Сопровождение слепых и слабовидящих детей в период адаптации в дошкольном учреждении
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Блинова Светлана Васильевна

Проблема адаптации слепых и слабовидящих  детей к дошкольному учреждению очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит их физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.В. Блинова, учитель-дефектолог,

Л.Ф. Бояркина, музыкальный руководитель

Сопровождение  слепых и слабовидящих детей в период адаптации в дошкольном учреждении

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это прежде всего первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.

В последние годы прослеживается увеличение числа детей с  тяжелой врожденной патологией зрения. Дети этой категории, как правило, нуждаются в постоянной квалифицированной  медицинской и педагогической помощи.  

Проблема адаптации слепых и слабовидящих  детей к дошкольному учреждению очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит их физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Дети могут отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у них появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых они уже избавились, например, снова начинают сосать палец, грызть ногти.

При адаптации детей  учитываются не только возрастные, но и индивидуальные  особенности, обусловленные  их личностными психологическими качествами, а также особенностями зрительного заболевания, степенью нарушения зрения и состояния здоровья.

Совместные усилия семьи и педагогов учреждения помогают детям обрести себя как полноценную и важную для общества личность.

Самая первая и главная работа, которая происходит – работа с родителями. Даже родители, не имеющие специального образования, своей любовью и терпением, могут добиться того, чтобы ребёнок рос любознательным, интересующимся и развивался наравне со своими сверстниками.

В дошкольном учреждении проводятся специальные тренинги, консультации, клубные часы, мастер-классы для родителей по использованию специальных коррекционных методов и приемов. Педагоги  изготавливают пособия для индивидуальной работы с детьми, информируют родителей о результатах адаптации  детей, обучают их специальным способам организации игровой деятельности, и организации проведения  свободного времени.

Работа по адаптации с детьми с тяжёлой патологией проводится всеми педагогами учреждения, связующим звеном является учитель-дефектолог (тифлопедагог).

Адаптация слепых и слабовидящих  детей к условиям детского сада проходит в несколько этапов.

         На первом этапе педагоги располагают ребёнка к себе, вызывают у него чувство доверия. К ребенку не предъявляют никаких требований, его знакомят с  режимом группы и правилами поведения. У ребёнка постепенно формируют основы общения. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду побуждают пользоваться остаточным зрением (если оно есть) и сохранными анализаторами. На этом этапе педагоги наблюдают за ребёнком в разных ситуациях и на основании этих наблюдений составляют индивидуальную коррекционную программу этого ребёнка.

        На втором этапе осуществляется постепенное вовлечение ребёнка в деловое взаимодействие с взрослыми и детьми в повседневную жизнь группы. У ребёнка развиваются навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки. Ему предоставляется всё больше самостоятельности в выполнении элементарных действий. Манипулированные действия ребёнка с игрушками постепенно переводятся в осознанную предметно-практическую деятельность. В этот период налаживается общение ребёнка с одним-двумя детьми группы во взаимодействии. На этом этапе ребёнок постепенно вовлекается в систему индивидуальных коррекционных занятий по составленной индивидуальной программе.

        Третий этап предполагает вовлечение  ребёнка в общение  с разными   детьми группы в играх, на занятиях, в повседневной жизни. Все действия слепых и слабовидящих  детей осуществляются при участии (полном или частичном) и под контролем взрослого, но всё с большей активностью самого ребёнка.

На музыкальных и физкультурных занятиях дети накапливают звуковую информацию,  идет формирование сенсорного навыка, зрительного и слухового анализа, коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованность движений,  укрепляется  опорно-двигательный аппарат, а также развитие дыхания и артикуляционного аппарата.

На занятиях с педагогом-психологом, учителем-дефектологом  и учителем-логопедом используются различные приемы и методы для охраны и развития остаточного зрения,  развития навыков пространственной и бытовой ориентировки; развитие и использование сохранных анализаторов и мелкой моторики.

Таким образом, комплексная работа всех педагогов по адаптации слепых и слабовидящих детей дает возможность воспитанникам комфортно себя чувствовать в саду и посещать все занятия вместе со всеми детьми.

        Адаптация является успешно законченной, если ребенок общается со сверстниками, легко отпускает родителей с утра, хорошо ест, ребенок в хорошем настроении.

Библиографический список

  1. Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. — М.: Логос, 2007. – 306с.
  2.  Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов  / под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
  3. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении: метод. рекомендации / под ред. Л. И. Солнцевой. — М., 2001. – 96 с.
  4. Шведова, Н. П. Тифлопедагогика : учебное пособие : Ч. 1 / Н. П. Шведова, В. З. Денискина. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020 - 80 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Питание детей в период адаптации к дошкольному учреждению

Поступление в детское дошкольное учреждение для каждого ребенка сопровождается определенными психологическими трудностями, связанными с переходом из привычной домашней обстановки в обстановку детского...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

Питание детей в период адаптации к дошкольному учреждению.

Поступление в детское дошкольное учреждение для каждого ребёнка сопровождается определёнными психологическими трудностями. Период адаптации у разных детей продолжается от 3 недель до 2-3 месяцев . Чем...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год

Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также измене­ние, преобразование...

Особенности питания детей в период адаптации к дошкольному учреждению.

Особенности питания детей в период адаптации к дошкольному учреждению....

Методические рекомендации "Как сохранить психологическое здоровье детей в период адаптации к дошкольному учреждению".

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей было и остаётся одним из приоритетных направлений в работе педагога-психолога дошкольного учреждения. И первым этапом, который закладывает основ...

Проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению

Проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению...