" Использование пиктограмм в работе с детьми старшего дошкольного возраста".
статья по логопедии (старшая группа)

   Работая с дошкольниками  с различной речевой патологией, приходится искать средства, облегчающие и систематизирующие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является пиктограмма. Использование пиктограмм в коррекции речи детей рассматривается на конкретных примерах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_piktogramm.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

     «Использование  пиктограмм

 в  работе  с  детьми

старшего  дошкольного  возраста».

    Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении  программы детского сада.

     Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. 
    Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является пиктограмма.

   Что такое пиктограмма?

     Пиктограмма  (от латинского – рисовать и греческого – запись) – это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего,  в схематическом виде. 
    История использования пиктограмм ведёт отсчёт едва ли ни с первобытных времён. Известно, что люди сначала научились рисовать, а потом уже писать буквами.  На стенах пещер, где жили древние люди, найдено много таких рисунков. Получилось так, что древние люди оставили для потомков письма- рассказы, хотя не умели писать. 
    Пиктограмма – один из видов предписьма, представляющий собою рисуночное письмо, или картинопись – изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков.
В ХХ веке методика «Пиктограммы» была разработана и использовалась в психологических исследованиях.  В 60 – 70 годах применение данной методики расширилось. 
  В России целенаправленное использование пиктограмм (или метода мнемотехники) ещё молодое направление в области педагогики.   Использование пиктограмм в дошкольной педагогике называют по-разному.   Так,  Воробьёва В.К. – сенсорно графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно- схематическими моделями,  Большева Т.В. – коллажем,  Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.
  Способность запоминать зависит  от памяти,  мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание – мозг не хранит информацию в привычном смысле слова, но способен сохранять только внутренние связи между объектами.
    Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование пиктограмм в настоящее время становится актуальным. Пиктограмма относится к невербальным средствам общения: это когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, а при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. 
Таким образом, пиктограммы – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания.
   У детей с речевыми нарушениями  особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих процесс запоминания и увеличивающих объём памяти. Опора на визуальный образ очень важна, так как при воспроизведении текста зрительный образ возникает в воображении и это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, например, в стихах и текстах.
    «Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго  и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К.Д.Ушинский.
  При использовании пиктограмм мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму.  
Задачи, решаемые при использовании пиктограмм:

•  формирование лексико-грамматических представлений;

•  работа со звуками;

•  развитие словаря и связной речи;

•  подготовка к обучению грамоте.

   Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями, характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм  вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

 в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

     В логопедической работе пиктограмма  выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.

    На использовании пиктограмм основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольной грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и Л.Е.Журовой. Схемы и модели постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогает ребенку увидеть связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, общению, совершенствует речемыслительную деятельность детей.
Овладение приемами использования пиктограмм значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи:
- развития основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации – преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики при графическом воспроизведении.
  Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий на начальном этапе работы необходимо сформировать у детей знаково-символические функции. Они носят символы различного характера:
- геометрически фигуры;
- символические изображения предметов: силуэты, контуры, условные обозначения.
  Так же пиктограммы  эффективны, при  закреплении поставленных звуков на материале стихотворных текстов, при разучивании  пальчиковых игр, пересказа текстов, сказок. Суть заключается в том, что на каждое слово или словосочетание составляется картинка и произведение зарисовывается схематически.
После этого ребенок по памяти, используя опору на графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

Рассмотрим на конкретных примерах использование пиктограмм в коррекции речи детей.

Формирование представлений о структурных единицах языковой системы.

     Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком.
Для этой работы можно использовать различные дидактические игры и пособия, например:
1. Пособие “Где звук?”. Цель пособия – упражнять детей в определении места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей схемы.
Пособие состоит из демонстрационного материала, используемого на занятиях (формат A3) и карточек (формат А4) для индивидуальной работы с детьми под руководством учителя-логопеда (цветной вариант) и воспитателя или родителей (черно-белый вариант). Черно-белое изображение предполагает работу по развитию мелкой моторики.
2.Игра «Звуковые символы».  Цель – закрепить четкое произношение гласных звуков.

     Это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции. Звуковые символы изображаются на карточках из картона примерно 10 х 10 см.

  В  этой игре логопед  произносит вместе с ребенком звук перед зеркалом и обращает его внимание  на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку...)

После этого ребенку предлагаются задания:

«Звуковые песенки»
  Ребенку предлагают  составить звуковые песенки типа 
«а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом ребенок с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

«Кто первый»
Ребенку показывают  картинку с предметом, который начинается с гласного 
«а»«у»«о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

3. Игра “Феи Звуков”. Цель пособия: упражнять в дифференциации понятий “гласный” -“согласный твердый/мягкий” звук.
    Для этой игры на начальных этапах обучения  детям предлагают схему ответа, опираясь на которую детям легче построить речевое высказывание
.
Например, характеристика первого звука в слове: ребенок  называет предложенную картинку, называет первый звук в названии изображенного предмета, определяет первый звук- гласный или согласный  и  “отдает” картинку Фее (гласный звук – Красная Фея, согласный твердый – Синяя Фея и т. д.)

     В подготовительной к школе группе, проводя звуковой анализ слов и характеризуя заданный звук, можно  использовать  Звуковичков, которые своим внешним видом моделируют план речевого высказывания. Характеристика заданного звука (согласный, твердый, звонкий) – это понятие абстрактное, набор слов который не так просто запомнить. Другое дело имена Звуковичков – синий в шапочке с колокольчиком – Согласный Твердый Звонкий, и т. д.

     С целью профилактики дисграфии  используют  ребусы, изографы (изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь), полубуковку, изображение предметов с помощью букв.

Автоматизация поставленных звуков в стихах.

     Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения  разрабатывается  и составляется  своя  пиктограмма, подбираются  рисунки или символы к выбранному стихотворению,  наполненным определённым поставленным логопедом звуком (желательно на каждую строчку).

    Следующий этап работы с пиктограммой — эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится  словарная  работа  по произведению, беседа  по смыслу прочитанного,   предоставляется возможность  воспроизвести текст  детьми с опорой на рисунки или графическое изображение.  Практика показывает,  что использование пиктограмм для автоматизации звуков  носит положительный результат.  Дети очень быстро закрепляют поставленные звуки в речи, постепенно укрепляется их образное мышление, развивается  память, они запоминают стихотворные тексты намного лучше. Разучивание становится  для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

Формирование лексико-грамматических категорий

     При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической темы.
  Детям с речевыми нарушениями требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков 
словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет использование пиктограмм.


    Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”.
Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, все зависит от творчества педагога.
    С помощью пиктограмм  можно выполнить различные игровые задания: например, я предлагаю игру “Семья”. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с подгруппой детей. На столе или доске размещаются пиктограммы, а на столе карточки с изображением животных (“рубашками” вверх). Ребенку предлагается задание: выбрать карточку и, опираясь на пиктограммы, которые показывает педагог, образовать нужное слово.

Формирование связной речи

      Логопедическое воздействие при речевых нарушениях преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически  правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
I. Пересказ текстов.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).
С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д.


II. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин

     При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети с нарушениями речи испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения. Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходимо подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т.д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей. В картинно-графическом плане я акцентирую внимание дошкольников именно на это. Например, диалоги я обозначаю стрелкой с вопросом от того героя, который начинает диалог. Это помогает детям не “потерять” характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе и т.д. Слова – признаки, характеризующие персонажей, я обозначаю либо знаком вопроса, или, если необходимо передать настроение героя – использую пиктограммы. Пиктограммы я выставляю при рассматривании каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенном признаке или действии героя.

III. Составление описательных рассказов по сюжетной картине

   Для  рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно “сконструировать ситуацию”, изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог.
   При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Существует несколько видов занятий с картинным материалом.
Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка “Зимние забавы”.
   При составлении повествовательного рассказа по этой картинке  детям раздают карточки с фрагментами картинки и предлагают   составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

IV. Составление описательных рассказов

    Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств  предмета или явления.
   Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные
 черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Сначала нужно научить детей выделять существенные признаки предмета.
   Использование пиктограмм  стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

Используя в своей работе пиктограммы, мы учим детей:

  1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  3. автоматизировать поставленный звук значительно быстрее;
  4. применение пиктограмм оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

    Из всего сказанного можно сделать вывод: что анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы. А это значит, что использование пиктограмм можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы, так и в работе с детьми массовых групп детского сада.

     Информационно-методическое  обеспечение:

1.  Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.

2.  Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.

3.  Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.

4.  Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

5.  Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2007.

6.  Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

http://www.pandia.ru

http://www.pomochnik-vsem.ru

Использованы материалы из Интернет-ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В материале представлена работа по использованию ИКТ в ДОУ....

Опыт работы «Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта  проблема становится особенно значимой. Главной и о...

Методическая разработка «Использование пластилинографии в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Каждый ребёнок знает такой мягкий и податливый материал...

Статья "Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Раскрывается актуальность  использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста....