Особенности формирования словаря детей с ОНР
консультация по логопедии
Особенности пассивного и активного словаря детей, имеющих общее недоразвитие речи разного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_slovarya_detey_s_onr.docx | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования словаря
дошкольников с общим недоразвитием речи
1 уровень речевого развития
Пассивный словарь (шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено.) | Активный словарь (находится в зачаточном состоянии) |
На первый план выступает лексическое значение слов, грамм.формы детьми не учитываются. Характерно непонимание значений грамм. изменений слова: ед. и множ.числа имен существ. прош. времени глагола мужск.и женск.род прилаг…. (Дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». Отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (рамка-марка, деревня- деревья). | Звукоподражания, непонятны окружающим, часто сопровождаются жестами. (пол- ли, дедушка - де). Лепетные слова- набор речевых элементов, сходных со словами (петух – уту, киска- тита) и непохожих на произносимое слово (воробей-ки). Небольшое количество общеупотребительных слов. Употребляются в неточных значениях. Ребенок объединяет предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. (слово лапа- лапы животного, ноги человека, колеса машин…; слово лёд – зеркало, оконное стекло, полированная крышка стола…). Названия действий заменяются названиями предметов (открывать-дверь) или наоборот (кровать-спать). Не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. Преобладают корневые слова, лишенные флексий или неизменяемых звуковых комплексов. Единичны случаи использования грамм. оформления с помощью флексий (акой-открой). |
Поскольку детей с 1 уровнем речевого развития не понимают, они вынуждены активно использовать жесты, мимику, интонацию. |
2 уровень речевого развития
Этот уровень характерен тем, что, кроме жестов и лепетных слов, в речи ребенка присутствует определенное количество общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных.
Речь детей с ОНР второго уровня, как правило, бедна, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.
Актуализация словаря и употребление слов в экспрессивной речи, вызывает большие затруднения. Активный словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных).
Характеристика словаря при ОНР 2
Пассивный словарь | Активный словарь | |
| Словарь существительных |
|
Словарь прилагательных |
| |
Союзы и частицы |
| |
Словарь глаголов и наречий |
|
3 уровень речевого развития
Этот уровень характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Пассивной словарь | Активный словарь | Словообразовательная деятельность |
Возникают трудности:
| Активный словарь характеризуется:
|
|
4 уровень речевого развития
Этот уровень речевого развития характеризуется незначительной, остаточной несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи.
Пассивный словарь | Активный словарь |
Близок к норме | Активный словарь характеризуется:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Доклад на педагогическом совете....
Особенности формирования словаря у дошкольников. Рекомендации к формированию словаря.
Дошкольник владеет активным и пассивным словарем, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Уровень...
«Особенности формирования словаря у детей разных возрастных групп»
В данной презентации я представила описание особенности формирования словаря у детей разных возрастных групп, с примерами игр....
Особенности формирования словаря у детей.
Слово - основная единица речи....
«Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста»
Тема «Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста»Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым усло...
Изучение особенностей формирования словаря у детей дошкольного возраста в процессе рассматривания предметов.
Расширение словарного словаря у детей через рассматривание предметов....
Особенности формирования словаря в младшем дошкольном возрасте
Статья для родитей особенности формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста....