Обучение грамоте (шпаргалка для родителей)
учебно-методический материал по логопедии

Антонова Дина Юрьевна

Шпаргалка для  родителей: "Обучению грамоте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley._obuchenie_gramote.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для  родителей «Обучению грамоте»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

Предпосылки для успешного овладения грамотой:

  1. Сохранный слух, зрение, интеллектуальное способности.
  2. Развитая зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация.
  3. Активность познавательных процессов, работоспособность.
  4. Сформированность эмоционально-волевой сферы.
  5. Полноценное речевое окружение.

Что нужно знать при обучении грамоте:

Наша речь состоит из предложений.
Предложения состоят из
слов.
Слова состоят из
звуков.
Звук — это то, что мы слышим и произносим.
Буква — это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают
гласные и согласные.
Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
На схемах гласные звуки обозначаются
красным цветом.
Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.
Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные (Я - «ЙА», Ю- «ЙУ»,

Е – «ЙЭ», Ё – «ЙО»)
Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду (зубы, губы, язык)
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит):

[б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р]
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть
твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я» «ь»)
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
 

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Нужно помнить:

  • Называть буквы так же, как звуки ([б], а не [бэ], [р], а не [эр]) до тех пор, пока ребенок не будет знать все буквы и читать слова и предложения с ними.
  • Слова делятся на слоги (сколько в слове гласных, столько и слогов)
  • Ь   Ъ  -  звуков не обозначают, а только указывают на мягкость или твёрдость предыдущего согласного. (СОЛЬ, ОБЪЯВЛЕНИЕ)

Пример звукового анализа слова:

                                     Слово состоит из 2-х слогов: ли-са

ЛИСА                          1-ый звук «ЛЬ» - согласный, звонкий, мягкий                      

                2-ой звук «И» -  гласный

                3-ий звук «С» - согласный, глухой, твёрдый        

                                            4-ый звук «А» - гласный

                                            Слово состоит из одного слога: лось  

  ЛОСЬ                             1-ый звук «Л» - согласный, звонкий, твёрдый
                       2-ой звук «О» - гласный

                                            3-ий звук «СЬ» - согласный, глухой, мягкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте, для показа родителям с детьми подготовительной группы, на тему: «Звуки [Р] – [Р’]. Буква Р. Животные жарких стран и севера».

Открытое занятие для родителей, по подгруппам. В данной деятельности дети 6-7 лет, знакомятся с буквой Р, упражняются в словообразовании, развивают  пространственные ориентировки....

СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. Консультация для родителей

В консультации родителям  дается реккомендация, о чём нужно помнить, обучая детей чтению и развивая фонематический слух....

Упражнения по обучению грамоте. Консультация дя родителей подготовительной к школе группы.

Консультация для родителей подготовительной к школе группы....