Формирование произносительной стороны речи дошкольников
консультация по логопедии
Формирование произносительной стороны речи дошкольников в норме и причины нарушения произносительной стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_proiznositelnoy_storony_rechi_u_doshkolnikov.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование произносительной стороны речи у дошкольников.
Произносительная сторона речи объединяет такие компоненты речевой деятельности как звукопроизношение, речевое дыхание, голосовые функции и просодика (темп, ритм, мелодика и интонация речи).
Причинами несвоевременного или неправильного усвоения звуков являются:
- неправильное строение артикуляционного аппарата (отклонения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка, высокое узкое твердое небо, большой или маленький язык, расщелины неба, губы);
- неправильная речь окружающих (быстрая или слишком медленная речь, дефектное звукопроизношение)
- недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата.
- слабый, укороченный речевой выдох.
- снижение физического слуха;
- недоразвитие фонематического слуха, когда ребенок не отличает одни звуки от других
Артикуляционный аппарат является основой для звукопроизношения. Правильное положение и движение органов речи, необходимы для произнесения звуков русского языка.
Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи. В результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Речевое дыхание-это умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох.
Фонематический слух полностью завершает свое формирование к четырем годам.
Причины нарушения фонематического слуха:
- внутриутробные инфекции
- родовая гипоксия
- инфекционные болезни в раннем возрасте (менингит, энцефалит и др.)
Признаками нарушения фонематического слуха являются:
- Нарушение звукопроизношения (замены и смешения звуков).
- Нарушения звуко - слоговой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск звуков, слогов; вставки звуков; перестановки звуков, слогов).
- Нарушение различения звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство
Нарушение фонематического слуха наблюдается у детей с гиперактивностью и интеллектуальными нарушениями. У таких детей есть дефицит внимания.
Неисправленные своевременно недостатки произносительной стороны речи у детей могут вызвать трудности в овладении чтением и письмом.
Какие звуки должны быть у ребёнка в норме.
1-2 года | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет |
А,О,Э,П,Б,М | И, Ы,У, ПЬ, БЬ, МЬ Ф, ФЬ, В, ВЬ, Т, ТЬ, Д, ДЬ, Г, ГЬ, К, КЬ, Х, ХЬ, Й, СЬ, ЗЬ, | С, З, Ц, ЛЬ | Ч, Щ, Ж, Ш | Л, Р, РЬ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть полностью сформировано в детском саду, так как именно дошкольный возраст является для этого наиболее благоприятным. Правильное произношени...
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»
На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ НА ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Работа по дифференциации звуков способствует формированию умений и навыков безошибочного употребления ранее дефектных звуков в любых ситуациях речевого общения....
Формирование произносительной стороны речи с использованием биоэнергопластики у старших дошкольников с ОВЗ
Формирование произносительной стороны речи с использованием биоэнергопластики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ( дети с ДЦП, имеющие речевые нарушения)...
Презентация : "Фонетическая ритмика-метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников."
Фонетическая ритмика-это система упражнений, в которой взаимодействуют слуховой, речедвигательный и двигательный анализаторы. При выполнении упражнений движения корпуса тела, головы, рук, ног (наклоны...
рецензия по теме «Особенности логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок»
ОТЗЫВрецензента о выпускной квалификационной работе(магистерской диссертации)...
Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ
Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...