Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука Ш»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнение в правильности произнесения звука Ш;
-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции).
Коррекционно-развивающие:
-развитие артикуляционного аппарата;
-развитие фонематического слуха;
-устранение дефектного произношения звука Ш;
-развитие грамматического строя речи;.
Воспитательные:
-воспитание интереса к занятиям;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование: разрезные картинки «Гусь», «Осеннее дерево», игрушка
кукла Даша, картинки для артикуляционной гимнастики.
Ход занятия
1.Организационный момент
- Сегодня к тебе в гости пришла Даша. Она узнала, что ты будешь учиться правильно произносить звук Ш, и пришла вместе с тобой поучиться шипеть.
2. Артикуляционная гимнастика
Покажем Даше какие нужно выполнять упражнения с язычком, чтобы научиться говорить звук Ш. Нужно сделать гимнастику для язычка, но не простую, а сказочную.
Жила была на свете девочка Даша. Она очень любила гулять в лесу. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Дашу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская лошадка отвезла Дашу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, («Лошадка») что Даша и не заметила, как оказалась дома.
И так. какие упражнения попадались нам в сказке :«Улыбочка» (растянуть губы в улыбочку спрятав при этом зубы,) «Колечко» (повторить 3—4 раза) (зубки сомкнуты, а губки округлены), «Блинчик» (рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе), «Вкусное варенье» (оближем губу сверху вниз широким язычком), «Чашечка» Спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в том положении под счёт до 5 (повторить 3—4 раза), «Лошадка» (поцокать языком), и «Грибочек»(улыбнуться, поцокать язычком, присосать язык к верхнему небу).
3. Постановка звука.
Постановка звука Ш с опорой на правильную артикуляцию.
При артикуляции звука Ш
1. губы несколько вытянуты вперёд;
2. кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;
3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;
4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется.
Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук Ш. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки».
1-й способ
Постановка звука Ш от звука С.
Просим ребенка посвистеть с-с-с. Ставим ватную палочку под корень языка и поднимаем кончик языка к верхнему небу. При этом просим ребенка сделать губы трубочкой.
2-й способ.
При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш. Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.
4. Анализ артикуляции
В каком положении находятся губы?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического «Постановка звука Ш»
Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнение в правильности произнесения звука Ш;
-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции).
Коррекционно-развивающие:
-развитие артикуляционного аппарата;
-развитие фонематического слуха;
-устранение дефектного произношения звука Ш;
-развитие грамматического строя речи;.
Воспитательные:
-воспитание интереса к занятиям;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование: разрезные картинки «Гусь», «Осеннее дерево», игрушка
кукла Даша, картинки для артикуляционной гимнастики.
Ход занятия
1.Организационный момент
- Сегодня к тебе в гости пришла Даша. Она узнала, что ты будешь учиться правильно произносить звук Ш, и пришла вместе с тобой поучиться шипеть.
2. Артикуляционная гимнастика
Покажем Даше какие нужно выполнять упражнения с язычком, чтобы научиться говорить звук Ш. Нужно сделать гимнастику для язычка, но не простую, а сказочную.
Жила была на свете девочка Даша. Она очень любила гулять в лесу. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Дашу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская лошадка отвезла Дашу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, («Лошадка») что Даша и не заметила, как оказалась дома.
И так. какие упражнения попадались нам в сказке :«Улыбочка» (растянуть губы в улыбочку спрятав при этом зубы,) «Колечко» (повторить 3—4 раза) (зубки сомкнуты, а губки округлены), «Блинчик» (рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе), «Вкусное варенье» (оближем губу сверху вниз широким язычком), «Чашечка» Спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в том положении под счёт до 5 (повторить 3—4 раза), «Лошадка» (поцокать языком), и «Грибочек»(улыбнуться, поцокать язычком, присосать язык к верхнему небу).
3. Постановка звука.
Постановка звука Ш с опорой на правильную артикуляцию.
При артикуляции звука Ш
1. губы несколько вытянуты вперёд;
2. кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;
3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;
4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется.
Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук Ш. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки».
1-й способ
Постановка звука Ш от звука С.
Просим ребенка посвистеть с-с-с. Ставим ватную палочку под корень языка и поднимаем кончик языка к верхнему небу. При этом просим ребенка сделать губы трубочкой.
2-й способ.
При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш. Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» — ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.
4. Анализ артикуляции
В каком положении находятся губы?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"
Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе постановки звука. Для ребёнка с открытой ринолалией в послеоперационный период....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Ш"
Индивидуальное логопедическое занятие, цель: закрепить знания о строении речевого аппарата. Упражнять в правильном произношении звука [ ш ]; продолжать подбирать слова с предложенным звуко...
Конспект индивидуального логопедического занятия постановка звука [р]
Конспект индивидуального занятия постановка звука [р]Подготовила и провела: учитель – логопед Ефимова Н.СЦели:Коррекционно-образовательные:- закрепить умение подбирать слова-антонимы;- закреплен...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Л" для старшего дошкольного возраста
Конспект индивидуального логопедического занятия...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Р"
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука Р....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"...