«Воспитание детей с речевыми расстройствами»
консультация по логопедии (средняя группа) на тему
Воспитание детей с речевыми расстройствами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_detey_s_rechevymi_rasstroystvami.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Воспитание детей с речевыми расстройствами»
Речевые нарушения у детей являются достаточно серьезной проблемой нашего времени. При этом отклонения могут быть как незначительными, которым родители часто и не придают значения, так и серьезными (общее недоразвитие речи). Воспитание детей с нарушением речи должно проходить с учетом рекомендаций специалистов, что поможет в несложных случаях полностью восстановить нарушенные функции или максимально адаптировать ребенка к дальнейшей жизни в ситуации, когда нарушения носят серьезный характер.
Довольно часто возникает ситуация, когда родители перед поступлением в школу с удивлением узнают, что их малыш не выговаривает одну или несколько букв, а любимая всеми картавость может помешать полноценно учиться в школе. Это связано с тем, что даже незначительные нарушения самостоятельно не проходят и требуют обязательного логопедического вмешательства. В зависимости от того, чем нарушения речи вызваны, занятия с логопедом могут быть различной продолжительности. Это во многом зависит от сложности анатомо-физиологических механизмов и от социальной среды. Как правило, в большинстве дошкольных учебных заведений занимаются воспитанием правильного произношения у детей. Однако для того, чтобы подобная проблема не возникла перед школой, родители должны заранее проконсультироваться с логопедом и при необходимости проводить занятия дома.
Основные причины, вызывающие развитие нарушений речи у детей.
Различные внутриутробные патологии, приводящие к нарушению развития плода: токсикоз беременности; вирусные заболевания (грипп, ОРВИ, краснуха, корь, цитомегалия, токсоплазмоз); эндокринные заболевания (сахарный диабет); внутриутробные травмы; внутричерепные кровоизлияния; радиация, вибрация; несовместимость по резус-фактору и иммунологическая несовместимость (проникают через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода; в результате выделяется непрямой билирубин – вещество, токсическое для ЦНС); интоксикации (курение, алкоголь).
- Родовые травмы и асфиксия во время родов: затяжные; обвитие, акушерские щипцы.
- Недоношенность
- Различные заболевания в 1 год жизни: вирусные (грипп, ОРВИ); инфекции (корь, краснуха); хрон. соматические заболевания (пневмония); нейроинфекции (менингит, энцефалит).
- Травмы черепа с сотрясением мозга
- Наследственные факторы: генные мутации (фенилкетонурия); хромосомные синдромы (болезнь Дауна, синдром ломкой Х-хромосомы); У-хромосомные проявления (у мальчиков).
- Неблагоприятные социально-бытовые условия: педзапущенность, эмоц.
Воспитание детей с онр (общим недоразвитием речи)
Выделяют специфические функции семьи с детьми с нарушениями речи:
Реабилитационно-восстановительная функция, которую относят к числу основных. В этом случае воспитание детей с онр направлено на реабилитацию ребенка. Родители должны руководствоваться рекомендациями специалистов и, в зависимости от нарушений, оптимизировать физическое и психическое состояние ребенка. Особенно важно не упускать ни малейшей возможности для восстановления его соматического состояния;
Функция эмоционального принятия. Суть семьи состоит в принятии ребенка таким, какой он есть всеми членами семьи. Необходимо, чтобы ребенок полностью включался в семейную жизнь. Воспитание детей с нарушением речи заключается в проявлении любви и уважения к каждому члену семьи, благодаря чему у ребенка формируется личностная зрелость, эмоциональная стабильность и настойчивость в решении любых жизненных проблем;
Коррекционно-образовательная функция. Любовь родителей формирует у ребенка с речевыми нарушениями мотивацию к обучению. Для этого необходимо с учетом рекомендаций специалистов создать необходимые условия – так называемую коррекционно-образовательную среду, способствующую развитию у ребенка интереса к познанию окружающего мира. Так же следует понимать, что на фоне отклонений в речевом развитии воспитание детей нельзя ограничивать исключительно образовательными учреждениями, даже специализированными. Активное участие родителей в воспитании позволяет решить не только проблемы ребенка, но и способствует разрешению внутренних психологических трудностей родителей;
Приспособительно-адаптирующая функция. Роль родителей в воспитании детей с нарушением речи состоит в участии в процессе адаптации как ребенка к окружающей среде, так и окружающей среды к потребностям ребенка. Если жизнь в семье наполнена любовью и уважением, это позволит ребенку научиться проявлять самостоятельность в решении многих жизненных проблем; Социализирующая функция. Из-за существующих отклонений в развитии, процесс психологического взросления обычно протекает более медленно и с трудностями. Поэтому воспитание детей с онр должно быть направлено на социализацию ребенка. Успех этого во многом зависит от того, насколько родители смогут привить ребенку интерес к окружающим взрослым людям и сверстникам и стремление к познанию окружающего мира;
Профессионально-трудовая функция. Воспитание детей с речевыми нарушениями должно быть направлено на формирование трудовых навыков. Начинать необходимо в раннем детстве с элементарных требований – уборки игрушек, вещей и санитарно-гигиеническому уходу за собой. Именно эти навыки постепенно прививают у ребенка любовь к труду и потребность участвовать в общественно-полезной деятельности. Конечно, овладение той или иной профессией в дальнейшем будет зависеть от степени выраженности болезни, однако в задачу родителей должно входить не ограничение, а максимальная поддержка и одобрение всей семьи. Конечно, воспитание детей с нарушением речи требует проявления большей любви и понимания, чем в семьях, воспитывающих здоровых детей. Родители должны постараться рассмотреть у ребенка таланты, увидеть его индивидуальность и самобытность. Как правило, дети с речевыми отклонениями достаточно часто обладают способностью к творчеству. Это может быть рисование, лепка, танцы или моделирование. Необходимо помочь ребенку рассмотреть свой талант и развить его, что поможет ему в дальнейшем увеличить собственную самооценку.
Типичные ошибки воспитания детей с речевыми нарушениями
В нашем обществе стараются скорее не замечать детей с различными отклонениями, чем помогать им. К сожалению, подобные взгляды довольно часто распространяются и на семью, которая не обеспечивает на должном уровне воспитание детей с нарушением речи.
Выделяют ряд основных причин, приводящих к такому отношению:
- Низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей, необходимых для правильно воспитания ребенка с речевыми отклонениями;
- Личностные особенности родителей, которые выражаются в неприятии ребенка и его проблем;
- Невозможность родителей преодолеть стереотипы общества, навязывающие определенную модель отношения к больным детям, что приводит к замыканию родителей на собственных проблемах;
- Сложности внутри семьи, которые связаны с непониманием родителями роли отца и матери, несовместимость нравственных позиций родителей, неорганизованный быт, состояние собственного здоровья, материальные проблемы и загруженность на работе.
Это приводит к тому, что ребенка практически не замечают, а он остается один на один со своими проблемами и оказывается абсолютно неготовыми к взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекарственные средства, применяемые для лечения речевых расстройств
Консультация для родителей детей с тяжелыми речевыми нарушениями (ТНР) составлена на основе специального пособия для врачей, но доступным языком объясняет необходимость медикаментозной терапии в...
Какие речевые расстройства бывают?
Консультация для родителей...
Профилактика речевых расстройств
В данной статье рассматривыается вопрос о необходимости профилактики речевых расстройств....
Причины речевых расстройств
В данной работе определено понятие речевого расстройства, подробно описаны причины, вызывающие речевые расстройства и дана их полная классификация....
Логопедическая зарядка как средство профилактики и преодоления речевых расстройств.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хо...
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с различными речевыми расстройствами
Определение и краткая характеристика ФФНР. Направления коррекционной работы. Методы коррекции....
Причины речевых расстройств удетей.
Речевые нарушения у детей. Причины...