Развитие двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами
опыты и эксперименты по физкультуре

Развитие двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами - из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами»

(сообщение из опыта работы)

Для детей с общим недоразвитием речи характерно некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, снижены скорость и четкость их выполнения. Дети испытывают трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательных упражнений и заданий пространственно-временным параметрам. Недостаточная координация движений прослеживается во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они расплёскивают воду или льют ее в слишком больших количествах.

Слабое развитие моторики сказывается и на других видах деятельности у детей с ОНР. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета. 

Следует отметить, что двигательная активность детей с ОНР на 20-30% ниже, чем у здоровых сверстников. Но высокий уровень двигательной активности доступен только небольшому числу детей с ОНР. Для дошкольников с низким и ниже среднего уровнем физического состояния режим двигательной активности включает целенаправленные физические упражнения преимущественно средней интенсивности. При выполнении дозированной физической нагрузки организм таких детей адаптируется хуже, чем у здоровых дошкольников такого же возраста, это характеризуется, прежде всего, длительным периодом восстановления.

Коррекция особенностей моторного развития детей с ОНР осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. В эти занятия могут входить разные виды упражнений: физкультминутки, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. В систему занятий можно включить нетрадиционные методы, имеющие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, улучшение общего самочувствия ребенка. Применение таких методов позволит достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов, а также содействовать коррекции звукопроизношения, улучшению координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

Основные задачи коррекционной работы с детьми, страдающими ОНР:

1.     Научить детей ходить в определённом направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.

2.     Научить детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.

3.     Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.

4.     Научить детей попеременно вставать, приседать под счёт.

5.   Научить детей поднимать руки вверх, вперёд, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперёд; отставлять ногу в сторону; опускать голову вниз; наклоны вперёд в сторону, назад; левую руку к плечу, правую – на голову; выставить правую ногу вперёд, на пятку, на носок. Имеются в виду дети, у которых в структуре общего недоразвития речи выраженным является дизартрический синдром.

6.     Научить детей ловить мяч двумя руками, одной рукой.

7.     Научить детей ловить мяч после удара по полу, по стене.

8. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол (удары об пол левой, правой рукой с попеременным чередованием).

9.   Научить детей катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).

10.  Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.

11.  Научить детей передачам мячей с небольшого расстояния в шеренгах.

12. Научить детей расстёгивать и застёгивать пуговицы на пальто, платье, кофточке, штанишках (затем перейти к кукольным вещам).

13.   Используя ленты, а потом верёвочку, научить детей завязывать и развязывать узел, бант.

14.    Научить детей сжимать и разжимать кулаки.

15.  Научить детей поочерёдно сгибать и разгибать пальцы правой, левой руки, делать решётку из пальцев.

16. Научить детей поочерёдно соединять большой палец и указательный, средний, безымянный, мизинец.

17.   Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь – кулак – ладонь».

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной и самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

Направления в работе:

Развитие моторной сферы ребёнка мы начинаем с первых дней пребывания в логопедической группе и ведем сразу в нескольких направлениях:

1 – Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр.

2 – Проведение специальных логопедических занятий по развитию артикуляционных умений и навыков.

3 – Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр, направленных на развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.

К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом (шишками, каштанами, желудями, орешками и пр.), самомассаж карандашами, пальчиковая гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус, плетение, обводки по трафаретам.

К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда.

К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных картинок, пазлов, головоломок.

4 – Проведение зарядки, гимнастики пробуждения, физкультминуток, физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр, в результате которых у детей развиваются равновесие, ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела, сенсомоторные функции.

Работая с детьми, убеждаюсь, что подвижные игры являются мощным инструментом не только для развития двигательной сферы детей с нарушением речи, но и оказывают влияние на развитие психических процессов: внимания, восприятия, обогащают сведения детей об окружающем мире, развивают мышление, сообразительность, морально-волевые качества. Через подвижную игру развивается большинство двигательных навыков. Эти навыки помогают научиться новым игровым приемам, а игра, в свою очередь, способствует освоению новых умений, то есть в этом процессе одно способствует развитию других механизмов. Так, например, всем знакомые игры со стихами, текстами: «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Море» и др. способствуют развитию речи и моторики, развитию координации движений, одновременно помогают заучивать стихи, что в свою очередь тренирует память, также дети знакомятся с разными понятиями, обогащается лексический запас детей, развивается правильное звукопроизношение.

5 – Проведение коррегирующих упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательной системы детского организма. С коррекционно-развивающей целью на занятиях используем игры на координацию речи с движением, где главное - согласование ритма движений со стихотворным ритмом.

Динамическая пауза между занятиями (проводим ежедневно между занятиями)

Хороводные игры, игровые упражнения

Упражнения для профилактики нарушений дыхательной системы детского организма

Упражнения для профилактики состояния нервной системы организма

(психокоррекционные упражнения, упражнения для эмоциональной разгрузки).

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога.

Для самостоятельного развития двигательной активности в группе создан уголок, где имеются мячи, скакалки (длинные и короткие), обручи, кегли, дартс, ленты (длинные и короткие) флажки и т.д. Изготовили нетрадиционные пособия, имеются записи ритмической музыки, песен спортивного характера. Дети нашей группы посещают городские спортивные кружки и секции.

Заключение:

Движение – это жизнь. В нем заложено не только здоровье, но и огромный потенциал личности. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движения, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье, тем интенсивнее развиваются его речевые навыки.

Интеграция двигательной и речевой деятельности способствует расширению объема двигательных умений и навыков, содействует устранению речевых нарушений и обеспечивает социализацию каждого ребенка.

Литература:

  1. Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением речи – Чиркина Г. В./Филичева Т. Б., М., «Просвещение», 2008
  2. Алябьева Е. А., Итоговые дни по лексическим темам – книга 1-3, М., «ТЦ Сфера», 2009
  3. Алябьева Е. А., Игры-путешествия на участке детского сада, М., «ТЦ Сфера», 2015
  4. Алябьева Е. А., Тематические дни и недели в детском саду, М., «ТЦ Сфера», 2008
  5. Волковская Т. Н., Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи, М., «Книголюб», 2004
  6. Картушина М. Ю., Логоритмические занятия в детском саду, М., «ТЦ Сфера», 2003
  7. Кравченко И. В., Прогулки в детском саду, М., «ТЦ Сфера», 2008
  8. Новиковская О. Н., Умные пальчики, С-Пб., «Астрель», 2009
  9. Тарасов М. А., Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет, М., «ТЦ Сфера», 2005
  10.  Ткаченко Т. А., Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с ОНР, М., «Гном и Д», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДОУ

Данная работа посвящена актуальной проблеме – формированию основ физического и психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В  статье представлен опыт раб...

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ГРУППАХ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Здоровый ребенок – счастье семьи. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.Двигательная ...

Мастер класс на тему: "Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий"

Движение по своему действию может заменить любое лекарство, но все лечебные средства не смогут заменить движение".В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и один наиболее...

Развитие двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие двигательной сферы у детей с ОНР В настоящее время особую тревогу вызывает рост количества дошкольников с ОНР. Это понятие употребляется по отношению к детям с различными сложными речевы...

«Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей ...

Доклад на тему " Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР"

Взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей р...