букв по фонологическим оппозициям, замена по артикуляционному типу, перестановка букв в сочетаниях, нарушение порядка букв, слогов, слов, искажение структуры буквы по пространственному типу, зеркальность, упрощение, усложнение структуры буквы, персеверации букв, слогов, слов, пропуск, замены гласных букв, микро/макрография, дизметрия букв, невозможность произвольного письма, невозможность письма).

8. Темп письма  (низкий, средний, высокий)

Исследование чтения

1. Чтение (узнавание) букв в наборе, выполненном разными шрифтами (не нарушено, замены, какие ____________________, персеверации, не читает).

2. Чтение букв  вслух (не нарушено, нарушено).

3. Чтение слогов и псевдослов (не нарушено, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, персеверации букв, слогов, угадывающее чтение, не читает).

4. Чтение слов (не нарушено, нарушения просодики, паралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, персеверации букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает).

5. Чтение предложений (не нарушено, нарушения просодики, паралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, персеверации букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает).

7. Подкладывание подписей под сюжетные картинки (не нарушено, путает, не читает).

8. Чтение рассказов (не нарушено, нарушения просодики, паралексии, неправильно называет буквы, зеркальное чтение, пропуски букв, слогов, слов, персеверации букв, слогов, слов, угадывающее чтение, не держит строчку; понимание: полное, неточное, фрагментарное, не понимает).

Исследование процесса счета

1. Запись чисел (не нарушена, зеркальность, пропуск элементов, персеверации, искажения по пространственному типу, пропуски разрядов).

2. Чтение чисел (не нарушено, пропуски разрядов, зеркальность, персеверации, инертность, не опознает).

3. Счетные операции (не нарушены, нарушения в простых счетных операциях, при переходе через десяток, пространственные ошибки, трудности переключения, застревания на ошибках, инертность).

4. Серийный отсчет (не нарушен, увеличение латентного периода, персеверации, забывание промежуточного результата, инертность, дезавтоматизированность, невозможен).

Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата

а) губы (норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др. __________);

б) зубы (норма, комплектация: полная, отсутствие ______, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др.________);

в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест);

г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/вправо);

д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная);

е) твердое небо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

ж) мягкое небо (норма, укороченное, провисание: справа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена).

Параметры движения (губ, щек, языка):

а) объем движений: в полном объеме, ограничен;

б) точность выполнения: сохранна, нарушена;

в) тонус без особенностей, повышен, снижен;

г) темп движений: нормальный, медленный быстрый;

д) переключаемость движений: нормальная, замедленная, персеверации, замена движений;

е) тремор: усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение.

5. Состояние звукопроизношения

Характер проявления:

а) изолированные нарушения

б) нарушения в слогах

в) нарушения в словах

г) нарушения во фразах

6. Исследование динамических характеристик речи

Особенности голоса (норма, высокий, низкий, глухой, дрожащий, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония);

Особенности дыхания (без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное);

 Речевой выдох (достаточный, укороченный, речь на вдох);

 Темп, ритм речи (норма, замедленный, ускоренный, дизритмия, заикание).

7. Форма проявления заикания в инициальный период

а) повторение звуков, слогов

б) удлинение звуков

в) обрыв слов

г) трудности начала слова, фразы

д) вставки слов (эмболофразия)

Характеристика судорог

клонические

тонические

клоно-тонические

тоно-клонические

Судороги дыхательного аппарата

инспираторные

экспираторные

респираторные

Судороги голосового аппарата

смыкательная

вокальная

дрожащий, толчкообразный, гортанный спазм

Артикуляторные судороги

лицевые

смыкательная губ

верхнегубная

нижнегубная

угловая губ

«зияющая» (судорожное раскрытие ротовой полости)

сложная лицевая

Язычные судороги

судорожный подъем кончика языка

судорожный подъем корня языка

"изгоняющая" судорога языка

подъязычная

Уловки

Сопутствующие движения

Судороги вне речи

Страх речи

отсутствуют

незначительны

выраженный

Степень выраженности заикания в различных речевых формах

• спонтанная речь______________________________________

• сопряженная речь (Скажи вместе со мной!) ________________

• отраженная речь   (Скажи вслед  за мной!)________________

• чтение ______________________________________________

• пересказ ____________________________________________

• шепотная речь_______________________________________

• ритмизированная речь ________________________________

• стихотворная речь____________________________________

• пение ______________________________________________

( степень выраженности заикания определяется как легкая, умеренная,

высокая)

Эмболофразия* ________________________________________

Уловки (двигательные, психологические, речевые)_________

Сопутствующие движения** _____________________________

Страх речи (логофобия)______________________________________

( Степень выраженности заикания определяется как легкая, умеренная,

высокая)

Заключение (образец): Заикание, тоно-клонического типа (вариант: клоно-тонического типа), дыхательно-голосо-артикуляционной формы, выраженное в ...

 ( легкой, умеренной, высокой)  степени.  

_____________________________________________________



Предварительный просмотр:

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ

ШЕВЦОВА Е.Е.

Аннотация. Заикание  - один из самых тяжелых недугов, еще не побеждено. Как у дракона «о многих головах», у него вдруг отрастают, казалось бы, навсегда отрубленные головы. Вопрос, почему это так, и как сделать, чтобы избежать этого, занимает умы исследователей и практических специалистов, имеющих отношение к заиканию. Задача не из легких, а решить ее необходимо.

Ключевые слова: заикание, логоневроз, патологическая фиксация на речевом дефекте, страх речевого общения

Недавно знакомая привела ко мне своего четырехлетнего сына и, с трудом сдерживая слезы, сообщила, что малыш начал заикаться. Ребенок стоял рядом, испуганно смотрел на мать, сознавая, что произошло что-то ужасное, и не мог произнести ни слова...

Как часто специалистам приходится быть свидетелями таких сцен. Молодые родители, заметив запинку малыша, впадают в отчаяние, превращают это в настоящую трагедию. Тем самым они преждевременно привлекают внимание ребенка к речевому нарушению, что, в свою очередь, не только усугубляет заикание, но и способствует невротическому развитию личности.

К сожалению, иногда приходится сталкиваться и с другой крайностью, когда родители с полным безразличием относятся к появлению заикания у детей.

Заикание - одно из самых распространенных расстройств детской речи. На планете заикается каждый пятидесятый ребенок. Чаще всего заикание возникает в возрасте 3 - 5-ти лет, когда малыш начинает усваивать слова сложной слоговой структуры, расширяется словарный запас, совершенствуется фразовая речь. На фоне имеющегося органического заболевания центральной нервной системы, инфекционного заболевания, психической травмы (испуг), эмоционального стресса, наследственной предрасположенности нарушается согласованная работа органов дыхания, голосоведения и органов речевого аппарата. Феномен заикания состоит в том, что вне речи судорог, как правило, не наблюдается.

Заикание проявляется по-разному. На начальном этапе это может быть судорожный вдох или прерывистый выдох, когда перед словом ребенок делает паузу. В некоторых случаях дети могут тянуть гласный в начале слова, или с трудом «выталкивать» первый звук или слог. Чаще встречается   многократное  повторение  первого слога или слова (ма - ма - ма - шина...).

В результате страдает темп речи, ритм и плавность. Но только на начальном этапе заикание  - это судорожное расстройство ритма и плавности речи. Если родители вовремя не обратили внимание на заикание и не приняли меры для его  преодоления – считают,  что оно пройдет само собой, - то уже к моменту поступления в школу заикающийся ребенок достаточно фиксирован на речи, появляется страх перед речевым общением.

Дальше – больше ....   В школе однокашники не скупятся на прозвища. Не всегда хватает такта и терпения учителям:  они до конца не выслушивают, просят отвечать письменно. В подростковом возрасте ребенок старается определить свое место в мире,  все больше внимания уделяет своей внешности, речи, оценке своих достоинств и недостатков со стороны сверстников. Он становится все более эмоциональным, чувствительным, впечатлительным, возрастает тревога перед речевыми ситуациями, так как они особенно значимы для него. Меняется мотивация общения, и у подростка формируется  патологическая фиксация  на своей речи. Именно в этот период заикание и переходит в следующую стадию - речевой невроз, или логоневроз, который усугубляется патологическим страхом речи. Любое  речевое общение, будь то ответ у доски, разговор по телефону, беседа с девушкой - травмируют подростка, что в свою очередь способствует школьной и социальной дезадаптации. Постепенно формируется чувство собственной неполноценности, раздражительности, вспыльчивости, неуверенности в себе, в своих возможностях. Появляющиеся психологические особенности закрепляются и часто перерастают в стойкие психические состояния и свойства личности. Вот почему так важно своевременно помочь ребенку и предотвратить развитие заболевания.

Если Вы заметили заикание у ребенка, необходимо обратиться к неврологу и логопеду по месту жительства. Одновременно родители должны организовать малышу щадящий режим, то есть ограничить до минимума речевое общение. На некоторое время перейти на общение с помощью жестов и рисунков, а также на шепотную речь и пение. Из жизни ребенка желательно по возможности исключить чрезмерные эмоциональные и физические нагрузки, например, занятия спортом, а особенно – профессиональным плаванием (у пловцов формируют ключично-грудной, короткий и резкий выдох). Следует ограничить просмотр телепередач, гаджеты, особенно в вечернее время, заменить их прослушиванием аудиодисков или просмотром диафильмов. Перед сном желательно читать тихим убаюкивающим голосом хорошо знакомые и любимые сказки. Родные и близкие должны как можно больше в этот период давать детям душевного тепла и ласки. Надо постараться исключить из жизни детей как сильные отрицательные, так и положительные эмоции, сделать так, чтобы один день жизни ребенка мало чем отличался от другого: в одно и то же время он должен гулять, есть, спать, играть и т.д. Желательно, чтобы его окружали только самые близкие люди. Необходимо ограничить общение даже со сверстниками.

После режима молчания (3-5 дней) можно осторожно перейти к использованию шепотной речи, представляя это как игру. Например, заболела любимая игрушка,  и все члены семьи поэтому говорят шепотом. Через несколько дней следует начать петь. Лучше, если в этот период с ребенком будет заниматься профессиональный преподаватель музыки, так как пение помогает организовать правильное речевое дыхание, а также снижает голосовые судороги. Желательно начинать занятия с различных распевок на гласных звуках ( с постепенным включением сонорных и носовых согласных – р-р’, м-м’, н-н’.

 В домашних условиях можно поставить “оперу” –  импровизацию, в которой участвуют все члены семьи.

Переход к привычной речевой деятельности должен  осуществляться постепенно.  Особое значение в этот период приобретает речь родителей, которая должны быть спокойной, четкой, звучной, хорошо интонированной, лаконичной. Полезно использовать сопряженную форму речи, когда ребенок говорит вместе: "Мы сегодня лепили снежную бабу!". Или отраженную форму речи, когда малыш повторяет за мамой: "Какой солнечный день сегодня!" Либо в вопросно-ответной форме, при этом ответ только в утвердительной форме: "Ты будешь играть, я буду играть". Одной из важнейших характеристик речи является речевой темп. Регулирование ритма речи -  ведущее направление большинства методов восстановления речи заикающихся. Замедленный темп улучшает ритм речи, а также позволяет контролировать речь, что, в свою очередь, способствует согласованной работе органов дыхания, голосоведения, речевой артикуляции, тем самым уменьшая число запинок. Для улучшения речевого самоконтроля и замедления темпа речи ребенку можно предложить поиграть в сказочного принца или волшебницу, которые говорят медленно, выразительно, сказочным загадочным голосом. Добиться этого ребенку поможет речь с дирижированием на каждый гласный звук.

Большую помощь заикающемуся ребенку окажут упражнения на согласование речи с движением на каждый слог, то есть чтение стихов на послоговом ритме синхронно с движениями рук, ног, пальцев рук, на шаг, с хлопками и т.д. Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А.Барто, каждый слог отхлопывая поочередно ладошками по коленям:

У- РО- НИ- ЛИ- МИ- ШКУ- НА- ПОЛ.

О-Т0Р-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ. . .

Или шагает на месте, скандируя:

НЕТ, НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ.

Или, дирижируя:

И-ДЕТ-ЕЫ-ЧОК,-КА-ЧА-ЕТ-СЯ, ВЗДЫ-ХА-ЕТ-НА-ХО-ДУ...

Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает эти стихи в детском театре на сцене перед большим залом и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.

Следствием заикания является мышечное напряжение. Родителям следует обучиться элементарным приемам по преодолению напряжения речевой мускулатуры у детей. Для этого можно

использовать расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры, благодаря которому повышается работоспособность, эластичность и сократительная способность  мышц речевой мускулатуры. У ребенка возникают субъективные положительные ощущения: улучшается эмоциональное состояние, уменьшается скованность, возникает чувство приятного тепла, сонливости. Поэтому артикуляционный массаж лучше проводить перед дневным или ночным сном, после вечерних водных процедур с морской солью, или травами (до 10 мин., температура воды примерно 36-37 градусов)

   Голова ребенка находится на коленях у мамы.  Руки мамы должны быть чистыми,  теплыми.  Чтобы не травмировать  нежную кожу малыша,  руки лучше обработать детским кремом.  Массаж можно npoдить  под тихую мелодичную музыку,  лучше фортепьянную. Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления шейной,  грудной мускулатуры,  мышц рук,  плечевого пояса,  а уже затем проводится расслаляющий массаж мышц лица.  Движения рук должны быть легкими, нежными,  скользящими,  успокаивающими и должны совпадать  с музыкальным сопровождением.

Поверхностное поглаживание -  мягкий,  щадящий прием. Ладони массажиста должны быть максимально расслаблены.  Этот  прием применяется для снижения повышенного тонуса мышц речевой мускулатуры,  снижает возбудимость нервной системы.

Глубокое поглаживание -  более интенсивный прием. Выполняется с  применением    давления на массируемую область.  Значительно усиливает кровообращение,  обменные и трофические процессы в тканях.

Прерывистая вибрация  или поколачивание -  оказывает дифференцированное воздействие на мышцы.  Слабое поколачивание повышает тонус мышц,  сильное поколачивание или "стаккато" снижает повышенный тонус  возбудимость.

Разминание -  улучшает кровообращение,  обменные процессы. Напомним,  что каждый массаж завершает поглаживание.

К сожалению,  легкого излечения от заикания не бывает.  Это серьезный лечебно-педагогический процесс.  Некоторые родитители надеются на "чудо",  поэтому часто обращаются за помощью, когда нарушение становится хроническим.   Иногда обращаются к недостаточно квалифицированным или не имеющим специальной подготовки лицам.

  Только  комплексный курс лечения,  требующий участия логопеда,  невропатолога,

физиотерапевта,  психолога,  логоритмиста после длительной кропотливой  работы  при активном участии родителей может дать  положительный результат.

В заключение  необходимо  дать  некоторые советы  (рекомендации)  молодым родителям,  как воспитать  спокойного,  уравновешенного ребенка.

-  Не готовьте малыша к предстоящим событиям.  Даже ожидание приятного события создает напряжение.

-  Постарайтесь удержать от речи ребенка,  когда он  плачет, особенно рыдает.  Всхлипывание  приводит  к  повторению слогов и слов,  а после плача малыш еще долго напряженно,  судорожно вдыхает,  поэтому необходимо сначала успокоить,  отвлечь,  чем-то заинтересовать.

-  Не надо ругать  ребенка,  если он чего-нибудь  боится,  например,  темноты,  собаки,  бабы Яги.  Не надо просить  его рассказывать об этом.  Надо дать понять,  что мама рядом и она сможет защитить.

-  Никогда не надо подгонять.  Если родители спешат,  то они должны накормить  и одеть малыша сами.

-  Если ребенок категорически отказывается спать днем,  то ни в коем случае не надо его заставлять.  Можно почитать  ему книжку, поставить аудиодиск.

-  Не заставляйте малыша читать  стихи при посторонних,  если он этого не любит.

- Избегайте ситуаций,  которые расстраивают.

-  Если  в семье появился младший ребенок и старший ревнует, постарайтесь относиться  к старшему,  как к маленькому:  баюкайте его,  кормите с ложки и т.д.

- Привлекайте детей к спокойным домашним делам.  Приучите настольным играм.

-  Успокаивают нервную систему игры с песком и водой.

Полезно петь  и танцевать  под музыку.

-  Старайтесь  не предъявлять слишком  высокие  требования ребенку.  Будьте терпеливы..

-  Следите за своей речью,  она должна стать образцом для вашего малыша.

Хорошая речь  -  это великое благо.  Благодаря ей Ваш ребенок станет уверенным в себе,  уравновешенным,  целеустремленным человеком,  сможет  по достоинству оценить  и себя,  и других,  будет заниматься в жизни любимым делом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к школе детей с гиперкинетическими расстройствами.

В СТАТЬЕ  КОРОТКО ОПИСЫВАЕТСЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРООБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ. ПРЕДСТАВЛЕНО ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ  ПОВЕДЕНИЯ ТАКИХ ДЕТЕЙ ,РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ  В СТРАНЕ И МИ...

Приемы снижения самоагрессии у детей с РАС (расстройство аутистического спектра)

     Ребенок с РАС  может в прямом смысле слова «нападать» как на себя,  так и на окружающих. Давайте рассмотрим, как он это делает, почему, и как это можно...

«Воспитание детей с речевыми расстройствами»

Воспитание детей с речевыми расстройствами...

Развитие сенсорных эталонов посредством бизиборда у детей с РАС (расстройствами аутистического спектра)

В данной разработке указано, какое значение имеет бизиборд для работы с детьми с РАС. Рассматривается пример изготовления бизиборда....

Дети с пограничным расстройством личности

Пограничное расстройство, является серьезным расстройством психического здоровья детей. Независимо от того, сколько лет ребенку, отношения с ним поддерживать довольно трудно. Это расстройство тру...

Развитие двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами

Развитие двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами - из опыта работы...