Лексическая тема "Человек . Части тела" (подготовительная группа)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Красникова Ольга Васильевна

Полезный материал для детей, родителей. воспитателей, логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_rechevye_igry_po_teme_chasti_tela.docx70.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие речевые игры по теме: "Человек и его тело"


Картинки по запросу части тела картинки для детей

Лексическая тема: «Человек и его тело»

Понедельник

1.     Пальчиковая гимнастика

2.     Артикуляционная гимнастика

3.     Прослушать и обсудить рассказ о теле человека

Человек.

     Взрослые и дети, мальчики и девочки - это люди. Их тела устроены по одному принципу, но при этом различаются между собой. Тело напоминает мудрый механизм, который способен выполнять множество различных функций. С его помощью мы можем смеяться, плакать, говорить, бегать, думать, работать и играть. Двух абсолютно одинаковых людей не бывает. Люди из одной семьи больше похожи друг на друга, чем на других. Близнецы обладают наибольшим сходством.
     Человеческое тело состоит из различных частей. Внутри тела человека находятся мягкие части, называемые органами, постоянно занятые работой. Каждый орган имеет особые обязанности и выполняет их, чтобы наше тело нормально работало. Все органы взаимодействуют друг с другом, как детали машины.

4.      Назови ласково: голова – головка,  колено — … , глаз — … , ухо — … , шея — … , локоть — … , лицо — … , голос — …,  ресница — …

5.       «Один – много» (множественное число в именительном падеже): голова – головы,  глаз — … , ухо — … , рот — …,  нос — …,  язык — …,  зуб — … , лицо — …,  лоб — …

6.       Образование единственного числа существительных: волосы – один волос,  плечи — одно … , глаза – …,  уши — … , колени — … , брови — ….  щеки — … , ногти — … , ресницы — …

7.       Назовите действие: глазами мы смотрим,  головой — … , носом — … , ушами — … , ртом — …,  руками — …,  ногами — … , зубами — …

8.Посчитай: Один лоб, два…, три…, четыре…., пять…

Одна голова, две …, три…, четыре…, пять…

Одно зеркало, две …, три…, четыре…, пять…

Одно ухо, два.., три…, четыре…,  пят…

9.Назови лишнее слово: кость, окостенеть, кисточка, костлявый

рука, рученька, ручной, срочно, однорукий

палец, палка, пальчик, пальцевой

голова, головушка, голый, головастик

10. Игра «Скажи наоборот»:

: - Высокий - …- низкий.

: - Длинный - …- короткий.

- Здоровый - …- больной.

- Грязный - …   - чистый.

- Грустный -  …   - веселый.

- Сильный - …    - слабый.

- Красивый - …- страшный.

11.В: Туловище имеет руки и ноги. Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/. А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти,

- Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/

 - Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/

 - Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/

 - Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

12.Игра «Это тоже я могу»)

Кто скажите, сможет дети повторить движенья эти? Руки вверх я подниму.

Дети: Это тоже я могу!

Логопед: Вправо влево разведу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: И как птица полечу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: Головою поверчу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: А теперь присяду, встану и нисколько не устану.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: Я попрыгаю немножко.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: И пешком пойду в дорогу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: И на месте побегу.

Дети: Это тоже я могу.

Логопед: Все на свете я могу.

13. Зарядка

Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!

По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной! Хлоп, хлоп!

Хлопаем перед собой! Хлоп, хлоп!

Вправо можем! Влево можем!

И крест накрест руки сложим.

Левой ручкой – по плечу,

Правой ручкой – покручу,

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.

Вторник

1.      Пальчиковая гимнастика

2.     Артикуляционная гимнастика

3.     Воспитатель: - Я задаю вопрос и показываю действие, а вы отвечаете и повторяете действие.

В: - Чем мы топаем?   Дети: - … ногами.

В: - Чем рисуем мы?   Дети: - … руками.

 В: -  Чем же смотрим мы?   Дети: - … глазами.

В: - А чем слушаем? Дети: - … ушами.

В: - А едим и пьём мы чем? Дети: - … ртом.

В: - Чем мы думаем, друзья? Дети: - … головой.

В: - Что на голове растет непрерывно круглый год?

В: - … волосы.

В: - Чем мы узелки завяжем, и куда идти покажем?

Дети: - … пальцами.

В:        Чем мы можем поклониться,

А потом и распрямиться.

Вправо, влево повернуться

И опять к земле нагнуться?

Дети: - … телом.

4.     Согласование числительных 1, 2 с существительными.

«Назови, что у нас одна?» (Спина, голова)

«Назови, что у нас один?» (Нос, рот, живот, лоб, затылок)

«Назови, чего у нас два?» (два уха, два глаза, два плеча, два колена)

«Назови, чего у нас две?» (руки, ноги, губы, щеки)

5.     Дидактическая игра «Один – много».

У тебя один нос, а у всех детей группы – много носов.

рот – …..                ухо –….                спина – ….

голова – …            локоть – ….           2 глаза – …

живот – ….            колено – ….         лоб - ….

6.      «Назови ласково».

Рука – ручка – рученька

Нога – ножка – ноженька

Голова – головка – головушка

Щека – щечка  и т. д.

Среда

2. Пальчиковая гимнастика

1.Артикуляционная гимнастика

3. Дидактическая игра «Посмотри в глаза».

Карие глаза – кареглазая;        зелёные глаза – …;

Голубые глаза – …;                серые глаза – …;

4. Дидактическая игра «Объясни словечко».

 Тёмные волосы – темноволосый;        светлые – …;        рыжие – …;

Без бороды - …;                                без усов - …;        одна нога - …;

Один глаз – …;                                широкие плечи - …;                        

5.Отгадать и выучить загадки.

Всегда во рту, а не проглотишь. ( язык)

Не часы, а тикает. (Сердце)

Пять братьев – всем одно имя. (пальцы)

Всё – всё слышит, но не говорит. (Ухо)

На ночь два оконца сами закрываются

А с восходом солнца сами открываются. (Глаза)

 У зверюшки  – на макушке,

А у нас ниже глаз. (уши)

В: Для чего нужны уши? /уши нужны для того, чтобы слышать, слушать/

                   То как лучи они сияют,

                 То застилает их слеза,

                  Порой читают иль моргают,

                  А то смеются вдруг… /глаза/

В: Какие бывают глаза? (по цвету – карие, зеленые, голубые, серые). А какие глаза у доброго человека? (лучистые, светлые, добрые, улыбчивые, открытые) А у хитрого? А у злого человека? (обсудить ответы детей).

6.Подбери и назови части тела: Это (голова). Что на голове? (На голове волосы, лицо, уши.)
Что на лице? (глаза, нос, рот, губы, щеки, подбородок, брови).
Что на руке? (пальцы, ногти, ладонь, локоть)
Что на ноге? (колено, пятка, пальцы, ногти).
Что на туловище? (живот, грудь, спина, бедра).

Четверг

1.     Пальчиковая гимнастика

2.     Артикуляционная гимнастика

1.     Знакомство с буквой Б

- На что похожа буква Б?

-Буква Б с большим брюшком,  в кепке с длинным козырьком.

(Прописывание буквы в воздухе).

В: Жили-были 2 гнома -     Б О М   и    Б И М.      Сейчас мы о них поговорим.

- С какого звука начинается слово Бом? (звук Б)

- Дайте характеристику звуку (согласный, твердый, звонкий)

- А с какого звука начинается слово Бим? (звук Бь)

- Дайте характеристику звуку. (согласный, мягкий, звонкий)

4.Психогимнастика.

- Бом здоровается с вами: Ба – Бо - Бу  удивленно! Поздоровайтесь с ним также.

- Бим здоровается: Би – Бе - Бю ласково.

- Гномы любили дразнить друг друга. Я буду говорить за старшего, а вы отвечать, как младший: бы  - бы –  дети: би – би ,

Ба – ба  – дети:  бя - бя,

Бу бу  – дети:  бю - бю.

5.Игра "Поймай звук"

Девочки хлопают на звук Бь, мальчики топают на звук Б:

А) из ряда звуков: К, Б, В, ВЬ, БЬ, Б, Г, БЬ Д, Б, М, БЬ,В, Ф и др.

Б) из ряда слогов: БА, ХА, БИ, ВА, БО, ВО, ВИ, БЕ, ХО, КО, БУ, КУ, КЁ, БЁ, БЫ, МЫ, КЫ, ВЫ, БЯ, и др.

В) из ряда слов: билет, бант, кабинет, букет, бокал, дикобраз, бегун, бальзам, брюки, бисер,  кобра, браслет, бейсболка.

В: На какое слово и девочки хлопнули, и мальчики – топнули?

Дети: БЕЙСБОЛКА, там есть и мягкий, и твердый звук.

6.Речь с движением (слова сопровождаются поглаживанием частей тела)

Есть на пальцах наших ногти          Есть у нас на голове

На руках – запястья, локти               Уха два и мочки две

Темя, шея, плечи, грудь.                  Брови, скулы и виски

Бедра, пятки, две стопы                   И глаза, что так близки

Есть колени и спина                          Щеки, нос и две ноздри

Но она всего одна                               Губы, зубы – посмотри! 

Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой!

7.Многозначность слов.

В: Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Ручка – у двери, у сумки, авторучка;

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула;

Кисти – малярная, кисть винограда;

Язычок – у ботинка, пирожное;

Ножки – у стула, у гриба.

8. Игра “Один - много”
Доктор вылечил много людей, значит, он вылечил не один нос, рот….
Доктор лечил глаз – глаза нога - … рот – рты
нос - … рука - … лоб- …
ухо - … палец - … живот - …

9. Игра “Что у тебя, а что у куклы?”
У тебя лицо, а у куклы личико.
У тебя уши, а у куклы ушки.
У тебя глаза, а у куклы глазки.
У тебя нога, а у куклы ножка.
У тебя щека, а у куклы щечка.
У тебя живот, а у куклы животик.
У тебя лоб, а у куклы лобик.
У тебя нос, а у куклы носик. И т. д.

10.Игра “Найди ошибку”.
Руками прыгают, а ногами трогают.
Глазами нюхают, а носом смотрят.
Ушами едят, а ртом слушают.
Ногами хлопают, а руками топают.
Ногтями берут, а руками царапают.

Пятница

1.     Пальчиковая гимнастика

2.     Артикуляционная гимнастика

3.     Отгадывание загадок.
Живут через дорожку, а друг друга не видят. (глаза)

Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (нос)

Если б не было его, не сказали б ничего.(язык)

Пять братьев вместе родятся, а росту разного.(пальцы)

Всю жизнь ходят  вдогонку, а обогнать друг друга не могут. (ноги)

Один говорит, двое смотрят и двое слушают. (язык, глаза, уши)

4.     Пересказ рассказа “Для чего руки нужны” (Е. Пермяк)
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.
Спросил как – то дедушка внука:
- А для чего, Петенька, людям руки нужны?
- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.
- А еще для чего? – спросил дед.
- Чтобы ложку держать.
- А еще?
- Чтобы кошку гладить.
- А еще?
- Чтобы камешки в речку бросать.
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он
маленький был и обо всех других людях по своим рукам судил, а не по
трудовым рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет
держится.

5.     Игра «Вчера, сегодня, завтра» (подбери слова к действиям)

Мыла - вымыла – вымоет

вешает – повесила - повесит

Рисует – нарисовал - ….                          умывается – умылся - ……

Одевается – оделся - …..                          прячется – спрятался - …..

Прыгает – перепрыгнул - …..                    наливает – налил - …..

Ест – съел - ……                                             бросает – бросила и т.д.

6.     Игра “Подбери предмет” (часть тела)

К заданному слову подберите слово, которое обозначает часть тела человека:
Видят- слышат- работают- бегают-
Дышит- жуют- стоят- машут-
Трогают- нюхает- говорит- пишут-

7.     Игра “Два, две”

Что у человека бывает по паре. Назовите эти части тела, используя слова два, две.
Парные части тела: две брови, два глаза, две щеки, два уха, два плеча, две руки, два локтя, две ладони, две ноги, два колена, две пятки, две ступни).

8.     Игра “Назови части тела человека, которых нет у домашних животных”

А теперь подумайте и скажите, каких частей у домашних животных не бывает, а у человека они есть.
Лицо, подбородок, ладони, пальцы, ногти, локти, руки, плечи).

9.     Игра “Узнай по описанию” или “Какой, какие?”

Вы много узнали о частях тела человека, и вам будет нетрудно догадаться, о чем я говорю:
Красивые, серые, зеленые, голубые, большие (что?) - глаза.
Густые, длинные, короткие, блестящие, вьющиеся, пышные - волосы.
Большой, конопатый, орлиный, маленький, горбатый – нос.
Пухлые,  розовые, узкие, большие – губы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию легсико-грамматической стороны речи в средней группе. Лексическая тема "Части тела"

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи  в средней группе. Тема: «Части тела» с использованием речедвигательных упражнений и пальчиковых игр....

Интегрированное занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в средней группе «Исследуя своё тело» Лексическая тема: «Части лица и тела Средство личной гигиены » с использованием речедвигательных игр, упражнений и компьютерных технологий

Цель:Создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями.Задачи:Коррекционн...

Лексическая тема "Человек. Части тело" (подготовительная группа)

Логопедическое занятие для подготовительной группы....

Открытое занятие по русскому языку "Части тела" подготовительная группа

                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа с.Арыг-Бажымуниципальн...

Открытое занятие по русскому языку "Части тела" подготовительная группа

Образовательная область: развитие речиНаправления: Русский языкТема: Части телаПедагогическая цель: закреплять знания детей о частях тела человека;  активизировать словарь; развивать умение прави...

Задания для детей старшей группы по лексической теме "Части тела"

Задания для детей старшей группы по лексической теме "Части тела"....

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Человек и его части» в старшей группе.

Коррекционно-образовательные:-уточнить представление детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;-практически усваивать словоизменение количественных числительных с существи...