Песочная терапия
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Мастер -класс
«Игры с песком как средство формирования речевых навыков у детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 105.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность: Всем известно, что речь является основной коммуникативной функцией. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями, речевого развития, а, следовательно, количество детей, попадающих в коррекционные группы детских садов также растет. Большинство из них имеют не только сложный речевой дефект, но и трудности в поведении, а также недоразвитие интеллектуально-познавательной сферы.
Нарушение речи детей затрагивают различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую, лексическую, грамматическую. Дети редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. В основном у них присутствует моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Поэтому, для успешной коррекции речи и моторики у детей, рекомендуется использовать в работе песочную терапию.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. А как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир.
При работе с песком создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы.
Работая с песком, выделяем следующие задачи по преодолению нарушений речи у детей:
- Регуляция мышечного тонуса
- Развитие артикуляционной моторики
- Автоматизация звуков
- Развитие фонематического слуха
- Формирование слоговой структуры слова
- Словарная работа
- Звуковой анализ слов
- Обучение грамоте
- Связная речь
Все эти задачи решаем с помощью игровых методов!
Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.
Упражнение «Необыкновенные следы»:
«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
«Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
«Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
Артикуляционные упражнения.
«Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
«Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
Автоматизация звуков
«Сильный мотор» - произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Горочка» - набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
Совершенствование грамматического строя речи
«Машинки» Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Педагог расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.
«Подбери слово» Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).
Развитие фонематического слуха
«Выложи узор» Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
«Клад» Педагог закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).
Словарная работа
«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
Развитие связной речи
«Чего на свете не бывает».
Цель игры: развивать воображение, связную речь.
Ход игры: предложить, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». Развивать связную речь, побудить сочинить сказку о получившемся.
« Во саду ли, в огороде».
Ход игры: По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается в фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Педагог просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью
Обучение грамоте
«Найди буквы и назови». Педагог прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.
Эту игру можно усложнить, давая инструкции: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную педагогом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
Вывод:
Использование песочных игр с детьми позволяет развивать не только все стороны речи. В процессе работы с песком ребенок и педагог легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит этот метод для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.
«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...
Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".
учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...