Конспект логопедического занятия "Насекомые" с использованием мнемотехники для детей с ЗПР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Егорова Любовь Алексеевна

Цель: уточнить и обобщить знания детей о насекомых.

 

Задачи:

1. Расширять и активизировать словарь по теме «насекомые»; закрепить в речи названия насекомых, знания о их  строении, пользе;

2. Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже;

3. Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

4. Формировать умение согласовывать числительные с существительными;

5. Развивать артикуляционную моторику, дыхание;

6. Развивать навыки связной речи.

7. Развивать слуховое восприятие, развивать логическое мышление, память, внимание.

8. Развивать общую и мелкую моторику; формировать умение согласовывать речь с движением.

9. Воспитывать бережное отношение к природе, насекомым;

10. Формировать умение работать и играть в коллективе.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_nasekomye.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

 с использованием мнемотехники

в старшей группе для детей с ЗПР

Цель: уточнить и обобщить знания детей о насекомых.

Задачи:

1. Расширять и активизировать словарь по теме «насекомые»; закрепить в речи названия насекомых, знания о их  строении, пользе;

2. Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже;

3. Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

4. Формировать умение согласовывать числительные с существительными;

5. Развивать артикуляционную моторику, дыхание;

6. Развивать навыки связной речи.

7. Развивать слуховое восприятие, развивать логическое мышление, память, внимание.

8. Развивать общую и мелкую моторику; формировать умение согласовывать речь с движением.

9. Воспитывать бережное отношение к природе, насекомым;

10. Формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование:  ящик с песком, фигурки насекомых, плакат «Полянка с насекомыми», предметные картинки с изображением насекомых, плакат «Жизнь бабочки», картинки для коллажа, клей, кисточки, тряпочки, пособие «Подуй на бабочек», демонстрационные и раздаточные картинки для мнематоблицы, запись звуков насекомых, зеркала.

Ход занятия:

 

      1. Организационный момент

- Ребята, подойдите к песочнице, опустите руки в песок и нащупайте, что там лежит. Попробуйте догадаться что это? Доставайте то, что вы там нашли. Кто это? Как их назвать одним словом? Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку и  познакомиться с ее жителями.

      2. Беседа о насекомых

- Посмотрите, кто прячется на полянке?

- Каких насекомых вы видите?

- Что общего у всех насекомых (у них есть 6 ног, тельце разделено на 3 части: голова, грудь, брюшко. У многих насекомых есть крылья, усики, хоботки для сбора нектара).

- Есть насекомые полезные и вредные. Какую пользу приносят насекомые? (Насекомые полезны, потому что они опыляют растения; пчёлы собирают нектар и делают мёд; муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют нас своей красотой; они являются кормом для птиц и некоторых животных).

- Чем насекомые вредны? (Насекомые вредны, потому что гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций).

- Ребята, насекомые приносят как вред, так и пользу. Каждый выполняет свою работу. И хоть они маленькие, они приносят пользу. И все они нужны в природе.

- Давайте, изобразим насекомых.

Подойдём к столику, присядем на стульчики и выполним упражнения для язычка.

         

       

3. Артикуляционная гимнастика

- «Хоботок» - сомкнутые губы тянуть вперед.

- «Комарик кусает» - узкий язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта.

- «Кузнечик» - широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком языка попеременно касаться основания то верхних, то нижних зубов.

- «Бабочка летает вокруг цветка» - приоткрыть рот и облизать губы языком.

     4. Коллаж «Жизнь бабочки»

- Ребята, вы хотите узнать, как появляются бабочки?

Бабочка отложила яйца на растение. Из яиц вылупились гусеницы и стали, сразу много есть. Затем гусеница превращается в куколку. Внутри куколки гусеница превращается в новое существо. Куколка лопается, и из нее выбирается бабочка. Ее мягкие крылья становятся твердыми и она улетает. (демонстрация плаката «Жизнь бабочки»)

 - А сейчас мы с вами вспомним, как появляются бабочки, и сделаем аппликацию. Картинки нужно расположить в правильной последовательности (дети выполняют коллаж).

- Расскажите, как же появилась эта бабочка?

           

 

5. Дыхательная гимнастика

- Посмотрите, кто к нам прилетели (пособие «Подуй на бабочку»). Давайте подуем на бабочек и посмотрим, как они летают.

     6. Физ. минутка «Кузнечик»

Поднимите плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тише, тише, Высоко,

Прыгай на носках легко.

     7. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем. (Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это – жук с зеленым брюхом (Поочередно сгибают пальцы в кулачок)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит! (вращают мизинцем)

Прячьтесь! (руки за спину)

     8. Работа с  мнемотаблицей

- Посмотрите на картинки, кто на них изображен? Что общего у насекомых в первом ряду? Что общего у насекомых во втором ряду?

   Упр. «Кого не стало?»: логопед закрывает по одной картинке, дети называют, кого не стало (жука, мухи, таракана…).

Логопед убирает мнемотаблицу.

- У вас на картинках такие же насекомые как были на таблице. Вспомните, как они были расположены и так же разложите картинки.

   Упр. «Назови ласково»

- Все насекомые очень маленькие, давайте назовем их ласково (пчела, таракан, комар, жук)

 

   Упр. «Сосчитай до пяти»

- Посмотрите, как много насекомых собралось на полянке, давайте их сосчитаем (одна бабочка, две бабочки…; одна гусеница, две гусеницы…; один жук, два жука…)

     9. Развитие слухового внимания

- Насекомые издают различные звуки. Послушайте звуки и отгадайте, кто их издает (дети слушают запись звуков насекомых и называют, кто их издает).

     10. Итог

    - Ребята, вам понравилась полянка? Кого вы на ней встретили?

Мы подружились с насекомыми. Они, хоть и маленькие, но нужны природе. Давайте дадим себе слово не обижать их. Вы очень хорошо занимались, старались и получаете наклейки, на которых изображены насекомые.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического группового занятия для детей старшего возраста "Путешествие звука Ч"

Конспект фронтального сюжетно-тематического занятия для детей старшего возраста в ДОУ...

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей с ОНР II уровня с псевдобульбарной дизартрией.

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей с ОНР тема "Автоматизация звука "с".Задачи:Образовательные: автоматизация звука «С» в слогах в односложных и двусложных словах в чистоговорка...

Конспект логопедического занятия «Профессии» для детей ОНР

Конспект логопедического занятия «Профессии» для детей ОНР...

Конспект логопедического занятия: «Использование новых игровых технологий в индивидуальной работе с детьми"

Конспект логопедического занятия: «Использование новых игровых технологий в индивидуальной работе с детьми «Весёлое путешествие». Цель: формировать навыки правильного произношен...

Конспект логопедического занятия в группе детей 6-7 лет по подготовке в обучении грамоте с использованием интерактивной презентации "Гласные звуки и буквы"

Конспект логопедического занятия в группе детей 6-7 лет по подготовке в обучении грамоте с использованием интерактивной презентации "Гласные звуки и буквы". Данный конспект и презентация под...