Конспект занятия в подготовительной группе "Звуки В - Вь. Буква В. Новый год"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Погребняк Ирина Владимировна

Конспект расчитан на обучерие детей давать характеристику звуков В, Вь в сравнительном плане,формирование навыков словоизменения (употребление существительных в творительном падеже), дифференциацию зв уков В, Вь в слогах, словах, предложениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v-v.novyy_god.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки В - Вь. Буква В. Новый год.

Цели:

коррекционно-образовательные:

- учить детей давать характеристику звуков В, Вь в сравнительном плане;

- формировать навыки словоизменения;

( употребление существительных в творительном падеже).

коррекционно-развивающие:

- учить дифференцировать звуки В, Вь в слогах, словах, предложениях

- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

- развивать дыхание и голос;

- развивать мыслительную деятельность;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать гуманное отношение к речевым недостаткам своего соседа

Оборудование: картинки со звуками В, Вь, искусственная елка, елочные игрушки, куклы (мальчики), зеркала, схемы

Ход занятия

I. Организационный момент. Объявление темы.

- Заходите ребята, встаньте здесь.

- С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

Раздаю карточки, на них изображены картинки.

- По очереди назовите мне то, что изображено на карточке.

Дети называют.

- Вы уже догадались, о чём мы будем сегодня говорить?

- Правильно, будем говорить про Новый Год, … C:\Users\ASUS XM\Desktop\images.jpg

- А ещё к нам на занятие хотят попасть гости, мальчики Вова и Витя,  и просят  нас помочь нарядить ёлочку.

- Чтобы им помочь, вы должны быть внимательными, правильно говорить, выполнять задания и отвечать на вопросы полным ответом, уметь работать самостоятельно и все вместе. За правильные  ответы вы получите звёзды, а в конце занятия вы сможете обменять их на ёлочные украшения и помочь мальчикам украсить ёлку.

-А вы заметили, что в их именах есть звуки В и Вь, с которыми мы сегодня продолжим работать. Пригласим их, пусть поиграют с нами?

 -Но сначала, как всегда, мы хорошенько подготовимся. Приступаем:

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

1. Общее расслабление.

Шел по лесу Дед Мороз,

Мимо кленов и берез,

Мимо просек, мимо пней,

Шел по лесу восемь дней.

Энергично шагают.

Шел и притомился

Спокойно садятся на свои места

К ёлочке зеленой прислонился

Прислоняются к спинке стула

2. Развитие общей моторики.

С новым годом! С новым годом! Здравствуй, Дедушка Мороз!

Дети стоят лицом в круг, кланяются.

Он из леса мимоходом

Ёлку нам уже принес.

Идут по кругу, изображают,

как несут елку на плече.

На верхушке выше веток

Поднимают руки вверх.

Загорелась как всегда,

Опускают руки.

Самим ярким, жарким светом

Пятикрылая звезда.

Снова поднимают руки и

скрещивают их над головой.

3. Развитие мелкой моторики. «Елка».

Пальчики сцепляются –

Елка получается,

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики переплетаются между собой

(ладони под углом друг к другу).

Пальчики выставляются вперед.

Локотки к корпусу не прижимаются.

-Присядем на свои места и продолжим. Поставьте перед собой зеркала.

4. Массаж лица.

Принарядимся-ка к празднику!

Вытрем слезы,

Поглаживающие движения.

Нарумяним щечки.

Кругообразные движения.

Лицо щиплет нам мороз!

Поглаживающие движения.

5. Развитие мимических мышц.

Приснился нам волшебный Новый год:

Улыбка.

Много подарков возле елочки!

Радость.

Но вдруг злой волшебник разрушил праздник!

Грусть.

От испуга мы открыли глаза и увидели, что в комнате сверкает и сияет настоящая новогодняя елочка!

Восхищение.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

- для челюсти: движение челюстью вправо - влево;

- для губ: Лягушки, Хоботок, покусаем ниж.губу,

- для языка:  «маляр»

 

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

- «Сдуй снежинку с ладони»

- спеть, протяжно произнося звук А, куплет песни «В лесу родилась ёлочка».

 C:\Users\ASUS XM\Desktop\images.jpg

III. Связь звуков и букв.

- Посмотрите: Палочка,
Рядом две ровные дужки -
Вот и готовы
Очки для лягушки.

Это буква или звук?

IV.  Акустико-артикуляционный образ звуков.

- Буква Вэ имеет 2 звука. Давайте вспомним с вами характеристику звуков В, и Вь.

Произнесение звука В,  затем Вь          хором, индивидуально.

Характеристика звуков с подключением различных видов контроля.  

Звук В — согласный, твердый, звонкий, губно-зубной.

Звук Вь — согласный, мягкий, звонкий, губно-зубной.

 C:\Users\ASUS XM\Desktop\images.jpg

V. Развитие фонематического слуха:

Игра «Скажи наоборот»

Ва – вя

Вы – ви

Во – вё

Вэ – ве

Ву – вю

Ви – вы

вя – ва

ве  – вэ

вё – во

вю – ву      

C:\Users\ASUS XM\Desktop\images.jpg

VII. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах. 

Ноутбук            Таблица

- Игра «Доскажи слово».

Добавьте в конце слова слог ВА,           в начале слова слог ВЕ.

Сине...(ва)

(ве)...тер

Дро...(ва)

(ве)...точка

Со...(ва)

(ве)...чер

Сло...(ва)

 (ве)...нокC:\Users\ASUS XM\Desktop\images.jpg

- Игра «Подарки»

- К нам в гости пришли два мальчика: Витя и Вова, а так как скоро Новый год, то надо обязательно подарить им подарки: Вове – картинки со звуком В, а Вите – картинки со звуком Вь».

Дети комментируют свои действия:

«Я подарю картинку «ведро» Вите, потому что в слове ведро есть звук Вь» и т.д.

Ноутбук      (ЗИМА)

Игра «Какие слова подходят к картинке?»

- Ребята, посмотрите на картинку. Я называю слова, а вы хлопаете в ладоши, если слово подходит к картине и обратите на них особое внимание:

- Снег,  санки,  снежный  ком, пляж, босоножки, снегири, снегопад, снежинки, панамка, лес, ягоды, снеговик,

-  Какие похожие друг на друга слова вы услышали?

- Эти слова называются слова-родственники. Запомните! C:\Users\ASUS XM\Desktop\images.jpg

,

- Следующее задание будьте внимательны, дополните предложение:

На  макушке  елки  горит...  (звезда)

- Сколько слов в этом предложении?

- Давайте составим графическую схему предложения

(На столах и запишем на доске). C:\Users\ASUS XM\Desktop\images.jpg

-Скажите, а в слове звезда есть звук В или Вь? -Где он стоит в слове?

-Положите фишку необходимого цвета в схему слова, в ваш домик.

- Посмотрите другу друга, все правильно сделали? C:\Users\ASUS XM\Desktop\images.jpg

VIII. Физкультминутка.

Эй, ребята, не ленитесь!

На зарядку становитесь!

Справа друг и слева друг!

Вместе все в веселый круг!

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Покружились, потолкались.

Повернулись… Разбежались!!!

IX. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

- Ну а сейчас игра «Чем мы украсим елочку к  Н.Г.

Дети украшают елочку и комментируют свои действия: «Я украшаю елочку шарами. Я украшаю елочку дождиком. Я украшаю елочку снежинками. Я украшаю елочку звездочками. Я украшаю елочку гирляндами» и т.д.

X. Итог занятия и оценка деятельности детей.

О чём мы сегодня говорили? (Полным ответом)

 Какие звуки повторили?

Дайте характеристику звукам В, Вь.

Что нового вы узнали?(Слова родственники)

Чем мы сегодня украшали елочку? Для чего?

В каком из этих слов есть звук вь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамота. Конспект занятия в подготовительной группе " Согласный звук "Ж" и буква "Ж"

Согласный звук"Ж" и буква "Ж".     Цели: * актуализация знаний детей о звуке и букве "Ж"...

Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»

Учебное занятие разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет....

Конспект занятия в подготовительной группе "Как появились буквы"

Цель: обобщение и расширение знаний об истории письменности....

Конспект занятия в подготовительной группе "Звук и буква Б"

Совершенствовать умение детей различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчётливо произносить слова с естественными интонациями....

Конспект занятия в подготовительной группе "Звук и буква Ж"

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж.      Коррекционно-образовательные задачи:1) закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, с...

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с буквами «Ь» и «Ъ» знак»

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с буквами «Ь» и «Ъ» знак»...