Сопровождение слепых и слабовидящих детей в период адаптации в дошкольном учреждении
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
Проблема адаптации слепых и слабовидящих детей к дошкольному учреждению очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит их физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
С.В. Блинова, учитель-дефектолог,
Л.Ф. Бояркина, музыкальный руководитель
Сопровождение слепых и слабовидящих детей в период адаптации в дошкольном учреждении
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это прежде всего первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.
В последние годы прослеживается увеличение числа детей с тяжелой врожденной патологией зрения. Дети этой категории, как правило, нуждаются в постоянной квалифицированной медицинской и педагогической помощи.
Проблема адаптации слепых и слабовидящих детей к дошкольному учреждению очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит их физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Дети могут отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у них появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых они уже избавились, например, снова начинают сосать палец, грызть ногти.
При адаптации детей учитываются не только возрастные, но и индивидуальные особенности, обусловленные их личностными психологическими качествами, а также особенностями зрительного заболевания, степенью нарушения зрения и состояния здоровья.
Совместные усилия семьи и педагогов учреждения помогают детям обрести себя как полноценную и важную для общества личность.
Самая первая и главная работа, которая происходит – работа с родителями. Даже родители, не имеющие специального образования, своей любовью и терпением, могут добиться того, чтобы ребёнок рос любознательным, интересующимся и развивался наравне со своими сверстниками.
В дошкольном учреждении проводятся специальные тренинги, консультации, клубные часы, мастер-классы для родителей по использованию специальных коррекционных методов и приемов. Педагоги изготавливают пособия для индивидуальной работы с детьми, информируют родителей о результатах адаптации детей, обучают их специальным способам организации игровой деятельности, и организации проведения свободного времени.
Работа по адаптации с детьми с тяжёлой патологией проводится всеми педагогами учреждения, связующим звеном является учитель-дефектолог (тифлопедагог).
Адаптация слепых и слабовидящих детей к условиям детского сада проходит в несколько этапов.
На первом этапе педагоги располагают ребёнка к себе, вызывают у него чувство доверия. К ребенку не предъявляют никаких требований, его знакомят с режимом группы и правилами поведения. У ребёнка постепенно формируют основы общения. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду побуждают пользоваться остаточным зрением (если оно есть) и сохранными анализаторами. На этом этапе педагоги наблюдают за ребёнком в разных ситуациях и на основании этих наблюдений составляют индивидуальную коррекционную программу этого ребёнка.
На втором этапе осуществляется постепенное вовлечение ребёнка в деловое взаимодействие с взрослыми и детьми в повседневную жизнь группы. У ребёнка развиваются навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки. Ему предоставляется всё больше самостоятельности в выполнении элементарных действий. Манипулированные действия ребёнка с игрушками постепенно переводятся в осознанную предметно-практическую деятельность. В этот период налаживается общение ребёнка с одним-двумя детьми группы во взаимодействии. На этом этапе ребёнок постепенно вовлекается в систему индивидуальных коррекционных занятий по составленной индивидуальной программе.
Третий этап предполагает вовлечение ребёнка в общение с разными детьми группы в играх, на занятиях, в повседневной жизни. Все действия слепых и слабовидящих детей осуществляются при участии (полном или частичном) и под контролем взрослого, но всё с большей активностью самого ребёнка.
На музыкальных и физкультурных занятиях дети накапливают звуковую информацию, идет формирование сенсорного навыка, зрительного и слухового анализа, коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованность движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат, а также развитие дыхания и артикуляционного аппарата.
На занятиях с педагогом-психологом, учителем-дефектологом и учителем-логопедом используются различные приемы и методы для охраны и развития остаточного зрения, развития навыков пространственной и бытовой ориентировки; развитие и использование сохранных анализаторов и мелкой моторики.
Таким образом, комплексная работа всех педагогов по адаптации слепых и слабовидящих детей дает возможность воспитанникам комфортно себя чувствовать в саду и посещать все занятия вместе со всеми детьми.
Адаптация является успешно законченной, если ребенок общается со сверстниками, легко отпускает родителей с утра, хорошо ест, ребенок в хорошем настроении.
Библиографический список
- Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. — М.: Логос, 2007. – 306с.
- Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
- Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении: метод. рекомендации / под ред. Л. И. Солнцевой. — М., 2001. – 96 с.
- Шведова, Н. П. Тифлопедагогика : учебное пособие : Ч. 1 / Н. П. Шведова, В. З. Денискина. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020 - 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Питание детей в период адаптации к дошкольному учреждению
Поступление в детское дошкольное учреждение для каждого ребенка сопровождается определенными психологическими трудностями, связанными с переходом из привычной домашней обстановки в обстановку детского...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...
Питание детей в период адаптации к дошкольному учреждению.
Поступление в детское дошкольное учреждение для каждого ребёнка сопровождается определёнными психологическими трудностями. Период адаптации у разных детей продолжается от 3 недель до 2-3 месяцев . Чем...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год
Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование...
Особенности питания детей в период адаптации к дошкольному учреждению.
Особенности питания детей в период адаптации к дошкольному учреждению....
Методические рекомендации "Как сохранить психологическое здоровье детей в период адаптации к дошкольному учреждению".
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей было и остаётся одним из приоритетных направлений в работе педагога-психолога дошкольного учреждения. И первым этапом, который закладывает основ...
Проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению
Проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению...