Особенности формирования словаря детей с ОНР
консультация по логопедии

Филимонова Елена Алексеевна

Особенности пассивного и активного словаря детей, имеющих общее недоразвитие речи разного уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_formirovaniya_slovarya_detey_s_onr.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования словаря

дошкольников с общим недоразвитием речи

1 уровень речевого развития

Пассивный словарь

(шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено.)

Активный словарь

(находится в зачаточном состоянии)

На первый план выступает лексическое значение слов, грамм.формы детьми не учитываются. Характерно непонимание значений грамм. изменений слова:

ед. и множ.числа имен существ.

прош. времени глагола

мужск.и женск.род прилаг….

(Дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши».

Отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (рамка-марка, деревня- деревья).

Звукоподражания, непонятны окружающим, часто сопровождаются жестами. (пол- ли, дедушка - де).

Лепетные слова- набор речевых элементов, сходных со словами (петух – уту, киска- тита) и непохожих на произносимое слово (воробей-ки).

Небольшое количество общеупотребительных слов. Употребляются в неточных значениях. Ребенок объединяет предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. (слово лапа- лапы животного, ноги человека, колеса машин…; слово лёд – зеркало, оконное стекло, полированная крышка стола…).

 Названия действий заменяются названиями предметов (открывать-дверь) или наоборот (кровать-спать).

Не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. Преобладают корневые слова, лишенные флексий или неизменяемых звуковых комплексов. Единичны случаи использования грамм. оформления с помощью флексий (акой-открой).

Поскольку детей с 1 уровнем речевого развития не понимают, они вынуждены активно использовать жесты, мимику, интонацию.

2 уровень речевого развития

Этот уровень характерен тем, что, кроме жестов и лепетных слов, в речи ребенка присутствует определенное количество общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных.

Речь детей с ОНР второго уровня, как правило, бедна, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Актуализация словаря и употребление слов в экспрессивной речи, вызывает большие затруднения. Активный словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных).

Характеристика словаря при ОНР 2

Пассивный словарь

Активный словарь

  • У дошкольников с ОНР 2 отмечается расхождение объема пассивного и активного словаря.
  • Пассивный словарь намного больше активного, при этом ребёнку свойственно незнание частей предметов и их размеров, форм, цветов.

Словарь существительных

  • Дети со 2-м уровнем ОНР не могут соотнести имена существительные в числе, роде и падеже; они употребляются в основном в именительном падеже, а употребление их в косвенном падеже носит случайный характер.
  • Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  • Об ограниченности словарного запаса свидетельствует незнание многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), транспортные средства (вертолет, моторная лодка), детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.
  • Ребёнок одним словом объединяет похожие по смыслу слова (например, словом «муха» называет и муху, и комара, и пчелу, и стрекозу, и насекомых, а словом «туфи» -  туфли, кеды, сапоги и др.). Таким образом, одним словом объединяются несколько понятий.
  • Ребёнок с трудом называет части тела, части предметов, слова с уменьшительно-ласкательным значением (чаще всего такие слова отсутствуют или присутствуют в ограниченном количестве).
  • Словесное обобщение существенно затруднено, нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Одним и тем же словом называются предметы, имеющие внешнее сходство, близкие по назначению или другим признакам.
  • Пояснения слов иногда сопровождается жестами. Нередко одно название заменяется другим названием – сходным, с добавлением частицы «не» (Например, «помидор» – «яблоко не»).

Словарь прилагательных

  • При ОНР 2 отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал, вкус, запах.
  • В речи используются личные местоимения, изредка простые предлоги и союзы в элементарных значениях.

Союзы и частицы

  • Союзы и частицы в речи употребляются редко.
  • Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.

Словарь глаголов и наречий

  • Бедный. В речи малое количество глаголов и наречий.

3 уровень речевого развития

Этот уровень характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Пассивной словарь

Активный словарь

Словообразовательная

деятельность

Возникают трудности:

  • в понимании изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами.
  • в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода.
  • в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Активный словарь

характеризуется:

  • неточным употреблением многих лексических значений.
  • преобладанием существительных и глаголов.
  • недостаточным количеством слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий.
  • неточным употреблением обобщающих понятий, слов с переносным значением («пальты» вместо «одежда», «разные столы» вместо «мебель»).
  • незнанием частей тела человека и животных, наименований профессий,
  • неточностью употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых («птичка» - дятел, «рыба» – сом, «червяк» – гусеница).
  • заменой названия части предмета названием целого предмета; заменой нужного слова – другим, сходным по значению.
  • редким подбором антонимов со значительными ошибками (в основном, характеризуя величину, используя слова «большой – маленький»).
  • Дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий («хвост – хвостик, суп из курицы – куриный»). Но в то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов.
  • грубые нарушения при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.
  • Часто дети подменяют операцию словообразования словоизменением («руки» вместо «ручище») или вообще
  • отказываются от преобразования слова («который едет велисипед» вместо «велосипедист»).
  • прибегая к словообразовательным операциям, дети допускают такие ошибки, как: нарушения в выборе производящей основы («домник» – строит дома); искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свицой или свитеной» – свинцовый); пропуск или замена словообразовательных аффиксов («тракторил» – тракторист, «читик» – читатель).

4 уровень речевого развития

Этот уровень речевого развития характеризуется незначительной, остаточной несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи.

Пассивный словарь

Активный словарь

Близок к норме

Активный словарь характеризуется:

  • неточным пониманием значения малознакомых слов, не входящих в обиходный словарь.
  • смешением некоторых родовых и видовых понятий, заменами слов, другими близкими по ситуации. (вместо «заяц шмыгнул в нору» — «заяц убежал в дыру», вместо «Петя заклеил конверт» — «Петя закрыл письмо»), смешением признаков (высокая ель — «большая»; картонная коробка — «твердая»; смелый мальчик — «быстрый» и т. д.). Дети неточно знают и понимают слова с абстрактным и переносным значением.
  • трудностями в подборе антонимов и синонимов, в дифференциации глаголов, включающих приставки «ото», «вы», чаще подбираются слова, близкие к синонимам
  • при достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц, растений, людей разных профессий, частей тела.
  • склонность использовать стереотипные формулировки, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова: нырнул — «купался»; зашила, пришила — «шила»; треугольный — «острый», «угольный» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования словаря у дошкольников. Рекомендации к формированию словаря.

Дошкольник владеет активным и пассивным словарем, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Уровень...

«Особенности формирования словаря у детей разных возрастных групп»

В данной презентации я представила описание особенности формирования словаря у детей разных возрастных групп, с примерами игр....

Особенности формирования словаря у детей.

Слово - основная единица речи....

«Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста»

Тема «Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста»Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым усло...

Особенности формирования словаря в младшем дошкольном возрасте

Статья для родитей  особенности формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста....