Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»
план-конспект занятия по обучению грамоте
Конспект занятия по обучению чтению для детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр внешкольный работы
с детьми и молодежью
Калининского района Санкт-Петербурга
«Академический»
Конспект занятия
Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»
Образовательная область: Обучение чтению
Возраст детей: 5-6 лет
Автор-составитель:
Жугина Елена Викторовна
педагог дополнительного образования
Санкт – Петербург
2018 г.
Пояснительная записка
Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»
Методика проведения:
Использование элементов методики М. Монтессори
Обоснование методики проведения занятия:
Учебное занятие разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет. Отличительной особенностью методического приема является использование на занятиях карточек с буквами, изготовленными из наждачной бумаги. Использование данного приема позволяет ребенку сопоставлять звук и символ, его обозначающий. Упражнение с данными буквами устанавливает зрительно-тактильно-слуховые образы алфавитных знаков, развивает тактильную память, фонематических слух при их заучивании и слиянии в слогах. Особенностью обучения чтению с использование наждачных букв является тактильное «письмо»(обводка букв). Овладевая таким видом «письма» ребенок быстрее учится читать.
Второй особенностью методического приема является использование на занятии одного из видов штриховки. Для штриховки используются цветные карандаши, что позволяет тренировать мышечную силу нажима. Что в дальнейшем помогает увеличить скорость письма. Данный прием также способствует формированию навыков чтения.
Цель: Познакомить воспитанников с согласным мягким звуком [щ] и буквами его обозначающими, совершенствование навыков плавного слогового чтения.
Задачи:
I. Образовательные
1. Познакомить воспитанников с буквами «Щ», «щ», формировать представление о мягком согласном звуке [щ]
2. Формирование навыков чтения слогов и слов с буквами «Щ», «щ»
II. Развивающие
1.Развивать фонематический слух
2.Развивать речь, мышление, внимание, память.
3. Расширять кругозор воспитанников
4. Обогащать словарный запас воспитанников
III. Воспитательные
- Воспитывать интерес к чтению, любознательность
- Воспитывать чувство товарищества, дисциплинированности, самостоятельности.
- Воспитывать умение работать в группе, слышать друг друга
Оборудование занятия:
- Дидактический материал для педагога:
Презентация, домик звука «Щ», картинка «на что похожа буква», аквариум с рыбками, мяч
- Дидактический материал для воспитанников:
Наждачные карточки с буквой «щ», счетные палочки, буквы для штриховки, О.Жукова «Букварь»
- Материально техническое оснащение занятия:
- Ноутбук
- Телевизор (мультимедийная установка)
- Магнитофон
Конспект занятия
П. (педагог) Д. (дети) | Ход занятия (слова, действия педагога и воспитанников) | Время |
I этап Организационный момент | 2 мин. | |
П. | Мы красиво, ровно встали, Ручки за спину убрали Поздоровались со мной. | |
Д. | Здравствуйте, Елена Викторовна! | |
П. | Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. | |
Д. | Здравствуйте, дорогие гости! | |
П. | Садитесь, пожалуйста | |
П. | Давайте настроимся на работу. Проверим, какие вы внимательные, поиграем в игру «Солнышко, заборчик, камушки» | |
Д | Играют в игру «Солнышко, заборчик, камушки» | |
II. Введение в тему занятия | 2 мин. | |
П. | А сейчас, ребята, отгадайте загадку: «У родителей и деток Вся одежда из монеток» Кто это? | |
Д. | Рыбы | |
П. | Слайд № 1 Сегодня на занятии мы с вами вспомним, какие бывают рыбы и где они живут. С их помощью мы продолжим учиться читать, а одна из них познакомит нас с новым звуком и буквой. За каждое правильно выполненное задание мы с вами получим рыбку для аквариума. | |
| 8 мин. | |
| ||
П. | Давайте посмотрим на экран и вспомним, где живут рыбы, прочитаем слова. | |
Д. | Дети на экране читаю места обитания рыб. | |
П. | Слайды № 6-10 А сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран, давайте прочитаем названия некоторых рыб. | |
Д. | Дети на экране читают названия рыб. | |
П. | Молодцы ребята, за правильно прочитанные слова мы получаем с вами рыбку для нашего аквариума. | |
| ||
П. | А сейчас мы с вами опустимся на речное дно. Давайте наденем водолазный костюм, маску. (на слайде № 11 фотография водолаза на глубине) | |
Д. | Дети иммитируют, одевание водолазного костюма. | |
П. | Открывает слайд № 12 с фотографиями медузы, улитки, рыбки | |
П. | Кого мы видим? | |
Д. | Рыбку, улиток, медузу | |
П. | Ребята, а кто здесь лишний? Почему? | |
Д. | Медузы, они не живут в реке | |
П. | Молодцы, ребята, хорошо поработали. Мы получаем рыбку в аквариум | |
Д. | Воспитанник прикрепляет рыбку в аквариум | |
| 2 мин. | |
П. | А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Плавает, не плавает». Я буду называть различные предметы, животных. Если то, что я назвала, плавает, вы изображаете плавание, если нет, то стоите на месте. | |
П. | Называет слова: карась, верблюд, лодка, пингвин, стрекоза, бабочка, утка, петух, корабль, курица. | |
Д. | Дети играют в игру | |
VI. Изучение темы занятия | 5 мин. | |
П. | Ребята, гуляя по речному дну мы с вами встретили…Кто это? Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает | |
Д. | Щука | |
П. | Правильно, это щука, давайте посмотрим какая она. Слайд № 13 Посмотрите на экран (на экране фото щуки) | |
Д. | Она большая, зубастая | |
П. | А кто помнит, в какой сказке главной героиней была щука? | |
Д. | «По щучьему велению» | |
П. | На экране вы видите эпизод этой сказки. Слайд № 14 | |
Выделение нового звука | ||
П. | Послушайте слово «щука». Какой первый звук слышим в этом слове? | |
Д. | Звук [щ] | |
Характеристика звука | ||
П. | Давайте подумаем, что мы можем рассказать о звуке [щ]? | |
Д. | Это согласный, мягкий, глухой звук. | |
П. | Каждую характеристику проверяют вместе с педагогом. | |
Знакомство с буквой | ||
П. | На что похожа буква? | |
Показ занимательной буквы. | ||
Дети рассказывают на что, как им кажется, похожа буква «щ» | ||
П. | Читает стихотворение, на что похожа буква «щ» На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же! Щ- играющий щенок Кверху лапками он лег. Буква Щ поможет нам чистить зубы по утрам. Хватать, глотать умеют щуки – Другой не нужно им науки | |
П. | Молодцы, хорошо поработали и получаем рыбку в аквариум | |
П. | А сейчас мы превращаемся в рыбок и плывем за столы. | |
Дети под музыку «переплывают» за столы | ||
VII. Практическая работа | 13 мин. | |
| ||
П. | Обводка пальчиком по букве из наждачной бумаги. Педагог показывает на доске дети у себя на столах. | |
| ||
Дети составляют букву самостоятельно, опираясь на карточку с буквой. | ||
П. | Педагог проверяет. Молодцы. Мы получаем еще одну рыбку. | |
Ребенок прикрепляет рыбку в аквариум. (кто быстрее и правильно составил букву из палочек) | ||
П. | А сейчас, приводим в порядок свое рабочее место и плывем в первый ряд. | |
Дети, изображая, что они плывут, переходят в 1 ряд под музыку. | ||
| ||
П. | А сейчас давай еще поиграем в мяч и вспомним, какие вы знаете слова на звук [щ] | |
Дети передают мяч по кругу под музыку, музыка останавливается . У кого мяч в руках, называет слово на звук[щ] | ||
П. | За хорошую игру мы тоже получаем рыбку для аквариума | |
Ребенок прикрепляет рыбку. | ||
4. Чтение слогов и слов с новой буквой | ||
П. | Ребята, щука и новая буква помогут нам прочитать слоги. Давайте посмотрим на экран и прочитаем хором слоги Слайд № 15 | |
Дети читают хором: ща, щу, щи, ще | ||
П. | А сейчас задание усложняется: мы читаем слова. | |
Слайды № 16-17 На экране слайды со словами, которые дети хором читают Слова: щука, щи, лещ, овощи, товарищи, щепка, щетка | ||
П. | Вы все правильно прочитали, и получаете еще одну рыбку. | |
5. Штриховка буквы Щ | ||
П. | А сейчас мы переплываем опять за столы, мы будем штриховать букву «щ» [щ] - это согласный мягкий звук, поэтому штриховать мы будем букву зеленым цветом. ( показ на доске с объяснением) Штрихуем прямыми горизонтальными линиями слева направо. | |
Д. | Выполняют штриховку буква Щ | |
Молодцы, буквы получились очень красивые и мы получаем еще одну рыбку для нашего аквариума | ||
6. Работа с картинками | ||
П. | А сейчас давайте посмотрим на картинку, вам нужно раскрасить только те предметы, в названиях которых есть звук [щ] | |
Д. | Дети выполняют задание самостоятельно с последующей проверкой. | |
П. | Сережа, какие предметы ты раскрасил? Поднимите руку те, кто согласен с Сережей. Проверка, исправление ошибок Мы получаем еще одну рыбку в аквариум | |
7.Физкультминутка | ||
8. Работа с учебником | ||
П. | А сейчас открываем учебник на странице 90 Чтение слов по цепочке Ребята, будьте внимательны, следите за чтением ваших товарищей, чтобы наша цепочка не порвалась. | |
Д. | Читают по цепочке столбики слов | |
VIII. Подведение итогов | 2 мин. | |
П. | С каким звуком мы сегодня знакомились? | |
Со звуком [щ] | ||
П. | Кто может рассказать про этот звук? Дать ему характеристику. | |
П. | Каких рыбок вы запомнили? | |
Караси, щука, сом | ||
П. | А давайте посчитаем рыбок в нашем аквариуме | |
Дети хором считают | ||
П. | Молодцы, мы сегодня хорошо поработали. У нас целый аквариум рыбок. | |
IX. Организационный конец занятия | 1 мин. | |
П. | Ребята, я говорю вам спасибо за занятие. До свидания | |
До свидания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»
Учебное занятие разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет....
Презентация к занятию по теме: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»
Компьютерная презентация разработана к учебному занятию в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет. ...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"
Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...
Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов и слов
Цель: Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из определённых букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Ф...
Знакомство с звуком "ЙУ", буквой Ю, ю. Чтение слогов, слов.
Цель:Ознакомление с буквой Юю. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, з...
Письмо от жирафа от Тоши. Звук "И", буква "И". Чтение слогов и слов
Цель: - Познакомить со звуком [и], буквой И, соотносить звук и букву....
Закрепление пройденного материала. Гласные звуки и буквы. Чтение слогов и слов.
Цель: Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из определённых букв. Закреплять умение различать гласные и согласн...