Профилактика речевых нарушений
картотека по логопедии
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plyusprofilaktika_rechevyh_narusheniy_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 726 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой. В наше время 25% 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития, а в середине 70-х годов дефицит речи составил 4% детей того же возраста.
Причины этого явления неоднозначны, это могут быть:
-перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС)
- минимальная мозговая дисфункция (ММД)
- внутриутробные инфекции
гипоксия плода (недостаток кислорода)
- хронические заболевания матери
- осложнения во время родов: асфиксия(обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды
- заболевания ребенка до 1 года
- ухудшение экологии
- социальные причины
В последнее время очень значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста (т.к. возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-3 лет – общение с помощью лепетных слов, малопонятная речь) Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в детском саду и в работе с родителями. По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с 3-х летнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные патологии, что способствует их ранней коррекции.
К 3-м годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослым становится речевым. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте еще несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, звуков [р], [л], наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни. Для профилактики речевых нарушений у детей 2-3 летнего возраста важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:
-Развитие правильного речевого дыхания;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие артикуляционной моторики;
- Развитие чувства ритма;
- Развитие понимания речи;
- Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Развитие правильного дыхания
Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема. Часто ротовое дыхание влияет на неправильное формирование зубочелюстной системы – сужаются носовые ходы, появляется скученность верхних зубов, задержка развития нижней челюсти. Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать.
Дуть в дудочки, язычки надувать различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.
2. «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть) ;
3. «Забей мяч в ворота»;
4. «Сдувать с ладони ватку, перышко»;
5. Подуть на легкий шарик, плавающий в воде;
6. «Узнай овощ» (на столе блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп. Дети рассматривают овощи, называют их. Затем на овощах делаются надрезы, укроп растирается в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запах, узнают овощ).
7. «Надуй игрушку! »
Развитие мелкой моторики
О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.
1.Гладить животных (мягкие игрушки)
2. Игры с массажными мячами
3. Ловить намагниченных рыбок
4. Развитие мелкой моторики с использованием разных поверхностей
5. Игры с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта)
6. Выполнение пальчиковых игр
7. Кроме упражнений в стихотворной форме полезно использовать игры с бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, штриховка, раскрашивание.
8. Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться
Развитие артикуляционной моторики
Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.
1. Максимально открывать и закрывать рот
2. Растягивать губы в улыбочку
3. Вытягивать губы трубочкой
4 . «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик»
5. Худышки-толстячки. Втягивать в себя щеки и надувать и т.д.
Развитие чувства ритма
Что самое главное в развитии чувства ритма у детей этого возраста? Формирование умения двигаться в такт с музыкой. Формированию и тренировке умения способствуют упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), пение, исполнение песенок на клавишных инструментах. Рекомендуются следующие задания в порядке возрастающей сложности. Предлагаем выбирать два-три задания для каждого занятия.
Негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок с одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков по столу.
2. Проговаривание “понарошку”, беззвучное с максимальной артикуляцией и одновременным “прохлопыванием” кончиками пальцев.
3. Громкое ритмичное проговаривание (или негромкое пение вместе с записью) с одновременной “ходьбой” руками по столу или коленям.
4. Пение под фонограмму с одновременной “ходьбой”, сидя на месте.
5. Пение под фонограмму без выполнения движений.
6. Ходьба на месте под фонограмму, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.
7. Выполнение игровых образных движений в положении сидя, под фонограмму: “Аты-баты”- идти пальчиками по столу, “Бабка-ёжка” – топать одной ногой или махать “помелом”, “Воробей” – “клевать” пальчиком ладошку. В начале разучивания заданий их рекомендуется выполнять медленно, без кассеты, под проговаривание или пение взрослого. Во время выполнения игр-сценок и упражнений взрослый стоит лицом к детям, показывает движения, поёт, подсказывает. Можно предложить ребёнку, хорошо выполняющему упражнение, показывать пример, а плохо выполняющим помочь делать движения в такт. Постепенно становится возможным выполнять движения в быстром темпе и под фонограмму.
Развитие понимания речи
Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов
1.Запомнить название игрушки, части тела
2. Назвать предметы одежды для осени по картинкам и без них
3. Назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать ощущения с использованием поверхностей (сухие, мокрые) – используются миски с теплой водой.
4. Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий: спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает. Дети показывают эти действия на картинках, называют их и выполняют, определяют по имитации, кто что делает
5. Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки
6. Понятия «громко – тихо» со звучащими игрушками
7. Учить узнавать игрушки по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный, пластмассовый).
Развитие слухового внимания и фонематического слуха
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.
Игры на развитие слухового внимания
• «Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.
• «Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал
• «Узнай музыкальный инструмент» Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.
Игры на развитие фонематического слуха
• Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов
• Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают
• Кто позвал
• Узнай по голосу
• Доскажи словечко – Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…(зайка) и.т.д
Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков помогает, если не предотвратить задержку речевого развития, то хотя бы не терять времени и не усугублять речевой дефект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.
О работе воспитателя над развитием речевого дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...
Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."
Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевой моторики (Профилактика речевых нарушений в группах младшего и среднего возраста)
Перспективный план работы...
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого дыхания у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактика речевых нарушений)
Перспективный план работы...
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...
Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи
Консультация учителя-логопеда для родителей Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи...
Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи
Профила́ктика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска....