Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
методическая разработка по логопедии на тему

Основная цель – формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня на основе развития невербальных и вербальных средств общения. Эта цель реализуется через задачи:

1.     Образовательные                                                                                         

2.     Воспитательные

3.     Коррекционные

  Работа по формированию эмоциональной лексики в структуре преодоления общего недоразвития речи включает в себя два этапа: подготовительный и основной.                                                                       В основу коррекционного обучения заложен комплексный подход, учитывающий особенности развития эмоциональной лексики у детей с ОНР. Работа по формированию эмоциональной лексики в структуре преодоления общего недоразвития речи включает в себя два этапа: подготовительный и основной.Содержание подготовительного и основного этапов обучения реализуется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. В процессе закрепления задания используются на музыкальных занятиях, коррекционных часах и при выполнении домашних заданий. Комплексное воздействие осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_formirovaniyu.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эмоциональной лексики у детей

старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Основная цель – формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня на основе развития невербальных и вербальных средств общения. Эта цель реализуется через задачи:

Образовательные:                                                                                           Познакомить детей с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, гнев, страх. Учить видеть собственный эмоциональный образ и распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.).                                                                                         Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.   Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.                     Воспитательные:                                                                                                   Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).                                                              Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.   Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными, социально приемлемыми способами.                                                      Отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.                        3. Коррекционные:                                                                                                             1. Развитие невербальных средств общения: мимики, пантомимики;                       2. Развитие интонационной стороны речи;                                                                   3. Развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации. В основу коррекционного обучения заложен комплексный подход, учитывающий особенности развития эмоциональной лексики у детей с ОНР. Работа по формированию эмоциональной лексики в структуре преодоления общего недоразвития речи включает в себя два этапа: подготовительный и основной.                                                                                                       Содержание подготовительного и основного этапов обучения реализуется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. В процессе закрепления задания используются на музыкальных занятиях, коррекционных часах и при выполнении домашних заданий. Комплексное воздействие осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

Подготовительный этап

Цель данного этапа состоит в подготовке детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту – радость, грусть, испуг, удивление, злость, для последующей интеграции этих знаний в область эмоциональной лексики. Подготовительный этап включает в себя три блока.

Задача 1 блока — научить детей распознавать эмоциональные состояния. Реализация данной задачи проходит в беседах с детьми на вводных занятиях. Задачи 2 блока - научить различать эмоции по схематическим изображениям; сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы; развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей;  Применение графических изображений способствует распознаванию того или иного вида лицевой экспрессии, а также развитию внимания и памяти.   В работе с детьми используются игры с карточками с изображением людей, животных и предметов, выражающих различные эмоциональные состояния. На занятиях применяются зеркала для того, чтобы дети могли соотнести мимику своего лица с заданной эмоцией.  Современные исследования показывают, что каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим цветовым тоном. Таким образом, каждая цветовая эмоция имеет свою цветовую характеристику. Эти данные так же применяются в работе: детям раздаются картинки, пиктограммы того или иного эмоционального состояния и набор цветных карточек. Ребенку предлагается под картинку положить соответствующую цветную карточку или, наоборот, перед ребенком лежит цветная карточка, а ему нужно подобрать соответствующую картинку с тем эмоциональным выражением, которое соотносится с данным цветом. Данная игра способствует  не только различению эмоциональных состояний, но и развитию сенсорных способностей, а именно различению цвета.                                     Ознакомление с эмоциональными состояниями происходит и через восприятие классической музыки. Репертуар подобран музыкальным руководителем. После прослушивания дети рассказывают, какое настроение навеяла та или иная мелодия, что им представилось в момент прослушивания. С целью закрепления используются игры, направленные на дифференциацию эмоциональных состояний: “Кубик эмоций”, “Лото настроений».                                                                                                             В задачи 3 блока входит:                                                                           формирование воспроизведения ритма речи;                                        формирование восприятия выразительности речи;                                 формирование умений пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи.                                                                                        Используются задания на восприятие ритма: прослушать изолированные удары, определить их количество.  Далее используются упражнения на воспроизведение ритма: отстучать предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).                                                                                      Восприятия выразительности речи начинается с понимания общих представлений об интонационной экспрессивности.                                                 С целью формирования умения различать эмоциональные оттенки в речи, проводятся игры: “Какая маска говорит”, “Какое настроение у зайчонка”.    На этом же этапе проводятся игры, в которых детям предлагается прослушать одну и ту же фразу, но произнесенную с различными эмоциональными оттенками.                                                                                      На этапе формирования умения пользоваться средствами выразительности в речи применяется комплекс специальных приемов:                                      Усиление и ослабление голоса с паузой и без паузы:                                 Изменение логического ударения в предложении:                                      Отработка интонационной конструкции проходит в следующей последовательности:                                                                                                  - дети сопряженно с логопедом проговаривают предложение;                                    - повторяют фразу за логопедом;                                                                                      - произносят предложение с нужной интонацией самостоятельно.                  Далее работа по формированию интонационной стороны речи проводится на материале нескольких предложений, коротких рассказов. При выполнении всех упражнений используются мимика, жесты, пантомимика.         Приведенные в рамках подготовительного этапа приемы и задания, способствуют подготовке детей к правильному усвоению эмоциональной лексики на следующем этапе.

Основной этап

Цель основного этапа — формирование эмоциональной лексики.

Основной этап состоит из трех блоков.                                                             Первый блок основного этапа включил в себя ряд следующих задач:                       расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; формирование синонимических и антонимических отношений;                развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов.                                                                                           Данные задачи решаются в процессе логопедических занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. На занятиях используется наглядный материал: картинки, фотографии, пиктограммы, и полоски с изменением насыщенности цвета.           Трехтональные полоски бумаги. Детям предлагается посмотреть на пиктограмму и определить, какое эмоциональное состояние она выражает. Затем внимание детей обращается на постепенное насыщение цвета на полоске бумаги и объясняется, что таким же образом может происходить изменение эмоционального состояния (например, радостный – еще радостнее – самый радостный; грустный – еще грустнее – самый грустный и т.д.). Обучение овладению синонимами на уровне слов проводится с помощью игровых приемов.  На этом же этапе осуществляется работа по распространению предложений с помощью синонимов. Далее овладение синонимическими отношениями происходит на уровне небольших рассказов. По сюжетным картинкам дети определяют эмоциональное состояние сказочных героев, а затем составляют небольшие рассказы.                                                                                                                 На этом этапе широко используются пальчиковые и перчаточные куклы, шапочки и маски т.к. очень важно дать каждому ребенку выступить хотя бы с самой маленькой ролью. Желание получить роль — мощный стимул говорить чисто, правильно.                                                                              Овладение антонимическими отношениями базируется на противопоставлении объектов с опорой на наглядность. В процессе выполнения заданий по подбору слов-антонимов используются игровые приемы “Скажи наоборот”  (веселый – грустный);“Доскажи словечко” (Падчерица добрая, а мачеха… злая), «Составь предложение».                                                                                       При составлении рассказов используется игра: “Прочитай письмо”. Логопед достает из конверта листок, но вместо текста на нем изображены пиктограммы с различными эмоциональными состояниями, которые надо “прочесть”. Каждому из детей вручается такое письмо, и они рассказывают, что в них “прочитали”. Данная игра помогает закреплять знания детей в подборе синонимов и антонимов. Кроме того, это задание способствует развитию связных высказываний.                                                                    Второй блок основного этапа включает в себя следующие задачи: обогащение словарного запаса эмоциональной лексикой, состоящей из слов-оценок, с помощью которых возможно квалифицировать вещи, предметы, явления с положительной или с отрицательной стороны;                          употребление слов-оценок в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях.                                                                                                Подбор дидактического материала проводится на основе принципа доступности и от простого к сложному.                                                                В работе используются следующие приемы:                                                      Добавление слов в словосочетания (добавление зависимых слов к главному): «Сказка (какая?) добрая, интересная».                                               Составление словосочетаний: а) составление словосочетаний с синонимически близкими словами: «Скажи по-другому» (Замечательное настроение; хорошее, прекрасное). б) составление словосочетаний со словами противоположного значения: «Скажи наоборот» (День солнечный; день…). в) образование имен прилагательных сравнительной и превосходной степени: суп вкусный, торт ещевкуснее, мороженое – самое вкусное.   Составление предложений: а) составить предложение с заданным словом; б) распространить предложение с помощью синонимов (Иван был очень смелым, …отважным, храбрым.) ; в) преобразовать деформированное предложение; г) дополнить предложение словом с противоположным значением (Принцесса добрая, а колдунья… злая).                              Составление рассказов: а) составление небольших рассказов, используя слова-антонимы, слова-синонимы; б) составление рассказов по серии сюжетных картин; в) составление рассказов по картине.                                Задачи третьего блока основного этапа:                                                       уточнение и увеличение объема словаря детей в области эмоциональной лексики;                                                                                                          развитие самостоятельных связных высказываний, основанных на употреблении данной лексики для более точной и полной передачи своих мыслей, чувственных образов, эмоционального отношения к персонажам, к той или иной ситуации из сказок, рассказов, стихов и реально происходящих событий.                                                                                                      Реализация выдвинутых задач осуществляется в процессе изучения лексических тем. Используются игры: «Скажи ласково»: добрый – добренький. На примере игры «Два брата ИК и ИЩ» дети учатся составлять слова со значением увеличения.                                                                         Для лучшего усвоения словарного материала в работе используются наглядные средства обучения: — предметные и сюжетные картинки, иллюстрации из сказок, рассказов, стихов; — для образования форм субъективной оценки предмета или объекта могут служить геометрические фигуры различного размера (большие, средние, маленькие); — для работы со словами, в которых с помощью определенных суффиксов и префиксов происходит изменение семантического значения слов, могут служить трехцветные полоски бумаги (злой – злющий – презлющий).          Использование в коррекционном обучении вышеприведенных приемов, оказывает благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии, активизацию широкого спектра вербальных средств. Постепенно речь детей характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику.  

Заключение                                                                                                             Процесс развития лексической системы, и в частности эмоциональной лексики у детей с ОНР(III уровень), не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая, поэтапная логопедическая работа.       Предложенные методические приемы коррекционной работы могут использоваться наряду с традиционными. Данная работа позволяет решить вопросы, связанные с оптимизацией коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ОНР, а также с подготовкой к успешной интеграции выпускников логопедических групп в общеобразовательные школы.

Список используемой литературы

Белопольская Н. Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра / Н. Л. Белопольская. – М.: Когито-центр, 2000. – 36 с.

Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. — № 4. – С. 57 – 64.

Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 137 с.

Кондратенко И. Ю. Аспекты эмоционально-экспрессивной лексики и ее усвоение детьми с ОНР / И. Ю. Кондратенко // Логопед. – 2004. — № 3. – С. 53 – 60.

Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 205 с.

Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов н/Д: “Феникс”, СПб: “Союз”, 2004. – 224 с.

Макунина Е. Придумываем истории и сказки /Е. Макунина // Ребенок в детском саду. – 2005. — № 6. – С. 36 – 40.

Методы обследования речи у детей. Вып. 2 /под ред. И.Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. – М.: 1996. – 146 с.

Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры / В. М. Минаева. – М.: Аркти, 1999. – 48 с.

Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Сфера, 2002. – 144 с.

Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 45 с.

Урунтаева Г. А. Практикум по дошкольной психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Академия, 1998. – 304 с.

Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.

Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989. – 46 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Основные цели и задачи формирования эмоциональной лексики у детей с ОНР и способы их реализации в процессе логопедической работы....

Анализ работы по внедрению методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня».

Исследование эффективности применения методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня» в группе компенсирующей напра...

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.

При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это...

статья "Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией с помощью семантических полей "

Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией с помощью семантических полей....

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Исследование речи старших дошкольников с ОНР показывает, что их словарный запас весьма ограничен, в некоторых случаях нарушеОсобенности их лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и об...