Авторское пособие "Кулачки - ладошки" по преодолению нарушений слоговой структуры слова
учебно-методическое пособие по логопедии (средняя, старшая группа)
Авторское пособие "Кулачки - ладошки" по преодолению нарушений слоговой структуры слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_kulachki-ladoshki.docx | 265.19 КБ |
kulachki-ladoshki.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов.
Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноценного речевого общения. В системе языка с тремя основными составляющими - фонетикой, лексикой и грамматикой - слоговая структура занимает особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи - фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х.Швачкин и другие). Но с другой – существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью (Р.Е.Левина, А.К.Маркова и другие). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением, чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне. Необходима коррекция не только звукопроизношения, но и слухомоторных координаций (например, воспроизведение ритмов по слуховому образцу), коррекция речевого дыхания, развитие артикуляционного праксиса. Такая работа облегчает детям артикуляционные переключения и предотвращает пропуски и замены слогов.
Авторское пособие «Кулачки-ладошки» представляет собой демонстрационный и раздаточный материал, на котором изображение «хлопка в ладоши» символизирует ударный слог, а изображение «кулачков» – безударный слог. Есть карточки, на которых отражен ритмический рисунок слова, состоящий из двух и трех слогов, и карточки «ладошек» и «кулачков» для отхлопывания ритмического ряда и составления детьми ритмического рисунка слова самостоятельно.
Коррекционная работа по развитию слоговой структуры слов по пособию «Кулачки-ладошки» состоит из нескольких этапов. Особое значение на каждом этапе отводится работе анализаторов, причём не только речевого, но также слухового и зрительного.
I этап. Работа на уровне ритмического ряда
Задания:
1. Знакомство с пособием. «Ладошки» - это карточка, которая обозначает самый сильный удар, а «кулачки» - удар, который звучит тише.
2. Отхлопывание ритмического ряда по предложенному рисунку.
3. Составление ритмического рисунка по заданному ритму. Логопед воспроизводит ритм на глазах у ребенка. Когда ребенок усвоит, логопед усложняет задание - задает ритм за спиной ребенка (за ширмой).
II этап: Работа на уровне слога.
Задания:
- Произнесение слогового ряда соответственно предложенному ритмическому рисунку. Ребенок одновременно отхлопывает и произносит слоговой ряд, хлопком выделяя ударный слог.
ТА - та та - ТА
ТА - та - та та - та - ТА
2. Составление ритмического рисунка слогового ряда, предложенного логопедом. Педагог воспроизводит слоговой ряд, ребенок выкладывает ритмический рисунок.
III этап. Коррекционная работа на уровне слова.
Коррекционно-логопедическая работа на III этапе ведётся последовательно в соответствии с 13-ю основными группами/классами слоговой структуры слов:
- двусложные слова из открытых слогов (муха, ноты, ваза…);
- трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, кубики, малина…);
- односложные слова из закрытого слога (мак, жук, лес…);
- двухсложные слова с закрытым слогом (лимон, веник, каток…);
- двухсложные слова со стечением в середине слова (вилка, буквы, майка…);
- двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, костюм…);
- трёхсложные слова с закрытым слогом (телефон, капитан, магазин…) и т. д.
Логопед предварительно объясняет ребенку, что в каждом слоге существует один ударный слог, который выделяется голосом. В пособии он обозначается карточкой с «ладошками». Для составления слова всегда используется одна карточка с «ладошками», а количество кулачков зависит от количества слогов в слове. Если в слове два слога, потребуется одна карточка с «ладошками» и одна с «кулачками».
Задания:
1. Составление ритмического рисунка слова. Для наглядности используются предметные картинки. Ребенок называет предмет на картинке. Предварительно ребенок делит слово на слоги и называет количество слогов. Отбирает нужное количество карточек с «кулачками» и одну с «ладошками» и выкладывает ритмический рисунок слова. Произносит слово, отхлопывая ритмический рисунок слова.
РЫ - ба ли - СА ав - ТО - бус
Ребенку можно предложить, как готовые схемы ритмического рисунка, так и отдельные карточки для составления ритмической схемы слова.
2. Подбор картинок к схемам. Логопед демонстрирует ребенку предметную картинку и предлагает ему подставить ее к нужной ритмической схеме.
3. «Отгадай, какую картинку я загадала». Логопед отхлопывает слово, не произнося его. Ребенок по ритмическому рисунку слова отгадывает задуманное слово и показывает нужную картинку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднение в произнесении отд...
Игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова
Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста с ОНР являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения и отрицательно влияют на усвоение чтения ...
Дидактические игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Использование дидактических игр и упражнений в коррекционно развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР на этапе автоматизации и диффенеренциации, отрабат...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)
1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)
Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением речи по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Методика работы по формированию слоговой структуры слова....
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...