Конспект логопедического занятия "Насекомые" с использованием мнемотехники для детей с ЗПР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: уточнить и обобщить знания детей о насекомых.
Задачи:
1. Расширять и активизировать словарь по теме «насекомые»; закрепить в речи названия насекомых, знания о их строении, пользе;
2. Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже;
3. Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
4. Формировать умение согласовывать числительные с существительными;
5. Развивать артикуляционную моторику, дыхание;
6. Развивать навыки связной речи.
7. Развивать слуховое восприятие, развивать логическое мышление, память, внимание.
8. Развивать общую и мелкую моторику; формировать умение согласовывать речь с движением.
9. Воспитывать бережное отношение к природе, насекомым;
10. Формировать умение работать и играть в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
с использованием мнемотехники
в старшей группе для детей с ЗПР
Цель: уточнить и обобщить знания детей о насекомых.
Задачи:
1. Расширять и активизировать словарь по теме «насекомые»; закрепить в речи названия насекомых, знания о их строении, пользе;
2. Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже;
3. Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
4. Формировать умение согласовывать числительные с существительными;
5. Развивать артикуляционную моторику, дыхание;
6. Развивать навыки связной речи.
7. Развивать слуховое восприятие, развивать логическое мышление, память, внимание.
8. Развивать общую и мелкую моторику; формировать умение согласовывать речь с движением.
9. Воспитывать бережное отношение к природе, насекомым;
10. Формировать умение работать и играть в коллективе.
Оборудование: ящик с песком, фигурки насекомых, плакат «Полянка с насекомыми», предметные картинки с изображением насекомых, плакат «Жизнь бабочки», картинки для коллажа, клей, кисточки, тряпочки, пособие «Подуй на бабочек», демонстрационные и раздаточные картинки для мнематоблицы, запись звуков насекомых, зеркала.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Ребята, подойдите к песочнице, опустите руки в песок и нащупайте, что там лежит. Попробуйте догадаться что это? Доставайте то, что вы там нашли. Кто это? Как их назвать одним словом? Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку и познакомиться с ее жителями.
2. Беседа о насекомых
- Посмотрите, кто прячется на полянке?
- Каких насекомых вы видите?
- Что общего у всех насекомых (у них есть 6 ног, тельце разделено на 3 части: голова, грудь, брюшко. У многих насекомых есть крылья, усики, хоботки для сбора нектара).
- Есть насекомые полезные и вредные. Какую пользу приносят насекомые? (Насекомые полезны, потому что они опыляют растения; пчёлы собирают нектар и делают мёд; муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют нас своей красотой; они являются кормом для птиц и некоторых животных).
- Чем насекомые вредны? (Насекомые вредны, потому что гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций).
- Ребята, насекомые приносят как вред, так и пользу. Каждый выполняет свою работу. И хоть они маленькие, они приносят пользу. И все они нужны в природе.
- Давайте, изобразим насекомых.
Подойдём к столику, присядем на стульчики и выполним упражнения для язычка.
3. Артикуляционная гимнастика
- «Хоботок» - сомкнутые губы тянуть вперед.
- «Комарик кусает» - узкий язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта.
- «Кузнечик» - широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком языка попеременно касаться основания то верхних, то нижних зубов.
- «Бабочка летает вокруг цветка» - приоткрыть рот и облизать губы языком.
4. Коллаж «Жизнь бабочки»
- Ребята, вы хотите узнать, как появляются бабочки?
Бабочка отложила яйца на растение. Из яиц вылупились гусеницы и стали, сразу много есть. Затем гусеница превращается в куколку. Внутри куколки гусеница превращается в новое существо. Куколка лопается, и из нее выбирается бабочка. Ее мягкие крылья становятся твердыми и она улетает. (демонстрация плаката «Жизнь бабочки»)
- А сейчас мы с вами вспомним, как появляются бабочки, и сделаем аппликацию. Картинки нужно расположить в правильной последовательности (дети выполняют коллаж).
- Расскажите, как же появилась эта бабочка?
5. Дыхательная гимнастика
- Посмотрите, кто к нам прилетели (пособие «Подуй на бабочку»). Давайте подуем на бабочек и посмотрим, как они летают.
6. Физ. минутка «Кузнечик»
Поднимите плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Тише, тише, Высоко,
Прыгай на носках легко.
7. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Дружно пальчики считаем –
Насекомых называем. (Сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это – жук с зеленым брюхом (Поочередно сгибают пальцы в кулачок)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит! (вращают мизинцем)
Прячьтесь! (руки за спину)
8. Работа с мнемотаблицей
- Посмотрите на картинки, кто на них изображен? Что общего у насекомых в первом ряду? Что общего у насекомых во втором ряду?
Упр. «Кого не стало?»: логопед закрывает по одной картинке, дети называют, кого не стало (жука, мухи, таракана…).
Логопед убирает мнемотаблицу.
- У вас на картинках такие же насекомые как были на таблице. Вспомните, как они были расположены и так же разложите картинки.
Упр. «Назови ласково»
- Все насекомые очень маленькие, давайте назовем их ласково (пчела, таракан, комар, жук)
Упр. «Сосчитай до пяти»
- Посмотрите, как много насекомых собралось на полянке, давайте их сосчитаем (одна бабочка, две бабочки…; одна гусеница, две гусеницы…; один жук, два жука…)
9. Развитие слухового внимания
- Насекомые издают различные звуки. Послушайте звуки и отгадайте, кто их издает (дети слушают запись звуков насекомых и называют, кто их издает).
10. Итог
- Ребята, вам понравилась полянка? Кого вы на ней встретили?
Мы подружились с насекомыми. Они, хоть и маленькие, но нужны природе. Давайте дадим себе слово не обижать их. Вы очень хорошо занимались, старались и получаете наклейки, на которых изображены насекомые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического группового занятия для детей старшего возраста "Путешествие звука Ч"
Конспект фронтального сюжетно-тематического занятия для детей старшего возраста в ДОУ...
Конспект логопедического индивидуального занятия для детей с ОНР II уровня с псевдобульбарной дизартрией.
Конспект логопедического индивидуального занятия для детей с ОНР тема "Автоматизация звука "с".Задачи:Образовательные: автоматизация звука «С» в слогах в односложных и двусложных словах в чистоговорка...

Конспект логопедического занятия «Профессии» для детей ОНР
Конспект логопедического занятия «Профессии» для детей ОНР...

Конспект логопедического занятия: «Использование новых игровых технологий в индивидуальной работе с детьми"
Конспект логопедического занятия: «Использование новых игровых технологий в индивидуальной работе с детьми «Весёлое путешествие». Цель: формировать навыки правильного произношен...

Конспект логопедического занятия в группе детей 6-7 лет по подготовке в обучении грамоте с использованием интерактивной презентации "Гласные звуки и буквы"
Конспект логопедического занятия в группе детей 6-7 лет по подготовке в обучении грамоте с использованием интерактивной презентации "Гласные звуки и буквы". Данный конспект и презентация под...

Конспект логопедического занятия в группе детей 6-7 лет по развитию лексико-грамматических категорий по теме "Дикие животные"
Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему "Дикие животные"...

Конспект логопедического занятия в группе детей 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте "Звук [Ц]. Буква Ц"
Занятие по подготовке к обучению грамоте"Звук [Ц]. Буква Ц"...