Развитие сенсорных эталонов посредством бизиборда у детей с РАС (расстройствами аутистического спектра)
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
В данной разработке указано, какое значение имеет бизиборд для работы с детьми с РАС. Рассматривается пример изготовления бизиборда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sensornyh_etalonov_posredstvom_biziborda_u_detey_s_ras.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие сенсорных эталонов посредством бизиборда у детей с РАС (расстройствами аутистического спектра)
Никитишина Н.А.
Любопытство детей не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. «Не трогай! Нельзя!» - как часто наши особые дети слышат это. Конечно, опасно – трогать розетку, баловаться дверным замком, хлопать дверью. А что если у особого ребенка будут свои взрослые «игрушки»?
И Мария Монтессори придумала особую доску. Однажды умной женщине, работающей с особенными детьми, пришла в голову идея разместить бытовые приспособления на специальном стенде. Сегодня такой стенд носит название «доска бизиборд», которая активно применяется в процессе обучения и воспитания ребенка с РАС.
У наших детей нарушены разные виды сенсорного восприятия, отсутствует речь, очень развито чувство страха перед окружающей действительностью, нарушена цепочка последовательных событий. Для наших детей характерно постоянство и следование четко заданному алгоритму. Любое нарушение алгоритма ведет к негативным последствиям. Использование такой доски просто необходимо.
Основные принципы обучения детей с РАС, сформулировал американский врач-нейрохирург Глен Доман (автор восстанавливающих и обучающих методик для детей с поражениями нервной системы).
Обучение должно проходить:
- Быстро
- Интересно
- Доступно
- Легко
- Многократно (до 25 раз в день).
Эти принципы обучения прекрасно воплощаются при использовании развивающей сенсорной доски.
Предметы быта и обихода – лучшие пособия для познания мира и действительности. Именно эти пособия и составляют в целом бизиборд.
Мы поместили все подручные бытовые приспособления на один стенд, где дети с удовольствием смогут изучать функциональность каждого предмета, при этом не подвергая себя бытовым опасностям и тренируя мелкую моторику рук.
Бизиборд – является отличным тренажером для мелкой моторики, способствует формированию речи. Мелкая моторика и развитие речи взаимосвязаны. Через выполнении мелких движений пальцами рук, происходит прямое влияние на мозг ребенка. При давлении на кончики пальцев сигнал идет прямо в кору головного мозга, эти сигналы активизируют еще неразвитые клетки головного мозга, отвечающие за речь ребенка.
Но на этом его преимущества вовсе не заканчиваются. Не менее полезным он станет для развития координации. Ведь не секрет, что для особого ребёнка попасть с первого раза ключом в замок или застегнуть молнию может оказаться трудной задачей. А тут – тренируйся, сколько хочешь.
Бизиборд способствует и пониманию бытовых причинно-следственных связей (алгоритма). К примеру, ребёнок начнёт замечать, что для того чтобы открыть дверцу, нужно сначала подобрать ключ к замку, вставить его в замок, повернуть ключ и только потом открыть дверцу. В дальнейшем, ребенку очень интересно будет узнать, кто или что прячется за этими дверцами. И таких больших открытий для наших детей может быть огромное количество.
Доска имеет много маленьких деталей, которые не просто можно щупать, но и совершать с ними определенные действия: щелкать выключателем, втыкать вилку в розетку, вдавливать кнопки, защелкивать щеколду и прочее. Все это тренирует маленькие пальчики, а еще – учит обращению с реальными аналогами этих предметов в быту.
Все мальчишки обожают что-то откручивать и прикручивать, собирать и разбирать. Для этого на доске приделаны мальчишеские детали: крупные гайки и болты разной конфигурации; шпингалеты, цепочки и дверные крючки; различные колеса, ролики; телефонные трубки; розетки, выключатели, встроены лампочки, которые включаются при вращении ручки.
Девочкам же интересны: красота, рукоделие, хозяйственные заботы. Им подойдут и розетки с вилками, и запорные механизмы. Еще для них мы прикрепили молнии, бегунки которых можно расстегнуть как слева направо, так и справа-налево. Небольшие счеты в виде пробок.
Создавая дизайн развивающей доски, мы старались внести полезность каждого элемента. В ней нет ни одной не нужной детали, каждая мелочь может заинтересовать ребенка. Время игры ребенка с нашей развивающей доской в среднем 30 минут в день. Все дети любят возиться с разными замочками и ключиками: открывают и закрывают их. Эта игра очень нравится нашим детям. Она учит ребенка усидчивости и самостоятельности, концентрированию внимания и оценке результата. Так же способствуют сенсорному развитию малыша - он ощупывает фактурный материал, учится определять форму и величину на ощупь, «на глаз», оттачивает разные захваты пальцами (щепоть, пинцет), развивает координацию «глаз - рука».
Бизиборд предназначен для формирования умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек. Многократно открывая и закрывая замочки, крутя диск (или нажимая на кнопки) телефона, ребенок каждый раз испытывает радость, когда ему удается справиться с механизмом. Работа с модулем совершенствует зрительно-моторную координацию, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка.
Для ребенка нет большей радости, чем играть предметами, которые взрослые запрещают ему трогать ради безопасности. Но с бизибордом сказать «можно» вместо бесконечных «нельзя» - это просто. Кроме того, такая игрушка развивает мелкую моторику, сенсорное восприятие, логику и воображение.
Литература:
1. Детский аутизм: Хрестоматия [Текст] / Л.М. Шипицына. - СПб.: Дидактика плюс, 2001. - 368 с.
2. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому [Текст] /М. Монтессори. – М.: АСТ. – 2014. – 256с.
3. Монтессори М. Дети – другие. Уникальная методика раннего развития [Текст] /М. Монтессори. – М.: АСТ. – 2014. – 320с.
4. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [Текст] / Е.А. Янушко. - М.: Теревинф. - 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...
Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...
методическая разработка на тему"Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возрастав процессе организации предметно развивающей среды
Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно развивающей среды...
Приемы снижения самоагрессии у детей с РАС (расстройство аутистического спектра)
Ребенок с РАС может в прямом смысле слова «нападать» как на себя, так и на окружающих. Давайте рассмотрим, как он это делает, почему, и как это можно...
Рабочая программа коррекционно-развивающей направленности для детей с РАС (расстройствами аутистического спектра)
Цель: исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте уме...
Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.
Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра....
Методическая разработка.СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ как метод коррекции первичного нарушения при расстройствах аутистического спектра у детей среднего возраста.
На сегодняшний день доказано, что многие проблемы в поведении связаны с тем, что люди с РАС воспринимают и перерабатывают сенсорную информацию качественно иначе, чем нейротипичные. У большинства детей...