Активизация словаря дошкольника с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Данный практический материал поможет обогатить и активизировать словарный запас у дошкольника, имеющего тяжёлые нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_slovarya_doshkolnika_s_onr-2.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКА С ОНР
Я работаю учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. У нас в группе есть коробка с предметными картинками. Предметная картинка исчезает из коробки только тогда, когда все дети группы назовут данный предмет (слово). Бывает, что предметная картинка может лежать в коробке больше месяца. И тогда понимаешь, что нужно активизировать детскую деятельность на запоминание данного слова. Одним из таких способов является – работа со словом.
Слово усваивается быстрее, если обучение применению слова связано с его смыслом, и в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи.
Работа со словом включает в себя несколько упражнений, выполнение каждого упражнения – игрового задания предваряется появлением картинки-символа. В дальнейшем при появлении картинки-символа ребенок может самостоятельно выполнить игровое задание.
Предлагаю вашему вниманию данные картинки-символы (Приложение 1).
1. «Сова»: назвать слово, объяснить значение. Игровое упражнение может называться «Почему меня так называют?» или «Объяснялка».
2. «Грибы»: словоизменение. Игра: «Один – много»:
1 вариант: «Я назову один предмет, а ты несколько таких предметов (гриб – грибы)».
2 вариант: «Назвать предмет со словами «один – много» (один гриб – много грибов)».
3. «Цифры»: посчитать предмет от 1 до 5.
4. «Гулливер»: словообразование. Игра «Назови ласково» (столик, красненький, мохнатенький). «Назови большой предмет» (ручища, ножища).
5. «Перевернутый лягушонок»: подбор слов-антонимов. Игры «Как сказать наоборот», «Неприятели».
Вариантом картинки-символа может быть «Мальчик – наоборот».
6. «Зайки»: подбор слов-синонимов. Игры «Как сказать по-другому?», «Приятели».
7. «Дерево»: подбор предметов, признаков, действий (зависит от того над каким словом вы работаете, если существительное, то подбираем признаки и действия, если прилагательное – подбираем существительные и т.д.). Упражнение «Составь словосочетания с данным словом».
Обозначения слов-предметов, признаков и действий могут быть разными. Я использую следующие обозначения: белый квадрат – имя существительное, стрелка – глагол, синий треугольник – имя прилагательное.
8. «Я-ты-он…»: согласование глагола с местоимениями.
9.«Поезд»: составление предложения с данным словом.
1 вариант: «Я начинаю предложение, а дети заканчивают его данным словом». Используем все падежи: Это …(И.п.). У меня нет … Я отойду от … (Р.п.). Я вижу … (В.п.). Я рад …Я подойду к … (д.п.). Я любуюсь ….Я пойду в магазин за … (Т.п.); Я мечтаю о …(П.п.).
2 вариант: Составить предложение с данным словом.
10. «Цепочка»: введение слова в ассоциативный ряд. Игра «Продолжи цепочку слов». Инструкция: «Я назову слово, а вы в ответ назовите слово, которое придёт в голову (какое припомните). Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?»
11. «Семья»: подбор родственных слов.
12. «Мальчик-Вопросик»: задать вопрос с данным словом.
Играя с ребёнком в словесные игры, мы стимулируем его интеллектуальное развитие! Уверена, что после стольких игровых заданий картинки-слова исчезнут из коробки и словарный запас ребёнка станет богаче.
Литература:
1.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: СОЮЗ, 1999.
2.Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас. – М.: Издательство «Литур», 2008.
3.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы обогащение и активизации словаря дошкольников 4-5 лет.
Методы и дидактические приемы, направленные на обогащение словарного запаса воспитанников....
Использование краеведческого материала в работе логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников.
Данная статья рассказывает об обыте работы по использованию народной педагогики, материала устного творчества, народных традиций для решения воспитательных, образо...
Игры на обогащение и активизацию словаря дошкольников синонимами и антонимами
В данной презентации указаны игры, которые учат детей образовывать глаголы-антонимы, составлять предложения, развивают мышление, развивают умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы...
Консультация для родителей "Советы по активизации словаря дошкольников при помощи игровых речевых упражнений"
Рекомендации логопеда для работы родителей по речевому развитию в домашних условиях....
Лэпбук – как инновационное средство расширения и активизации словаря дошкольников.
Лэпбук – как инновационное средство расширения и активизации словаря дошкольников....
Активизация словаря дошкольника 3-4 лет
Консультация для педагогов по самообразованию...
Активизация словаря дошкольников
Данный материал содержит описание приемов активизации речи дошкольников и примеры их использования. Материал может быть полезен для воспитателей и специалистов детского сада....