Методическая разработка. Приставочные глаголы. Транспорт.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ерошенко Елена Анатольевна

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию приставочных глаголов в рамках лексической теме "Транспорт". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavochnye_glagoly._transport.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №114 «Чебурашка» г. Брянска

Тема: Формирование лексико-грамматических средств языка. Лексическая тема «Транспорт». Приставочные глаголы.

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Ерошенко Елена Анатольевна

г. Брянск 2016 г.

Цель: сформировать умение употреблять приставочные глаголы;

формировать умение дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать, плыть, лететь.

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях, которые  они совершают;

-  активизировать словарь детей (существительных, приставочных глаголов) по лексической теме «Транспорт»;

- составлять предложения с приставочными глаголами по предметным картинкам.

Коррекционно-развивающие:

 - закреплять навык самостоятельного подбора  по смыслу нужного приставочного глагола;

- закреплять умение работать с моделью слова;

- формировать умение образовывать приставочные глаголы от глаголов мыть, красить и употреблять их в связной речи;

- закреплять употребление  существительных в Им. п. ед. ч., Р. п. ед. и мн. ч.; Тв. п. и П. п. ед.ч.;

- закреплять навык согласования слов в предложении в роде, числе, падеже;

- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным ответом; развивать речевое дыхание, фонематический слух,  внимание, память,  логическое мышление, воображение, общую моторику.

Воспитательные задачи:

- воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;

- воспитывать умение сотрудничать в коллективе.

Оборудование:предметные картинки; модель слова с приставкой; куклы (Незнайка, Тюбик, Винтик, Шпунтик), игрушка воздушный шар;  карта – подсказка движения, бейджики с цветными кругами (на каждого ребенка), карта-маршрут (рисунок формат А1), маленькие машинки (на каждого ребенка), магнитная доска, макет «Автомастерская»; книга Н. Носова «Приключения Незнайки и его  друзей».

Предварительная работа:чтение произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его  друзей»; Д/упр: «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Путешествие», «Тетрадь Незнайки», «Исправь Незнайку», «Составь предложение по предметной картинке», «Один-много», «Что без чего», «Из чего состоит», «Подбери действие», «Подбери предмет».

Интеграция образовательных областей: РР, ПР,  СК, Ф.

Ход:

Логопед: Ребята поприветствуем наших гостей:

Придумано кем- то

Просто и мудро

При встречи здороваться:

-Доброе утро.

-Доброе утро! -

Солнцу и птицам.

-Доброе утро! -

-Улыбчивым лицам.

-И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Логопед: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки:

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней! (Машина.)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом,

Развернется над лугами,

Отливает серебром. (Самолет.)

Я в любое время года,
И в любую непогоду,
Очень часто, в час любой
Провезу вас под землей.
( Метро)

Какие красавцы,
Всегда и везде,
На суше родятся –
Живут на воде?
(Корабль)

Логопед: Корабль, метро, машина, самолёт. Что это?

Дети: Транспорт.

Логопед: Какие виды  транспорта вы знаете?

Дети: Наземный, подземный, водный, воздушный.

Логопед: Самолёт, вертолёт, воздушный  шар – это …

Дети (отвечают): Воздушный транспорт.

Логопед: Машина, велосипед, поезд, трамвай, автобус – это …

Дети(отвечают): Наземный транспорт.

Логопед: Корабль, лодка, катер, теплоход – это …

Дети (отвечают):Водный транспорт.

Логопед:  Ребята, для чего нужен транспорт?

Дети: Транспорт нужен, чтобы передвигаться по земле, под землёй, в воздухе, в воде, перевозить людей и грузы. Транспорт нужен, чтобы путешествовать.

Логопед: Как можно передвигаться по суше, по воде, по воздуху?

Дети: Ехать, лететь, плыть.

Логопед: На чём можно лететь?

Дети: Лететь можно на самолёте (вертолёте, ракете).

Логопед: На чём можно плыть?

Дети: Плыть можно на лодке (корабле, катере).

Логопед: На чём можно ехать?

Дети: Ехать можно на машине (велосипеде, автобусе, поезде).

Логопед предлагает детям  сесть за столы.

 На столе у каждого ребенка модель слова (белого цвета)  и приставки (цветные).

Логопед: Ребята, человек ходит, заходит, выходит, переходит, приходит, уходит, сходит. Эти слова одинаковые?

Дети: Нет.

Логопед: Эти слова похожи?

Дети: Да.

Логопед: Что у слов ходит, заходит, выходит, приходит одинаковое?

Дети: Часть слова – ходит.

Логопед: Положите на столе перед собой белую полоску – часть слова – ходит.Чем отличаются эти слова?

Дети: Началом слова.  

Логопед: Выложите на столе часть, которая меняется в слове. Приставьте к белой полоске слева цветную полоску – эта часть слова меняется.

Дети выкладывают модель слова с приставкой на столе,

логопед на доске (приставка цветная).

Логопед: Машина может ехать, уехать? Логопед обращает внимание детей на модель - основу слова (ехать) и меняет цветную приставку (уехать).

Что ещё она может делать?

Д/упр.: «Подбери слово-действие»

Дети: Машина может– выехать, (приехать, заехать, переехать, отъехать, подъехать)?

Логопед:Самолёт может лететь? Что ещё может самолёт?

Дети: Самолёт может – улететь, (прилететь, вылететь, отлететь, перелететь).

Логопед:Лодка может плыть? Что ещё может делать лодка?

Дети:Лодкаможет – уплыть, (приплыть, подплыть,  отплыть, переплыть).

Логопед: Молодцы, вы знаете много разных слов-действий.

Ребята, возьмите картинку, которая лежит у вас на столе, и составьте предложение с этим словом.

Дети составляют предложения по предметным картинкам (индивидуально).

Д/упр.: «Составь предложение по предметной картинке»

Разделимся на две группы. Сделаем дыхательную гимнастику.

Упражнения дыхательной гимнастики

Дети делают дыхательные упражнения,  разделившись на подгруппы

1 гр.: «Прокололась шина у машины». Произнесение звука ш-ш-ш-ш.

2 гр.: «Накачаем шину», «Насос». Произнесение звука с-с-с-с.

1 гр.: «Машины едут по мостовой». Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

2 гр.: «Гудит поезд». Произнесение слога туна одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту»

1 гр.: «Сигналит машина». Произнесение слога бина одном выдохе: «Би-би-би-би».

Звучит музыка, появляется воздушный шар с Незнайкой.

Незнайка (голос):Ой, ой, ой! Куда  я лечу?

Логопед: Ребята, к нам прилетел гость! Вы знаете, кто это?

Дети: Незнайка.

Логопед: Шар с небес на нас спустился,

Путешественник явился.

Друг Незнайка – молодец,

Заглянул к нам, наконец!

Как назвать нам чудо-шар?

Это ведь … (воздушный шар).

Здравствуй, Незнайка! Что случилось, почему ты путешествуешь один? Где твои друзья?

Незнайка: Ребята, мои друзья художник Тюбик, механик Винтик и его помощник Шпунтик ждут меня в гости. Друзья оставили мне карту с подсказками. Но  я не знаю, где их найти и как к ним добраться. Логопед берёт у Незнайки карту.

Логопед: Ребята, поможем Незнайке отыскать  своих друзей? Дети отвечают. Логопед с детьми  рассматривает карту с указанием шагов-действий. Сначала нам нужно выбрать воздушный транспорт и  долететь до обозначенного на карте места – голубой точки.

Незнайка: Ребята, я приглашаю вас полететь на моём воздушном шаре.

Логопед: Ребята, воздушный шар поднимется в воздух и полетит, если вы правильно подберёте словечко, похожее на слово лететь. Будьте  внимательны.

Д/упр.: «Подбери словечко»(лететь)

Логопед читает стихотворение, а дети договаривают приставочные глаголы (лететь)  по смыслу.

Шар воздушный ввысь взлетел,

И по небу полетел,

Через лес перелетел,

Через поле пролетел,

Шар к вокзалу  подлетел,

И до речки долетел.

Логопед:Молодцы, ребята, вы правильно подобрали слова-действия. (смотрят в карту)и мы добрались до голубой точки.Теперь нам нужно пересесть на катер и доплыть до  зелёной точки.Чтобы катер поплыл, нужно правильно подсказать словечко, похожее на слово плыть.

Д/упр.: «Подскажи словечко»(плыть)

Катер к пристани подплыл,

Пассажиров посадил,

Он от берегаотплыл,

По реке Десне поплыл,

К месту вовремя доплыл,

Пассажиров высадил.

Логопед:Молодцы, правильно подобрали слова.Вот мы добрались до зелёной точки. Рассматривает карту. Теперь  нам  нужно выбрать наземный транспорт.

Логопед: Какой  транспорт чаще всего можно встретить в городе.

Дети: В городе можно встретить машины (автобусы). …

Логопед: Чего много в городе на дороге?

Дети: На дороге много машин, автобусов, …

Логопед: Сейчас, каждый выберет себе  машину.

Логопед: На чём поедет каждый из вас?

Составление предложений с указанием транспортного средства, образование и употребление  существительных в П. п. ед. ч., согласование слов  предложении.

Дети: Я поеду на красной машине. Я поеду на синей машине.

Логопед: Сейчас каждый из вас найдёт свой путь, начало его обозначено цветной точкой, такой же, как на вашем бейджике. По очереди ваши машины будут ехать по дороге, а вы назовёте действия, которые они выполнят на своём пути. При движении по дороге соблюдайте ПДД (правила дорожного движения).  

Дети берут машинки, находят своё путь, ориентируясь на бейджик. Двигаясь по карте, дети комментируют действия своих машин.

Дети: Машина по дороге едет,  к горке подъедет, на горкувъедет, с горки съедет, по дороге поедет, к лесу подъедет, лес проедет, из леса выедет.

Моя машина по дороге ехала, к горке подъехала, на горку въехала, с горки съехала, дальше поехала,  к яме подъехала, яму объехала, дальше поехала.

Логопед: Молодцы, ребята, вы все добрались до жёлтой точки по карте.  Теперь мы немного отдохнём и вспомним слова-действия, похожие на слово ехали.

Динамическая пауза
Д/упр.:  «Подбери словечко»

Ехали мы, ехали, (имитация поворотов руля)

К горке... (подъехали),
На горку
(въехали),(ходьба на носочках)

С горки (съехали), дальше... (поехали). (обычная ходьба)
Ехали мы, ехали, (
имитация поворотов руля)

До ямы... (доехали), к яме … (подъехали), (ходьба на корточках)
Яму...
(объехали)

И  дальше... (поехали). (обычная ходьба)
Ехали мы, ехали, до речки...
(доехали),
Мост...
(переехали), от моста... (отъехали)(прыжок)

И дальше... (поехали). (обычная ходьба)

Ехали мы, ехали, до музея … (доехали).

Логопед:(обращает внимание детей на афишу) Незнайка, в музее  сегодня знаменитый художник Тюбик приглашает всех на «Весёлую выставку». Тюбик  нарисовал разных животных, птиц и   транспорт. Он хочет знать: Кто  на что похож?  Ребята, поможем Тюбику?

Д/упр.: «Кто на что похож?»
Предметные картинки:

Жираф, птицы, слон, гусеница, улитка, конь, крот, жук.

Экскаватор, пожарная машина, поезд, самолёт, трамвай, трактор, подъёмный кран, воздушный шар.

Дети соотносят животное (птицу) с транспортом и объясняют почему. (подбирают пару)

Дети:Например:Жираф похож на подъёмный кран, потому что у него длинная шея, как стрела у подъёмного крана. Крот похож на экскаватор, потому что роет землю.  Птица похожа на самолёт, потому что у неё тоже есть крылья. Самолёт и птица летают, у них есть крылья и хвост.

Логопед: Незнайка, мы помогли найти  твоего друга Тюбика. Отправляемся искать Винтика и Шпунтика. Чем занимаются твои друзья?  

Незнайка: Винтик и Шпунтик ремонтируют  машины?

Логопед: Значит, нам пора заглянуть в автомастерскую.

Логопед с детьми переходит в «Автомастерскую».

Логопед: Незнайка, вот мы и нашли Винтика и Шпунтика.

Но, Винтик и Шпунтик приготовили для нас задания. Они хотят знать: что с чем дружит.

Д/упр.: «Дружит или не дружит» - слуховое внимание

Машина «дружит» с автобусом или глобусом?

Самолет «дружит» с ракетой или котлетой?

Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?

Трамвай «дружит» с поездом или поясом?

Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?

Дети отвечают.

Логопед: Ребята,Винтик и Шпунтик ремонтируют машины.

Но для начала машины нужно вымыть.   И предлагают отгадать: какие слова похожи на слово вымыть?

Дети: Мыть, помыть, отмыть, перемыть, домыть, умыть.

Логопед: Незнайка, составь предложения с этими словами. А вы, ребята, поможете, если будет трудно.

Д/упр.: «Исправь Незнайку»

Незнайка: Дима умыл посуду.

Дети: Дима помыл (вымыл, перемыл, мыл)  посуду.

Незнайка: Соня домыла руки.

Дети: Соня вымыла руки.

Незнайка: Саня смыл лицо.

Дети: Саня умыл (помыл, вымыл) лицо.

Логопед: Иногда в автомастерской машинынужно красить.Какие слова похожи на слово красить?

Дети: Покрасить, выкрасить, закрасить, перекрасить, подкрасить, раскрасить.

Логопед: Незнайка, попробуй ещё раз, составь предложение с этими словами.

 Д/упр.: «Исправь предложение»

 Дом покрасил Ваню краской.

Забор перекрасил маму в зелёный цвет.

 Рисунок раскрасил Милу.

Дети исправляют деформированные предложения.

Логопед: Винтик и Шпунтик знают про транспорт всё. И у них в мастерской много транспорта, требующего ремонта. Рассмотрите картинки и скажите,  что без чего?

Д/упр.: «Что без чего?»

Дети рассматривают картинки транспортных средств с недостающими деталями.

Дети:Машина без колеса. Корабль без паруса…

Логопед: Молодцы, ребята, вы правильно подбирали слова, составляли предложения. Незнайка, ребята помогли найти твоих друзей. Теперь им пора возвращаться в детский сад.

Незнайка: Спасибо, ребята, я остаюсь с друзьями. А вам я дарю воздушный шар, чтобы вы смогли быстро добраться до детского сада и книгу о моих приключениях.  До свидания.

Дети и логопед «возвращаются на воздушном шаре в детский сад»  под музыку.

Логопед: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Ребята, вам   понравилось  помогать Незнайке и его друзьям? Что больше понравилось? Кому  было трудно выполнять задания? Какое задание было самое трудное?

Дети отвечают.

Логопед: Спасибо, ребята, теперь вы можете отдыхать.

Д/упр.: «Из чего какой?»

дверца из металла - …(металлическая)

бампер (руль)  из пластмассы – (пластмассовый)

шина из резины - … (резиновая)

сиденье из кожи – …(кожаное)

ручки из пластмассы - (пластмассовые)

фары из стекла - … (стеклянные)

Логопед: Незнайка, теперь твоя очередь. Расскажи нам, пожалуйста,  кто и чем управляет? А наши ребята тебе помогут.

Д/упр.:«Исправь Незнайку»

Незнайка: Машинист управляеткораблём. Капитан управляет самолётом. Водитель управляетпоездом. Пилот управляет машиной.

Дети: Дети исправляют Незнайку. Машинист управляет поездом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Транспорт"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие Маши и Саши» во второй младшей группе. Интеграция образовательных областей:ПознаниеКоммуникацияБезопасностьФизическа...

Методическая разработка на тему "Транспорт". Название занятия: «Машины моего района, которые нам помогают»

Комплексное тематическое занятие для детей младшей и средней группы «Машины моего района, которые нам помогают»...

Методическая разработка по теме "ТРАНСПОРТ"

Методическая разработка на тему "Транспорт"...

Методическая разработка "Изучение темы "Транспорт" в помощь логопеду,воспитателю"

Представленная методическая разработка поможет воспитателям, учителям логопедам в подготовке к изучению с детьми старшего  возраста, имеющими речевые нарушения, темы "Транспорт"...