Лексическая тема "Человек. Части тело" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Бобкова Елена Владимировна

Логопедическое занятие для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_podg.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Человек. Части тело»

Физкультминутка                                                                                                                        

Это глазка. Вот. Вот.                                                                                                           Это ушки. Вот. Вот.                                                                                                                     Это нос. Это рот.                                                                                                                         Там спинка. Тут живот.                                                                                                       Это ручки. Хлоп, хлоп.                                                                                                           Это ножки. Топ. Топ.                                                                                                                Ой, устали. Вытрем лоб.

Пальчиковая гимнастика    «Пальчики»                                                                                                                           Раз-два три-четыре-пять-         разгибаем  пальчики                                                                                                   Вышли пальчики гулять.                                                                                                                                                               Раз-два-три-четыре-пять       сгибаем пальчики                                                                                                                                              В домик спрятались опять.

Артикуляционную гимнастику «Веселый язычок»                                                          Жил – был Язычок. Он был веселый и всегда шумел.   Цокают язычком                           Но однажды все соседи на него Обиделись и перестали с Язычком дружить.      Надувают губы                                                                                                     Он подошел к Щечке,    Толкают язычком правую щечку                                    Постучал в ее дверцу — никто не открывает.                                                                        Тогда он пошел в противоположную сторону,   Толкают левую щечку                                             Но и там его никто не ждал.                                                                                            Язычок решил подружиться с зубками.                                                                                    Он щекотал сначала верхние зубки,      упражнение Чистим зубки                            А потом нижние.                                                                                                               Но тут губки обиделись и надулись.      Надувают губки                                                       Язычок решил их развеселить:                                                                                                      Облизнул сначала верхнюю губу,      упражнение Варенье                               А потом нижнюю. Губкам это понравилось, И они улыбнулись Язычку.                                С тех пор все они дружно живут   Улыбаются                                                                         И друг другу всегда улыбаются.

Тема «Человек. Части тела»                понедельник                                   

 - Взрослые и дети, мальчики и девочки - кто мы? (люди) Все мы разные, но очень похожи по строению тела и сегодня на занятии мы будем знакомиться с нашим телом.  Каждый человек должен знать строение своего тела – это поможет ему быть здоровым. Тело человека - мудрый механизм, он способен выполнять много различных действий.                                       Все дети разные и одновременно похожие, потому что тело состоит из одинаковых частей: головы, шеи, туловища, рук и ног.   (картинка)                         Голова может думать, смотреть, дышать, различать запахи и вкус, но не сама, а с помощью органов, которые находятся на голове: глаза, уши, нос и рот. (картинка)                                                                                                                                       - А что еще находится на голове? /волосы/                                                                       Голова может поворачиваться в разные стороны. Она не могла бы этого делать, если бы у нас не было шеи. При помощи шеи голова крепится к туловищу, которое может поворачиваться в разные стороны и наклоняться. К туловищу крепятся руки и ноги. Руки для человека очень важны, они выполняют разную работу.                                                                               - Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/.               - А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.

 «Подбери часть тела»   К заданному слову подберите слово, которое обозначает часть тела человека:                                                                                      Видят- слышат- работают- бегают-                                                                                           Дышит- жуют- стоят- машут-                                                                                              Трогают- нюхает- говорит- пишут

Закончить предложения одним и тем же словом в нужной форме.

1. УШИ.

У человека есть ...

Некоторые умеют

шевелить ...

У рыбы нет ...

Я грею свои ...

На морозе холодно ...

Девочки носят сережки в ...

2. РУКА.

Возьми карандаш в правую ....

Я рисую правой ...

У меня две ...

Я растираю свои .....

Я беру мяч двумя ...

3. НОГА

Я прыгаю на левой ....

Сделай шаг правой ....

У человека две ....

У рыбы нет .....

Я опустил в воду ...

Я одеваю носки на ....

Физкультминутка

«Найдем хозяина».                                                                                                      Взрослый произносит начало предложения, а ребёнок заканчивают его. Затем ребёнок повторяет предложение и показывает те части тела, о которых идет речь.                                                                                                             Ресницы нужны. (глазам).                                                                                                   Локти нужны. (рукам).                                                                                                            Пятки нужны. (ногам).                                                                                                      Волосы нужны. (голове).                                                                                             Лопатки нужны. (спине).                                                                                                Пальцы нужны. (ладошкам).                                                                                        Колени нужны. (ножкам).

«Пальчиковая гимнастика

Задания для самокоррекции                                                                                                         обведи и раскрась волосы у девочки.

                                                                       

Итог занятия                                                                                                                                                                   Что мы сегодня с вами делали?                                                                                             Что нам помогает дышать, есть, говорить, смотреть, слышать…?                                              Как мы называем все эти части? (ЧАСТИ ТЕЛА)

Тема «Человек. Части тела»                вторник                                   

Мы с вами умеем говорить и бегать, ходить и играть, работать и думать. Наше тело состоит из различных частей.

«Назови части тела»                                                                                                         Части тела: голова, руки, ноги, туловище.    Повторить название пальцев                                                                                                                                                   Части головы: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок.                                                                                                              Части туловища: шея, плечи, живот, спина.

Наши ножки могут ходить на носочках, высоко прыгать, бегать, приседать. Как у дома есть стены и поэтому он такой крепкий, так и у человека есть кости и мышцы, большие и маленькие. Eсли бы у человека не было костей, его тело было бы мягким. Кости, составляющие скелет, поддерживают тело и обеспечивают защиту от ранений и ушибов. Потрогайте себя, руки, ноги, животик.                                                        - Как вагоны в поезде связаны друг с другом, так и мышцы и кости связаны между собой. Человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет - это наша опора. На вид он хрупкий, но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы. Рассмотрите свои руки, пошевелите пальчиками рук.                                                                                                                                - Наше тело покрыто кожей, которая защищает его. Посмотрите на кожу, особенно на пальцах рук. Она должна быть целой, без повреждений.                                    - В организме человека через глаза, рот, нос, уши, в кожу может попасть грязь (пыль, песок, насекомые, и тогда организму будет плохо, ему надо будет с этим бороться; именно поэтому мы учимся ухаживать за своим телом, - когда оно чистое, ему ничего не грозит.                                                        - Через нос и рот в организм попадает воздух – мы дышим, живем. Попробуйте закрыть рот и нос – что будет?                                                           - Через рот мы себя кормим, наш организм берет из пищи самое ценное, нужное, а остатки выходят из него, когда вы ходите в туалет. Это как конфета – «фантик» выбрасываешь, а конфету ешь, так же поступает и ваш организм, поэтому освобождать его от «фантиков» нужно сразу, как только он об этом напомнить.                                                                                        - Если ты будешь беречь свое тело, есть то, что тебе дают в детском саду и дома, заниматься физкультурой, то вырастишь крепким, красивым и умным.

Физкультминутка

«Чего у тебя сколько?»                                                                                                           1 – голова, лоб, нос, шея, грудь, живот, спина, …                                                                    2 - …, 5  - …, 10 - …, 20 - … .

«Найди ошибку»
руками прыгают, а ногами трогают;
глазами нюхают, а носом смотрят;
ушами едят, а ртом слушают;
ногами хлопают, а руками топают;
ногтями берут, а руками царапают.

 «Пальчиковая гимнастика

Задания для самокоррекции                                                                                                         посмотри и дорисуй, чтобы были все одинаковый.

                                                                        

Итог занятия                                                                                                                     - Вспомните, о чём мы говорили на занятии?                                                                  

Тема «Человек. Части тела»                среда                                   

Мы познакомимся сегодня с самыми важными органами.                                                                                                - Один из самых главных органов — мозг.                                                                                                                       – Где он находится?                                                                                                                                                                          Он все знает и за все отвечает. Мозг помогает человеку думать, ходить, делать разную работу. Он очень хрупкий. Хорошо, что твердый череп надежно защищает мозг от повреждений. Но все-таки старайтесь не ударяться головой. От сильного удара бывает сотрясение мозга.                                                                 - Сердце похоже на большой насос, который качает кровь. По всему телу «бегает» кровь по разным сосудам. Главная задача крови — накормить все тело. А качает кровь, помогает ей двигаться очень важный орган — сердце. Сердце работает постоянно, даже когда человек спит.                                                             - Находится сердце в центре груди, почти посередине, а размером с кулак. Сложите руку в кулак и приложите к центру груди, чуть левее. Вот примерно такого размера ваше сердце. А теперь сжимайте и слегка разжимайте кулак — так работает сердце.                                                                                  - А вы слышите стук сердца?   Сердце нужно беречь. Но это не значит, что нужно все время лежать и ничего не делать. Сердце нужно тренировать, заниматься физкультурой. Когда бегаешь, сердце быстрее работает. Стучит и качает кровь.                                                                                                                   - Предлагаю вам приложить ладонь к сердцу и прислушаться. А теперь попрыгайте, побегайте на месте, наклонитесь вперед, назад. Теперь снова приложите руку к сердцу. Что изменилось? Сердце забилось сильнее.                                                                                                                                                         - У человека есть легкие, они нужны человеку, чтобы дышать и питать кровь нужным воздухом. Воздух не виден, но жить без него нельзя.                                    - Положите руки на грудь и сделайте глубокий вдох. Вы почувствовали, как руки приподнялись вместе с наполнившимися воздухом легкими. Теперь выдохните воздух. Руки опустились.                                                              - Мы не всегда дышим одинаково. Когда бегаем — дышим чаще и глубже, а когда мы спокойны или спим — дыхание у нас ровное и спокойное.     Нужно стараться не дышать дымом или грязным воздухом. Нашим легким полезен свежий чистый воздух. И конечно же, нельзя травить свои легкие сигаретами. От сигаретного дыма легкие становятся черными и заболевают.                                                                                                                     - Желудок, как кастрюля внутри нас — туда попадает вся пища, а желудок ее переваривает. С полезной, здоровой пищей желудок справляется легко, а от вредной пищи желудок страдает и даже заболевает. Очень не любит желудок, когда мы наедаемся сверх меры — набиваем живот. Желудок не успевает справиться с большущим количеством еды и у нас начинает болеть живот.

«Я называю часть тела, а вы скажите, что мы делаем»

- Что мы делаем глазами?         (смотрим, моргаем, закрываем, открываем)

- Носом?                         (дышим, нюхаем, сморкаемся)

- Ртом?                         (разговариваем, едим, улыбаемся, кричим, смеёмся…)

- Руками?                         (трогаем, берем, хлопаем)

- Ногами?                         (прыгаем, шагаем, топаем, бегаем…)

Физкультминутка

«Узнай по описанию»                                                                                                        Вы много узнали о частях тела человека, и вам будет нетрудно догадаться, о чем я говорю:                                                                                                     Красивые, серые, зеленые, голубые, большие (что?) - глаза.                                      Густые, длинные, короткие, блестящие, вьющиеся, пышные - волосы.      Большой, конопатый, орлиный, маленький, горбатый – нос.                                    Пухлые, розовые, узкие, большие – губы.

«Великан и карлик».                                                                                                                 зуб – зубик – зубище                    нос – носик – носище                                             рот – ротик – ротище                   губа – губка – губища                                                 усы – усики – усищи                    голос – голосок – голосище                                  кулак – кулачок – кулачище        борода – бородка – бородища                                  голова – головка – головища        ноготь – ноготок – ногтище                                         нога – ножка – ножища                 рука – ручка – ручища                                             глаз – глазик – глазище

«Пальчиковая гимнастика

Задания для самокоррекции                                                                                           Дорисуй половинку и раскрась                                                                                                

 

Итог занятия                                                                                                                     - Вспомните, о чём мы говорили на занятии?                                                                  

Тема «Человек. Части тела»                четверг                                  

«Назови ласково»                                                                                                               Сядет тот, кто назовет ласково:                                                                                          голова — нос — руки — грудь —                                                                                            лоб — подбородок — локти — спина —                                                                                                      брови — рот — пальцы — живот —                                                                                  ресницы — язык — ногти — ноги —                                                                                  глаза— горло— плечи— колени —                                                                                        затылок — зубы — шея — пятки —                                                                             щеки — губы — уши — лопатки —

Мой, моя, моё, мои
Мой – (лоб, нос и т.д.)
Моё – (лицо, тело и т.д.)
Моя – (рука, спина и.т.д.)
Мои – (ноги, уши и т.д.)

«Четвёртый лишний».                                                                                                          Мальчик, спина, девочка, старушка.      Банан, язык, зубы, нёбо.                            Нога, колено, тапок, пятка.                Пальцы, ладонь, пятка, локоть.  Волосы, уши, глаза, спина.             Ходить, бегать, нюхать, прыгать.   Читать, слышать, видеть, смотреть.

«Подумай и ответь»                                                                                                           - Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/                                           - Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/                                     - Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/                                          - Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

Физкультминутка

 Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.      Нос – у самолета, у корабля, у чайника;                                                                      Ручка – у двери, у сумки, авторучка;                                                                               Глазок – в двери, у картошки;                                                                                 Горлышко – у бутылки, у ребенка;                                                                              Спинка – у стула;                                                                                                             Кисти – малярная, кисть винограда;                                                                       Язычок – у ботинка, пирожное;                                                                               Ножки – у стула, у гриба.

«Найди ошибку». 
- руками прыгают, а ногами трогают;
- глазами нюхают, а носом смотрят;
- ушами едят, а ртом слушают;
- ногами хлопают, а руками топают;
- ногтями берут, а руками царапают.

«Пальчиковая гимнастика

Задания для самокоррекции                                                                                                         Найди 10 отличий на двух картинках с изображением детского праздника.

                                                                       

Итог занятия                                                                                                                     - Вспомните, о чём мы говорили на занятии?                                                                  

Тема «Человек. Части тела»                пятница    

«Покажи и назови».                                                                                                   Взрослый называет различные части тела, а ребёнок их показывает.      Взрослый показывает различные части тела, а ребёнок их называет.

Загадки.

На нас надевают

Зимой – сапожки,

Осенью – туфли,

 Летом – босоножки. (Ножки)

Я в больницу ни ногой,

 Обхожу всё стороной,

Весь дрожу, трясутся губы,

Мне вчера лечили…(зубы).

 Пять братьев годами равные

Ростом разные. (Пальцы)

 Всё, что мы положим в рот,

 Попадет к нам в …(живот).

 Горшочек умён

 семь дырочек в нём. (Голова).

Брат с братом
Через дорожку живут,
А друг друга не видят.  (Глаза.)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.  (Язык.)

Между двух светил
Я в середине один.  (Нос.)

Не сеют, не сажают,
Сами вырастают.   (Волосы.)

«Два, две»                                                                                                                      Парные части тела: две брови, два глаза, две щеки, два уха, два плеча, две руки, два локтя, две ладони, две ноги, два колена, две пятки, две ступни).

Физкультминутка

Пересказ рассказа “Для чего руки нужны” (Е. Пермяк)
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.
Спросил как–то дедушка внука:
- А для чего, Петенька, людям руки нужны?
- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.
- А еще для чего? – спросил дед.
- Чтобы ложку держать.
- А еще?
- Чтобы кошку гладить.
- А еще?
- Чтобы камешки в речку бросать.
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он
маленький был и обо всех других людях по своим рукам судил, а не по
трудовым рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет
держится.
1 – чтение
2 – ответы на вопросы по тексту
3 – повторное чтение
4 – пересказ по цепочке

«Пальчиковая гимнастика

Задания для самокоррекции  

Соедини с названиями  

                                                                                                                                                                       

Итог занятия                                                                                                                     - Вспомните, о чём мы говорили на занятии?          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию легсико-грамматической стороны речи в средней группе. Лексическая тема "Части тела"

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи  в средней группе. Тема: «Части тела» с использованием речедвигательных упражнений и пальчиковых игр....

Интегрированное занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в средней группе «Исследуя своё тело» Лексическая тема: «Части лица и тела Средство личной гигиены » с использованием речедвигательных игр, упражнений и компьютерных технологий

Цель:Создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями.Задачи:Коррекционн...

Открытое занятие по русскому языку "Части тела" подготовительная группа

                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа с.Арыг-Бажымуниципальн...

Открытое занятие по русскому языку "Части тела" подготовительная группа

Образовательная область: развитие речиНаправления: Русский языкТема: Части телаПедагогическая цель: закреплять знания детей о частях тела человека;  активизировать словарь; развивать умение прави...

Задания для детей старшей группы по лексической теме "Части тела"

Задания для детей старшей группы по лексической теме "Части тела"....

Лексическая тема "Человек . Части тела" (подготовительная группа)

Полезный материал для детей, родителей. воспитателей, логопедов....

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Человек и его части» в старшей группе.

Коррекционно-образовательные:-уточнить представление детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;-практически усваивать словоизменение количественных числительных с существи...