Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Актуальность выбранной темы заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Цель: развитие артикуляционной моторики дошкольников, способствующее устранению недостатков произношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_artikulyatsionnoy_motoriki_u_detey_s_narusheniyami_rechi.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношении»
Актуальность выбранной темы заключается в том, что преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Цель: развитие артикуляционной моторики дошкольников, способствующее устранению недостатков произношения.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Обследование показало, что большинство упражнений дети выполняют замедленно и напряженно, испытывают затруднения с поиском нужной позы или совсем не выполняют движений. Исходя из этого, был намечен план работы по данной теме.
Во время работы придерживаюсь следующего:
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно в кабинете на каждом занятии, сидя перед индивидуальным зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Комплекс упражнений сочетает в себе статические и динамические упражнения.
При выполнении новых упражнений обязательно закрепляются старые.
Также активно использую дыхательную гимнастику.
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, стараюсь проводить их в игровой форме, и используя многообразие вспомогательного материала.
На наших занятиях использую следующие формы проведения артикуляционной гимнастики:
1. Упражнения — стихокомплексы. Как показывает опыт, дети старшего дошкольного возраста выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки.
2. Использование рисунков-подсказок, картинок-образов. Выступают в роли наглядного символа артикуляционной позы.
3.В перспективе приобрести и использовать куклу – муляж Веселый Язычок. Данная игрушка во время логопедических занятий, позволит наглядно показать детям принципы и приемы артикуляционной гимнастики, а так же простейшие приемы постановки звукопроизношения. Т.к у игрушки четко обозначены, рот, язык, зубы.
Детям очень нравится сказка о весёлом язычке. Чередую сказки с карточками, где дети обязательно должны назвать упражнение.
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций. Детям нравятся такие упражнения, т.к. занятия интересные, увлекательные, эмоциональные. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
С целью информирования родителей о формах и методах подготовки органов артикуляции детей к правильному произношению, провожу индивидуальные консультации. Приглашаю к себе для показа, чтобы родители помогали детям дома. По результатам проделанной работы в конце каждого учебного года, провожу повторное обследование, которое показывает, что состояние артикуляционной моторики значительно улучшилось.
Таким образом, в процессе работы над данной темой у детей повысился уровень развития артикуляционной моторики, появился интерес к трудоемкому процессу освоения правильного произношения, а также возрастает педагогическая грамотность родителей. И очень радует что большинство родителей это понимают. И заинтересованы в том, чтобы их дети правильно и красиво говорили.
Буду продолжать работать в данном направлении. Находить новые и интересные упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...
План работы по самообразованию « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
План работы, проведённой в течении 15 месяцев, по теме « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения
Тема для самообразования для учителя логопеда на логопункте в ДОУ. ...
Семинар практикум для родителей «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи».
Семинар практикум для родителей «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи»....
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
В статье описаны методы работы по развитию артикуляционной моторики, комплексы упражнений для различных групп звуков, рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в детском саду....
Семинар - практикум «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи с элементами биоэнергопластики»
quot;Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее!" В.А. Сухомлинский...
Самообразование на тему:«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения». Цели: Повышение уровня знаний, профессионального мастерства ...