Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР
статья по логопедии (старшая группа)
Статья раскрывает особенности эмоциональной лексики у дошкольников с речевыми нарушениями и приемы коррекционной работы по ее формированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnaya_leksika_dlya_detey_s_onr.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
В группы дошкольников с общим недоразвитием речи поступают дети, для которых характерны следующие общие особенности: скудный словарный запас, аграмматическое построение фразы, грубое нарушение фонетико-фонематического восприятия, недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания, признаки гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний. Детям с ОНР характерна быстрая истощаемость нервных процессов. Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость.
Подобные особенности эмоционально-личностной сферы накладывают отпечаток на развитие речи детей. Так, например, детям с ОНР характерна замена конкретных слов-определений прилагательными, имеющими очень широкое значение («нехорошая», «плохая» - злая, «хорошая» - веселая); замена на основе недостаточной дифференцированности эмоциональных состояний («злой, испуганный» - грустный, «испуганный» - злой, «удивленный» - испуганный). Большинство таких детей не в состоянии рассказать о любимой игрушке, просмотренном мультфильме, своем эмоциональном состоянии даже тремя предложениями. Большинство рассказов неточны, не последовательны, схематичны, примитивны: в них зачастую присутствует лишь перечисление действий или видимых предметов и объектов.
Наблюдая за детьми данной речевой группы, можно заметить, как они очень часто, слушая сказку, стихи, обсуждая поступки героя, остаются безучастными. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь только общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, делает человека отзывчивым к чувствам других. Детям с речевыми нарушениями трудно не только мимическими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Их речь интонационно монотонная и лексически не выразительная.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Возрастает потребность сознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная лексика качественно не развивается: ее необходимо формировать.
Таким образом, наряду с работой по развитию речи на логопедических занятиях необходимо использовать приемы по коррекции личностно-эмоциональных особенностей детей с ОНР. Данная работа проводится в форме сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, самостоятельной театрально-игровой деятельности.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует возрасту и интересам ребенка и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.
Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Коррекция эмоционально-личностных особенностей ребенка с ОНР может проводиться на логопедических занятиях в играх с элементами психогимнастики. Это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков саморасслабления. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения. Дети логопедической группы обладают бедной экспрессией, и, возможно, сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений.
Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными.
Игры с элементами психогимнастики должны тематически совпадать с содержанием и целями логопедического занятия и имеют определенную специфику организации:
- каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения ребенка так, чтобы через их единство ребенок учился произвольно действовать на каждый из элементов этой триады.
- все упражнения и игры строятся на сюжетно-ролевом содержании
- данные игры можно проводить для детей, начиная с трехлетнего возраста, изменяя тему, сложность задач
Фрагмент логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи на тему «Домашние животные» с использованием игры «Котята потерялись». Цель игры: тренировать в выражении образа, насыщенного эмоциональным содержанием; в понимании чувств, эмоций других детей, учиться сопереживать. Игра может проводиться в начале занятия в качестве организационного момента или в середине занятия в качестве динамической паузы:
«Ребята, сейчас я дотронусь до каждого, произнесу волшебное заклинание, и вы превратитесь в маленьких котят (логопед дотрагивается «волшебной палочкой» и произносит: «Мяу-мяу-мяукас, стань котенком ты сейчас»). Нас дома ждет мама-кошка, она скучает, зовет: «Где же мои котятки-ребятки?! Ой-ой-ой!» (показывает педагог). Покажите, как горюет мама-кошка, как она зовет своих деток (дети изображают эмоции печали). А вот и котята вернулись: «А вот и мы! Живы-здоровы!» Как же обрадовалась мама-кошка! Стала котят обнимать, целовать. Радостная, веселая, улыбается. Давайте покажем, как обрадовалась мама-кошка (в парах, изображая котенка и кошку со сменой ролей).»
Следующее важное направление работы логопеда по коррекции эмоционально-личностной сферы детей – развитие и обогащение эмоциональной лексики у детей с ОНР. Коррекционная работа в этом направлении выстраивается по принципу доступности – от простого к сложному подобран вербальный лексический материал с использованием различных видов зрительных опор – картинок, фотографий, пиктограмм. По мере усвоения детьми эмоциональной лексики в самостоятельных связных высказываниях можно переходить к сюжетно-ролевым играм (например, «Магазин», «Парикмахерская», «Больница» и др.) с постепенным усложнением их сюжета и изменением содержания. Первоначально логопед берет на себя ведущую роль, затем наблюдает и при необходимости включается в игру. Такие игры-занятия проводятся на базе усвоения определенных лексических тем с постановкой определенной игровой задачи. Дети учатся планировать свою деятельность, подбирают атрибуты, разбирают образцы ролевого поведения и ролевой речи, применяя при этом наглядные приемы.
Включение в обучение разнообразных сюжетно-ролевых игр оказывает благоприятное воздействие на развитие чувства эмпатии, активизацию эмоциональной лексики. В речевых высказываниях детей появляется много «вежливых» слов, отмечается последовательность изложения мыслей, интонационная выразительность, воспитывается стремление помогать друг другу.
Этим же целям служит самостоятельная театрально-игровая деятельность. Театрализованные игры детей включают в себя не только само действие играющих с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность. Так, художественно-речевая деятельность детей в театрализованных играх подчиняется драматургическим законам – она выступает в виде диалогов, монологов от лица персонажей, иногда перемежаясь словесными пояснениями как бы от автора. Сложность структуры театрально-игровой деятельности обусловливает взаимодействие детей с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, поскольку элементы театрально-игровой композиции отрабатываются на различных занятиях. Осуществляется театрально-игровая деятельность на музыкально-ритмических занятиях и вне занятий, в самостоятельной деятельности детей. При систематическом использовании в логопедической работе театрально-игровой деятельности к концу подготовительной группы дети приобретают умение исполнять по ролям сценки, используя интонационную выразительность персонажа, голосовые изменения соответственно образу, передать характерные его действия и движения; видеть и слышать своего партнера, не растягивать и не ускорять действия, во время вступать в общий ход действия.
Таким образом, игры, направленные на коррекцию личностных особенностей детей с ОНР, разнообразные по содержанию, по их сочетанию с другой деятельностью и другими занятиями, способствуют реализации основной задачи логопедической работы: развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех функций речи, памяти, внимания, мышления, обогащению эмоциональной сферы ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР.
Статья посвящена работе над развитием эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....
Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проектирование педагогической системы, которая позволит обогатить процесс речевой коммуникации за счёт овладения детьми с ОНР эмоциональной лексикой посредством организованной систематической поэтапно...
Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры
В статье содержатся дидактические игры и приемы по коррекции речевых наршений у детей старшего возраста посредством театрализованной игры...
Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры
В данной статье раскрываются практическое применение приемов развития эмоций у дошкольников с нарушениме речи в процессе театрализованной деятельности...
Речь и эмоции. Развитие эмоциональной лексики у дошкольников.
Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей зависит от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения....
Консультация для педагогов и родителей "Развитие эмоциональной лексики у дошкольников"
В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Ведь именно слово обеспечивает содержание общения. Значительное место при общении занимает э...
Практикум для педагогов "Игры на развитие эмоциональной лексики у дошкольников с ТНР"
Игры на развитие эмоциональной лексики...