Выступление на тему: «Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи дошкольного возраста»
статья по логопедии

Доронина Елена Геннадьевна

материал из опыта работы по теме "Формирование  фонематических процессов у детей с нарушениями речи дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы

«Формирование фонематических процессов
у детей с нарушениями речи
дошкольного возраста»

Подготовила: учитель-дефектолог Доронина Е. Г.

1. Фонематические процессы и, что к ним относят.
 Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе.
 Одними из основных структурных компонентов речи,  являются фонематические процессы.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом.
Умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Одним из важнейших условий эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов. К фонематическим процессам относят:
- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
-  фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.
- фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.
-  фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.
-  фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

2. Нарушения фонематических процессов.
Признаками нарушения фонематических процессов являются:
 - Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).
-  Нарушения звуковой структуры слова, которые проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).
-  Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.

3. Этапы работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушениями речи дошкольного возраста (по Филичевой).
I этап — узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
В своей работе я использую  следующие игры:
Игра: «Угадай что звучит» 
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель
: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
С этой игры можно начать занятие на тему «Формирование представления о звуках».

Игра: «Шумящие коробочки» (разнообразное содержание коробочек – скрепки, горох, фасоль, крупы, пуговицы, монеты, мелкие камушки, сухой песок и т.д.)

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.  Я  использую следующие игры:
Игра «Иди-беги»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: бубен.
Описание игры: логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий - бежит.
Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.
Игра «Угадай, чей голос?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.

Игра «Бум»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.
Оборудование: изображение двух гномов, большого и маленького.
Описание игры: логопед объясняет детям, что к ним в гости пришли два гнома Большой Бум и Маленький Бум. Большой Бум всегда поет свою любимую песенку громко: «БУМ-БУМ-БУМ», а маленький гном поет песенку тихо: «Бум-бум-бум». Логопед предлагает послушать песенки и определить, кто поет.

Игра «Ветер или ветерок?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.
Оборудование: картинки с изображением ветра и ветерка (деревья склонились низко и не очень низко).
Описание игры: логопед показывает по очереди картинки, объясняя, что ветер поет громко: «У-У-У», ветерок тихо: «у-у-у». Затем предлагает послушать и определить, кто поет: ветер или ветерок? Логопед произносит звук «у» то тихо, то громко.

Игра «В лесу»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.
Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).
Описание игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».
Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.

III этап — различение слов, близких по звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
Игра « Поймай правильное слово»
Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т.д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.
Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
«Парочки».
Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок.
Инструкция: «Покажи, где, например, ложки-рожки».
Речевой материал: лук-люк, бочка-почка, тачка-дачка,
круг-крюк, крыса-крыша речка-редька, коза-коса,
трава-дрова, уголь-угол, нос-нож.

«Найди пару»
Инструкция: «Рассмотрите внимательно картинки и составьте пары слов, которые звучат похоже».
Материал: предметные картинки: ком, дом, сук, лук, ветка, клетка, каток, платок, горка, корка. 

IV этап — дифференциация слогов.
На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры.
Логопед произносит несколько слогов, например 
на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па

1. «Звук спрятался»
Инструкция: «Подними флажок, если услышишь звук С».
Логопед произносит ряд слогов – ПА, КА, СА, МА, ДА ВА, ГА.
Примечание: слоги не должны включать оппозиционные звуки и предъявляются с одинаковыми гласными.
2. «Эхо»
Логопед  предлагает повторить серию слогов с общим гласным и разными согласными звуками: та-ка-па; ка-на па и т. д.
3. «Какой слог отличается»
Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

V этап — дифференциация фонем.
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.
1. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

2. «Поймай Звук» (хлопни в ладоши, когда услышишь звук а: о, у, и, а….)

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа
Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.
Далее проводится анализ гласных звуков.
1. Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например a, ay, uoy и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.
У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый — звук 
у, зеленый — звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков — сначала по два звука: ay, yu, ya, аи, затем по три: ауи, аиу, уча, уаи, иуа, иау. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.
Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.

2. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.)
 
Последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:
а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);
б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);
в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);
г) слова без стечения согласных:
- односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
- двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
 
д) слова со стечением согласных:
- двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);
- односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);
- односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);
- двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);
- двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);
- трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.)
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи.

Воспитателям обясняются основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза, предлагаются игры для развития фонематических процессов...

Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи....

Методика логопедической работы по развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи

В методической разработке максимально полно изложена система работы по последовательному развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Материал максимально насыщен практическими приема...

Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи

В статье раскрывается понятие фонематической системы языка, важность формирования всех ее компонентов.Отражены основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза. Приведены...

Теоретическое сообщение Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий

Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий...

Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи.

Фонематическая система является основой устной и письменной речи и представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных приз...

Консультация для логопедов "Схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи"

В этом разделе представлена общая схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы (консультация дл...