Презентация : "Фонетическая ритмика-метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников."
консультация по логопедии по теме
Фонетическая ритмика-это система упражнений, в которой взаимодействуют слуховой, речедвигательный и двигательный анализаторы. При выполнении упражнений движения корпуса тела, головы, рук, ног (наклоны, повороты корпуса, движение кистей рук) и естественные жесты сочетаются с произнесением речевого материала. Фонетическую ритмику мы используем на индивидуальных и групповых занятиях с детьми, начиная с трехлетнего возраста. Она полезна абсолютно всем!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фонетика и движение | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение фонетической ритмики Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).
Фонетическая ритмика - метод работы Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Обязательное условие занятий- эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка .
Компоненты фонетической ритмики: Эмоциональный Двигательный Речевой. Фонетическая ритмика использует механизм функционального единства всех компонентов .
Рекомендации по проведению занятий Проводить регулярно. Дети должны стоять врассыпную. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Упражнения проводятся по подражанию. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой, а затем отдельными детьми по выбору педагога. Движения чередуются : то быстрые, то медленные.
С какого возраста можно начать заниматься фонетической ритмикой? Фонетическую ритмику можно использовать на индивидуальных и групповых занятиях с детьми начиная с трехлетнего возраста. Она полезна абсолютно всем детям.
Направления фонетической ритмики - нормализация речевого дыхания ; - формирование умений изменять силу и высоту голоса; - правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; - правильное воспроизведение речевого материала в заданном темпе; - различение и воспроизведение различных ритмов; - умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Практическое применение фонетической ритмики Многим детям трудно воспроизводить слоги и слова со стечениями согласных. Применение фонетической ритмики эффективно решает эту проблему. Н а занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. Весёлые динамические паузы на различных занятиях.
От простого –к сложному Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным(гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, й , е, ё, ю, я).
Предлагаю Вам фотоматериал знакомства дошкольников с гласными звуками с помощью фонетической ритмики
А-А-А-А Гласные звуки: А –вытянув руки вперёд, соединить ладони
Плавно развести руки в стороны ладошками вверх при одновременном длительном произнесении А-А-А (шёпотом, тихо, громко)
О – развести руки через стороны вверх и соединить их в кольцо над головой
при одновременном произнесении О-О-О
У – давящим движением вытянуть руки вперёд
при одновременном произнесении У-У-У .
И – руки вверх, при одновременном произнесении И-И-И
И-И-И –беззвучная артикуляция (дети сами догадываются)
Э – руки вперёд в стороны
при одновременном произнесении Э-Э-Э
Ы – руки согнуты на уровне груди, п альцы сжаты в кулачки
Произнося гласный Ы-Ы-Ы , дети отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»)
Предлагаю Вашему вниманию пример проговаривания текста с движением на примере упражнения «Пылесос». Ы-Ы-Ы – гудит мой пылесос (Дети «растягивают пружинку») Упражнение «Пылесос»
(Вращение руками перед грудью «моторчик»)
Пыль сосёт он через нос (Показывают указательным пальцем на нос)
Хочет, чтоб мы жили ( Наклоняются вперёд и кистями рук делают вымитающие движения «вперёд-назад» между ног).
В чистоте, без пыли ( Проводят руками по одежде сверху вниз сначала с одной, потом с другой стороны).
Работа только начата, впереди у нас –знакомство с согласными и йотированными звуками. Главное, что всем детям очень нравится фонетическая ритмика и они занимаются с интересом, живо и радостно.
Вывод: Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов и, в первую очередь, для своевременного развития речи.
Литература: 1. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-64 с. 2.Микляева Н.В., Полозова О.В., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмикав ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов.- М .: Айрис-пресс, 2005. -112с.
Желаю Вам удачи во всех начинаниях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитию основных движений детей
Предлагаю вашему вниманию подборку двигательно-речевых игр для детей старшей группы, которые могут проводиться как на занятиях логопеда, так и на занятиях по физвоспитанию. В каждой такой игре з...
Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."
Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...
Доклад «Современные технологии коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овл...
Что важно знать родителям о логопедической работе по коррекции произносительной стороны речи
В статье представлены ответы на вопросы родителей по организации логопедических занятий с детьми, страдающими нарушенями звукопроизношения: с какого возраста целесообразвно начинать логопедические зан...
ПРОЕКТ: «Коррекция произносительной стороны речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий »
Данный проект расчитан на один год индивидуальных коррекционных занятий в старшей или подготовительной к школе группе....
Формирование произносительной стороны речи дошкольников
Формирование произносительной стороны речи дошкольников в норме и причины нарушения произносительной стороны речи....
Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием STEM – технологий
Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология....